Вверх
E142d0a8 d81d 419e 8049 1143dfa88515

Как фотографировать интерьер: простые советы от профессионала

Дата публикации: 06.02.2023

Меня зовут Филипп Толстиков (@filipp_tolstikov_), я коммерческий фотограф.

В этой статье поделюсь своими методами, которые выработал за многие годы съёмки, расскажу об основных принципах интерьерной съёмки, на что стоит обращать внимание в первую очередь.

Как фотографировать интерьер: простые советы от профессионала

Фронтальный вид, интерьер гостиной

Для кого и как снимают интерьеры?

Всё зависит от поставленных задач и от того, кто твой заказчик. Он может быть дизайнером интерьера, архитектором или строителем. Всем нужны не только 3D-картинки, но и реальные фотографии выполненных ими работ. Например, фотографии со смартфона в журналы не принимают, редакция смотрит только профессиональные снимки с детальной ретушью. Ещё в целевую аудиторию интерьерной съёмки входят рестораны, отели и другие коммерческие помещения, а также рекламные агентства по продаже и аренде недвижимости.

Первый случай — это самый трудоёмкий, но и очень интересный процесс. Уместно показать отдельные части интерьера, отразить акценты, идеи, которые дизайнер применил в проекте, и то, как он смог гармонично обыграть пространство.

Классический фронтальный вид, интерьер ресторана

Классический фронтальный вид, интерьер ресторана

Вид под углом 45 градусов, фото интерьера ресторана

Вид под углом 45 градусов, фото интерьера ресторана

До начала съёмки интерьера обязательно побывайте на объекте вместе с заказчиком, чтобы он высказал свои пожелания. Чтобы понять задачу и концепцию съёмки, присмотрите примерные ракурсы, пофотографируйте на смартфон и прочувствуйте масштаб пространства. Чёткого рецепта, как фотографировать интерьер, нет, это искусство. Удачные решения могут найтись в процессе работы.

Определите главные акценты в интерьере. Если вы заранее проработаете детали, вам будет намного легче во время съёмки. Обсудите основные моменты с заказчиком: к примеру, что потребуется вам во время съёмки, каких предметов или мебели не хватает на данный момент. Немаловажным моментом является составление договора между хозяином помещения, клиентом и вами. Обязательно пропишите, какие помещения вы будете фотографировать, чтобы в дальнейшем вы и дизайнер могли использовать фотографии в журналах, социальных сетях и т. д. Для получения более проработанных фотографий дизайнер, завершив свой проект, приглашает стилиста, флориста и декоратора. Их работа очень важна, ведь они помогают подготовить интерьер к съёмке, сделав его более живым и наполненным в кадре.

Крупный план декора

Крупный план декора

Фотографию интереснее рассматривать, если на ней присутствует сюжетная линия, которая отражает особенности проекта. Например, в интерьере могут быть использованы предметы, которые заказчик собирал во время путешествий: мебель, предметы декора, статуэтки. В этом случае будет здорово показать на фотографиях эту историю интерьера. Если за окном красивый пейзаж, лучше постараться связать ландшафт и интерьер в снимках. Такое решение придаст кадру атмосферности.

При съёмке интерьера для дизайнера очень много времени уходит на постановку кадра, расставление декора «в меру», чтобы всё выглядело максимально гармонично или, наоборот, минималистично. Важны буквально сантиметры: место установки штатива с камерой, угол съёмки, подобранный вместе с дизайнером и декоратором.

Как создать объём в кадре, чтобы изображение не выглядело плоским? В идеале используется естественное освещение, чтобы правильно передать цветовую гамму, которая дорабатываться на этапе постпродакшена. Если окна помещения выходят на теневую сторону или погода пасмурная, можно воспользоваться вспышками. Их нужно расположить так, чтобы во время съёмки не было засветов, жёстких теней и бликов. При всех этих условиях съёмка одного объекта может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Коммерческие помещения — рестораны, офисы, торговые центры — лучше фотографировать до открытия, чтобы не было людей в кадре, если того не требует задача. Если нет возможности сделать съёмку до открытия объекта, тогда можно снять серию снимков с одной точки, а затем соединить их в один кадр, убирая людей в фоторедакторе.

Если вы делаете съёмку для риэлтора, тут всё намного проще, и процесс работы достаточно быстрый. В основном используется сверхширокоугольный объектив, чтобы вся комната поместилась в кадр, а пространство выглядело больше. Главное, чтобы изображение было чистым, светлым и презентабельным.

Если сторона солнечная, то свет солнца может выгодно использоваться для формирования объёма и светотеневого рисунка. Ещё один вариант — ловить отражения от поверхностей в качестве деталей на снимках. Подготовьте помещение к съёмке, уберите лишние детали для более чистого кадра. Попробуйте расставить мебель так, чтобы она правильно смотрелась на снимке.

Выбор точки съёмки

Неточно подобранный угол съёмки ломает геометрию снимка и мешает визуальному восприятию кадра.

Фронтальная съёмка имеет ряд преимуществ. Легко ловить горизонтальные и вертикальные линии, есть возможность делать как общие, так и средние, крупные планы.

Фронтальный ракурс, многоплановый вид

Фронтальный ракурс, многоплановый вид

Съёмка с угла под 45 градусов. Можно поместить в кадр как полностью комнату, так и отдельные зоны: стол, часть дивана, кресло на фоне стены.

Пример съёмки под углом 45 градусов

Пример съёмки под углом 45 градусов

Съёмка холла под углом 45 градусов, вид на консоль с зеркалом

Съёмка холла под углом 45 градусов, вид на консоль с зеркалом

Съёмку маленьких помещений лучше делать по диагонали, так снимать проще, в кадр войдёт больше пространства. Зачастую приходиться изворачиваться и пролезать в углы помещения, чтобы всё максимально вошло в кадр.

Пример съёмки в небольшом помещении спа-комплекса (по диагонали)

Пример съёмки в небольшом помещении спа-комплекса (по диагонали)

Импровизируйте, меняйте планы, делайте и общие, и крупные кадры — всё это позволит получить разнообразные фотографии.

Выбран фронтальный вид душевой, чтобы подчеркнуть вертикальные и горизонтальные линии.

Выбран фронтальный вид душевой, чтобы подчеркнуть вертикальные и горизонтальные линии.

Совмещайте несколько планов «помещений» в кадре. Так вы сможете показать зонирование, благодаря чему будет хорошо читаться работа дизайнера.

Совмещение нескольких планов в одном снимке

Совмещение нескольких планов в одном снимке

Оборудование и техника съёмки

Фотоаппарат следует предпочесть с полнокадровой матрицей. Кроп-система нежелательна из-за высоких требований к детализации итогового снимка. В идеале стоит применять среднеформатную камеру. Она обеспечит больший динамический диапазон, отличную цветопередачу и высокое разрешение. А вот выбор бренда не так критичен, всё зависит от личных предпочтений фотографа.

Объектив. Конечно, съёмка интерьера не обходиться без широкоугольного объектива. Для некоторых задач и несложных проектов используют фокусное расстояние 16 мм, 14 мм и так называемый «рыбий глаз». Он обеспечивает сильные геометрические и перспективные искажения, и в процессе обработки таких снимков вы потеряете немалую часть композиции и резкости изображения. Зато такие объективы сравнительно доступны и обеспечивают огромный угол обзора.

Если подходить к съёмке профессионально, то советую использовать объективы с фокусным расстоянием от 24 мм и больше. Выравнивание линий в редакторе будет минимальным, композиция получится более художественной. К примеру, объектив с фокусным расстоянием 16 мм уже будет искажать перспективу и округлять вертикальные линии. А главное — будет утерян композиционный акцент. Поэтому на сверхширокоугольные объективы фотографии получаются простые и заурядные. Но задача профессионального фотографа заключается в том, чтобы найти лучший ракурс, подчеркнуть детали интерьера.

Фикс или зум-объектив? Преимущество использования зум-объектива с фокусным расстоянием 24-70 мм — свобода действий, гибкий выбор угла обзора от широкоугольного кадра до крупных планов без смены оптики. В случае с фиксированными объективами, придётся часто передвигать штатив с камерой для выставления нужной композиции. И в этом случае, чтобы отснять разноплановый интерьер, у вас должно быть от 3 до 5 фикс-объективов. Фиксированные объективы имеют более высокую резкость на открытых диафрагмах, но интерьер снимают с закрытой диафрагмой f/8-11, поэтому практически всё поле кадра будет в резкости. Гораздо удобнее на съёмку интерьера взять один зум-объектив.

Штатив в интерьерной съёмке — это обязательное условие для получения профессионального результата. Нельзя допускать смазанного изображения, резкость должна быть идеальной по всему полю кадра. Также на фотографии не должно быть пересвеченных окон и чёрных теней. Штатив позволяет неподвижно делать брекетинг 3 или 5 кадров подряд с разной экспозицией. Для брекетинга нужно сделать один кадр с нормальной экспозицией, второй кадр с экспозицией без пересветов, на третьем кадре выставлять более длинные выдержки для получения информации в тенях. Далее совмещать все три фотографии в фоторедакторе для ретуши. Это должен быть именно фотоштатив с 3D-головой. Такая голова позволяет менять поворот или наклон камеры раздельно по каждой оси с идеальной точностью. Шаровая голова в этом случае может оказаться неудобной, а видеоштативы не имеют удобной регулировки наклона камеры по третьей оси.

Вспышки. Для интерьерной съёмки используются мобильные накамерные вспышки. Они удобны тем, что имеют беспроводное радиоуправление, широкий угол освещения, быстрое время перезарядки, несколько режимов работы вспышки.

Для изменения качества света от вспышки можно использовать такие насадки, как зонты, софтбоксы. Зонты смягчают и распределяют свет. Софтбоксы усиляют эффект, делая освещение более естественным.

При использовании вспышки для интерьерной съёмки следует располагать её вне камеры и направлять на потолок или стены, чтобы создать непрямой, рассеянный свет. Это создаст более мягкий и естественный свет, чем при использовании прямой вспышки. Но вы также можете направить вспышку прямо на объект съёмки, чтобы заполнить тени, создать драматический световой эффект или подчеркнуть некоторые особенности.

Интерьерная съёмка — это увлекательный процесс: помимо поставленной задачи, вы как профессионал можете творить, искать свои фишки в съёмке, задействуя интересные приёмы, которые выделят вас среди остальных.

Фотограф - Филипп Толстиков

Дизайнеры - Вавилова Алена, Дана Мусина и др.

Дата публикации: 06.02.2023
Комментировать
2e668f22 b81f 4577 8541 0d6270fb26af square 100
Филипп Толстиков

Занимаюсь коммерческой и художественной фотографией. Победитель и участник многих международных конкурсов. Фотографии публикуются в зарубежных журналах и выставках.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей