Сегодня я начну рассказ о некоторых из своих любимых объективов, а в качестве иллюстраций подберу фотографии, снятые на фестивалях и театральных площадках. Отмечу, что этот комплект объективов подойдёт для любой репортажной съёмки, хотя в данной статье я покажу снимки, сделанные именно в театре.
Начну с самого распространённого. Фактически у каждого фотографа, часто работающего с театральной темой, есть что-нибудь, похожее на мой AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II. Популярность этого «стекла» вполне объяснима востребованностью фокусных расстояний.
В случае с Nikkor это ещё и высокая светосила, в которой диафрагму 2.8 можно считать абсолютно рабочей. В условиях постоянной нехватки света большинство кадров делается именно на 2.8, и это резкие кадры с прекрасной детализацией. Стабилизатор этого объектива (и его новой версии AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR) весьма эффективен в любой съёмочной ситуации, когда нужно снимать с рук на длинных выдержках или больших фокусных расстояниях. Мотор автофокуса работает безупречно и в новом объективе, и после многих лет эксплуатации. У меня способность AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II фокусироваться быстро и точно в крайне сложных световых условиях вызывает искреннее изумление. Так, можно спокойно выбирать точку съёмки прямо напротив бокового софита и быть уверенным в том, что камера сделает точно сфокусированный кадр, даже если ты попросту не видишь артиста в световом потоке. Отличный блок фокусировки в камере плюс стабилизатор и мотор объектива дают всегда резкий кадр.
Работая с 70-200, можно спокойно заниматься фотографией — технические проблемы во многом отходят на второй план.
Лично мне очень нравится его тяжесть: AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II весит почти полтора килограмма, при этом он хорошо ложится в руку, тремор практически гасится — так называемая стабилизация собственным весом.
Внимание, совет! Для того, чтобы снимки, сделанные в условиях театра, были всегда сфокусированы, а камера выдала максимум своих возможностей, нужно обязательно соблюдать несколько условий.
Во-первых, для корректной работы оптика должна быть чистой. Безукоризненно. Всегда.
Во-вторых, камера должна регулярно проходить штатное обслуживание в сервис-центре, включающее и настройку, и чистку.
В-третьих, на объективе должна стоять штатная бленда. Воспринимайте бленду как часть оптической схемы вашего объектива и работайте только с ней.
В-четвёртых, работайте без защитных и прочих фильтров всегда, кроме тех случаев, когда они действительно нужны. Любой фильтр усложняет оптическую схему, а это даёт определённый процент несфокусированных кадров в условиях сложного театрального освещения. Особенно это будет заметно в съёмках с резким боковым или фронтальным светом. Я рекомендую на театральных площадках снимать фильтры — возможно, это поможет не промазать по фокусу и сделать «тот самый кадр».
Конечно, существует множество нюансов, скрытых в настройках камеры и практическом опыте фотографа. Но соблюдение простых правил, о которых я написал выше, даст вам прирост корректно сфокусированных кадров процентов на 25, что очень важно. Разумеется, совет касается съёмки в конкретных условиях — в театре.
Что можно снять длиннофокусным объективом? Портрет? Да, конечно, AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II даст вам возможность сделать кадр с крупным планом, даже если артист находится на противоположной стороне сцены. Но работая с портретом, не забывайте про то, что у артиста есть руки! старайтесь строить композицию так, чтобы руки присутствовали в портретном кадре, это может помочь вам сделать образ глубже, придать ему выразительности.
Завладеть вниманием зрителя можно, вводя в кадр элементы второго плана, перекликающиеся с эмоциональным состоянием главного героя. Это касается и сцены, и закулисных сюжетов. Смотрите шире, замечайте всё происходящее.
Но этим возможности объектива, конечно же, не ограничиваются. Можно отойти подальше, например, в глубину зрительного зала, и снимать издалека на 70 мм. В большинстве театров на этом фокусном расстоянии вы получите всю сцену в кадре. Это пригодится и для общего плана в театральной постановке, и для того, чтобы показать, к примеру, масштабность происходящего — представьте себе маленькую фигурку артиста на огромной сцене. Выстраивая вертикальный кадр, можно поискать точку съёмки и включить в кадр софиты — иногда это очень выгодный приём, подчёркивающий атмосферу и отсылающий зрителя к театральности происходящего.
Можно оставить плоскость и воспарить ввысь. Подняться на самый верхний ярус в зрительном зале или попроситься в ложу осветителей. Снимая сверху, пользуйтесь возможностями изменения фокусного расстояния от 70 до 200 мм: верхняя точка съёмки даёт нам одновременно и возможность работать с тенью на относительно широких фокусных, и не упустить эффектные крупные планы с руками на длинном фокусе (200 мм). Верхняя точка съёмки почти всегда находится со стороны основного светового потока, освещающего артиста, поэтому фотограф при съёмке сверху получает некоторый выигрыш по свету. Можно сократить выдержку или уменьшить ISO. А можно и прикрыть диафрагму для большей глубины резкости, особенно если вы снимаете дуэт или в кадре много важных для восприятия объектов, каждый из которых должен быть в фокусе. Помните об этой особенности верхних точек и пользуйтесь ими преимущественно в спектаклях с недостаточным освещением.
Во всех остальных случаях также анализируйте направление основных световых потоков в кадре, используйте их осознанно. Для театра, где освещение целиком построено на искусственном и тонированном свете, умение и желание понимать световую схему в каждом сюжете очень важно, это даёт фотографу ту степень свободы, которая отличает профессионала от случайного человека.
Ещё один совет! Я рекомендую работать с фиксированной камерой всегда, если только для этого есть возможность. Есть штатив и есть куда его поставить? Работаем со штатива. Монопод? Ещё лучше, большинство театральных фотографов пользуется именно моноподом. Нет ни того, ни другого? Камеру можно опереть о стойку софита, положить на край сцены, на табуреточку, в конце концов. Это важно и интересно не только при использовании длиннофокусной оптики! Фиксированная камера во множестве случаев расширяет ваши фотографические возможности. Есть ситуации, когда фотографу выгодно работать со скоростью затвора заведомо более длинной, чем разумная. К примеру, чтобы подчеркнуть движение, можно удлинять затвор до 1/30, 1/15, 1/5, даже 1/2 секунды. Работая с сюжетом, в котором есть контраст динамики (например, неподвижный главный герой и движущиеся вокруг другие артисты, кордебалет, даже декорации), вспомните о длинных выдержках. Кстати, работая с AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II со штатива, лучше отключать работу стабилизатора. В остальных случаях выбирайте режим Normal.
Возможности длиннофокусной оптики в театре почти безграничны. Кроме 70-200, Nikon производит еще несколько прекрасных для работы в театре телевиков, например, AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 200mm F2.0G IF-ED VRII. Фиксированные фокусные расстояния несколько ограничивают универсальность использования, но всё искупается удивительным качеством картинки, которую можно сделать этими объективами.
Важно, чем вы снимаете. Важно, умеете ли вы пользоваться всеми возможностями, которые даёт современная техника. Но самое главное для фотографа — талант, желание творчества, терпение и понимание того, что сказать зрителю.
Все кадры сделаны в 2016 году на фестивале Context. Диана Вишнёва.