Вверх
  • Съемка под водой: выбор фотоаппарата для подводной съемки
  • Экспозиция в фотографии: что это такое
  • Гистограмма: что такое и как пользоваться
  • Фотографируем на концертах и в клубах
  • Как фотографировать пейзаж: выбор объектива и настройки фотоаппарата
  • Ночная съемка: как получить удачный кадр
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Экспозиция в фотографии: что это такое

Обсудить
Съемка в условиях слабого освещения требует длительных выдержек
Съемка в условиях слабого освещения требует длительных выдержек

Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность, выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.

Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.

Диафрагма

Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5
Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5
Виляние диафрагмы на ГРИП: f/22
Виляние диафрагмы на ГРИП: f/22
z

Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.

Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.

Выдержка (время экспонирования)

Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.

При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экспопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.

ISO 100
ISO 100
ISO 400
ISO 400
ISO 800
ISO 800
z

Светочувствительность (ISO)

Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.

z

Если у вас остались вопросы об экспозиции в фотографии, задайте их в разделе «Вопросы эксперту»!

Опубликовано: 25.10.2007

Обсудить
User 281738baa93d28ad4d9b4f3d124a348b080a590f759f34ec3fd10c293d18ac04
Леонид Клепов
Опубликовано 25.10.2007
Георгий Полицарнов, 2016-02-01T08:57:53

Пропорционально закрывать диафрагму или снижать чувствительность.

Лиза, 2016-01-29T21:27:13

Что необходимо сделать что б експозиция при увеличении выдержки не минялась ?

Andrew Okorokov, 2014-06-30T20:06:33

xDD

Виктория, 2013-05-20T11:09:44

мне нужен двойной кит)и все станет на свои места)определюсь и пойму что и как фоткать)Спасибо Георгий)..

Виктория, 2013-05-20T11:05:29

то есть фотоаппарат меня сам всему научит?)все расскажет и покажет?)я так и думала)..вот о китовом объективе я не знала..спасибо)..сейчас почитаю о нем.

Георгий Полицарнов, 2013-05-20T10:56:44

Лучше выбросить всю теорию из головы и купить фотоаппарат с китовым объективом. Он вам подскажет сам, что вам дальше понадобится: фикс или зум, широкоугольник или что-то еще.

Виктория, 2013-05-20T10:55:01

Да?))а я уже даже сама себя экранизировала по всем темам которым прошла))думаете это лишнее?мне так легче..когда я понимаю что я делаю и зачем)Вы правы)что за фотограф без фотокамеры)нужно не в голове манипулировать с изображением,а брать фотоаппарат и смотреть что получается)..скажите для того чтоб снимки были многогранны объектив нужен с зумом?я имею ввиду что бы снимать можно было по разному)и лучше широкоугольник для детализации?

Георгий Полицарнов, 2013-05-20T10:37:35

Покупайте фотоаппарат и заканчивайте теоретизировать:) Так ничего не выйдет.

Виктория, 2013-05-20T10:32:23

Спасибо)только у меня пока еще нет фотоаппарата)я только начала изучать теорию..я понимаю что теорию эффективней закреплять практикой..но я пока еще мало чего знаю,поэтому не тороплюсь с выбором фотоаппарата..я фотографирую у себя в голове)смотрю на какой то пейзаж или еще что то и думаю как и что я бы сфотографировала)..ну..как то так)..

Георгий Полицарнов, 2013-05-20T08:41:58

Виктория, просто возьмите фотоаппарат в руки и все попробуйте. Даде если я отвечу на все ваши вопросы по порядку, вы все равно ничего не запомните, а главное — не проассоциируете это с реальными съемочными ситуациями. Например, штатив нужен только в одном случае: когда света действительно не хватает, и выдержка получается слишком длинной.

Виктория, 2013-05-20T02:55:22

Здравствуйте! я самообучаюсь уже три дня)очень мне интересно)во все тщательно вникаю..пытаюсь понять все детали..из ваших комментариев Сергей я узнала о таком понятии как экспокоррекция - и у меня сразу возник вопрос..как я поняла экспокоррекция - прибавляет или убавляет яркость экспозиции с помощью выдержки или диафрагмы..Например если делать снимок архитектуры широкоугольником прибавив при этом яркость экспозиции т.е увеличить диафрагму или выдержку..так как снимок должен быть детализирован увеличим выдержку...выдержку можно компенсировать увлечением ISO ,но если физический размер матрицы не большой появятся шумы от нагрева матрицы..тогда лучше использовать штатив? чтоб снимок получился не смазаным?правильно?как я понимаю при экспокоррекции нужно увеличивать ISO или иметь штатив?вопрос наверно достаточно сумбурный..если честно я чуть запуталась..Если с помощью экспокоррекции убавить яркость экспозиции - то уменьшится диафрагма или выдержка,если диафрагма тогда можно уменьшить выдержку компенсируя ее светочувствительность или штатив?правильно?а если уменьшить выдержку,то увеличится диафрагма и угол обзора будет меньше?так?а если прибавить яркость то опять же или выдержка или диафрагма увеличится?т.е.диафрагма и выдержка одинаково меняется при плюсе и минусе,только яркость убавляется или прибавляется?вот так я поняла в ходе своих рассуждений)..подскажите,правильно?

serval, 2012-08-05T17:08:48

Ясно, тяжко конечно, но пока сам не приду ко всему этому, всё-равно ничего не пойму. Буду читать и фотографировать :)

Георгий Полицарнов, 2012-08-05T16:41:14

И опять не так! ISO, выдержка и диафрагма как раз определяют экспозицию. Она будет разной для разных кадров. а значит, нельзя вот так взять и выставить наугад эти параметры.

serval, 2012-08-05T15:49:35

Спасибо. Т.е днём при ярком солнце статический объект. Исо 100, выдержка 1/100, диафрагма 6,8 (грубо), экспозицию конечно труднее назвать, но ясно. Это всё для начального понимания очень приблизительно, я понимаю. Буду пробывать, спасибо :)

Георгий Полицарнов, 2012-08-05T15:35:58

Нет, неправильно.
1. Чем больше цифра, тем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше света попадает на матрицу.
2. f3,5-6,8 означает, что у вашего объектива переменная светосила: при увеличении зума она падает, то есть при большем зуме объектив пропускает меньше света.
3. Чтобы фотография получилась резкая, должна стоять короткая выдержка. Конечно, все зависит от сюжета. Для статичного сюжета около 1/100. для динамичного — 1/500-1/1000.

serval, 2012-08-05T15:28:12

Спасибо за вразумление. Ещё, подскажите пожалуйста для полного понимания. У меня f3,5-6,8. Я правильно понимаю, что 3,5 - надо выставлять днём, когда много солнца, а 6,8 когда темно? Я понимаю, что всё относительно, но я имею ввиду сам принцип. И ещё, чтобы днём при ярком солнце получилась резкая, не мыльная фотография какие должны быть значения выдержки, диафрагмы, экспозиции и исо? Вопрос общий, но давайте представим просто идеальные условия. Фотоаппарат Canon PowerShot SX260 HS

Юля, 2011-08-31T13:21:40

Спасибо большое!купила свою первую зеркалку,вызубрила все инструкции,и так ничего не поняла.даже расстроилась,решила,что зря купила фотик,что не дано мне.и слава Богу нашла вашу страничку!все так доступно описано!во всем легко разобралась.очень рада!

Флоп, 2011-08-16T15:19:52

Особенности eos 50d для начинающих таковы, что в режимах автоматического определения экспозиции, а это почти все режимы, кроме ручного, аппарат определяет экспозицию по объекту, с доминирующим размером в кадре (это либо небо в полкадра, и тогда камера будет прорабатывать только светлые оттенки неба, либо памятник, который намного темнее небес, и его темные очертания станут более читаемыми, т.е. усредненными, но без деталей в светлом небе)...
Постройте композицию с наиболее важным для Вас объектом, и после этого, при определившейся экспопаре, добавьте экспокоррекцию в "ПЛюс" (если важный объект слишком тёмен по-вашему) или "МИнус" (если важный объект слишком свЕтел по-вашему). Шаги экспокоррекции составляют треть ступени, так что будет несложно подобрать нужную величину... ;)

Флоп, 2011-08-16T14:42:42

Так увеличьте выдержку до 2 минут с фильтром... ND1000 у цейса есть отличные стекла..
Это почти неотъемлемый аксессуар для длительных экспозиций...

Сергей Виноградов, 2011-07-30T02:13:18

Ох, не получается длинной выдержкой убирать несущественные движущиеся объекты - все оставляют протяженный след через всё фото. А вот сделать несколько кадров со штатива с задержкой во времени несколько секунд и с нормальной ПОСТОЯННОЙ экспозицией, и потом в фотошопе соединить эти фотографиии, и там, где есть ненужный движущийся объект, просто стереть его, чтобы на нижнем слое фотографии появился этот же участок БЕЗ движущегося объекта - это я уже делал неоднократно. У меня есть фотография храма Христа Спасителя, которую я сделал в полдень, со стороны набережной Москвы-реки, а по набережной в это время было очень приличное движение, и вдоль храма шли люди. Так я из 4-5 кадров сделал так, что ни машин (троллейбусов, грузовиков и пр.), ни людей нет. Есть, впрочем, один человек в кадре. Он стоял вдалеке, опираясь на заборчик, и не шевелился, пока я снимал. Чистая набережная! Прямо возникает вопрос: когда такое могло быть?

Aa36aa0f 3c1a 43ea 906c e680576dc4e8