Вверх

Закулисье: снимаем театр за сценой

Дата публикации: 29.09.2017
Закулисье: снимаем театр за сценой NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/250 с, 26.0 мм экв.

Сегодняшняя съёмка, как я и обещал, пройдёт в особом, закрытом для посторонних, мире — за кулисами театра, более того — в балетном закулисье. Я театральный фотограф и это мой мир, а вы будете вместе со мной. Но аккуратнее — вот же сцена, совсем рядом! Удачи и вдохновения!

Техника

В прошлый раз мы рассматривали технические особенности телеобъективов. Изменение обстановки ставит перед фотографом другие задачи и требует иных решений. Воспримем это как расширение наших возможностей и как повод воспользоваться более широкоугольной оптикой. Наиболее востребованы за кулисами объективы с небольшим фокусным расстоянием и с высокой светосилой. В моём арсенале их три: Nikon 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S Zoom-Nikkor, Nikon AF-S 24-70mm f/2.8E ED VR Nikkor и Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/15 с, 20.0 мм экв.

Снимая в условиях крайне ограниченного пространства и недостаточного освещения, приготовьтесь к тому, что система автоматической фокусировки не всегда сможет работать уверенно. Конечно, можно использовать ручной фокус. А в случае автофокусировки лучше отдать предпочтение работе с группой точек, а не с одной-единственной.

Совет: попробуйте снимать в контровом свете на широкоугольный объектив. Выбрав низкую точку съёмки и прикрыв диафрагму, вы сможете сделать главным героем снимка театральный свет, ведь сцена освещается множеством софитов и в кадр попадут их лучи. Особенно эффективно использование этого приёма тогда, когда на сцене — завеса специального театрального дыма. Только не увлекитесь и не пропустите спектакль!

Раздвинуть тесное пространство закулисья мне помогает объектив Nikon 17-35mm f/2.8D ED-IF AF-S Zoom-Nikkor, диапазон фокусных расстояний которого делает его очень удобным для работы в условиях недостатка места. Выставляя установки диафрагмы, не забываем, что множество сюжетов закулисной жизни требуют достаточно большой глубины резкости и диафрагму придётся прикрывать до f4.0, f5.6 и даже меньше.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/20 с, 20.0 мм экв.

Компенсировать недостаток света можно, поднимая ISO до высоких значений. Но есть и другие решения. Я стараюсь пользоваться особенностями широкоугольных объективов, позволяющими снимать без смаза от дрожащих рук на выдержках порядка 1/25–1/8 секунды. А используя монопод, можно спокойно работать и на более длинных выдержках. Соответственно, диапазон рабочих ISO моей камеры в условиях театра может колебаться от 200–500 до 2000–8000.

Совет: если под рукой нет штатива, обопритесь камерой на любой неподвижный предмет, крепко зафиксируйте её. Очень интересно выглядят картинки, снятые со сверхнизких ракурсов, поэтому иногда камеру можно просто положить на пол.

Строим кадры

Попробуйте увидеть в кадре одновременно и статику, и динамику; стройте картинку, используя контраст между быстро движущимся и неподвижным объектом. Как всегда, всё зависит от сюжета и нужно быть готовым конкретные настройки подобрать мгновенно. Я люблю работать рядом с артистами и стараюсь, чтобы в кадре были прежде всего эмоции, театральная атмосфера, контрасты между залитой светом софитов сценой и освещённым лишь отблесками закулисьем.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/100 с, 130.0 мм экв.

Используя объективы с максимальной светосилой f1.4 или f1.2 (например, Nikon 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor или Nikon 50mm f/1.2 AI-s Nikkor), можно создавать туманный волшебный мир театра, фотографии, в которых больше намёков и недосказанности, чем реальности — попробуйте, это очень красиво! Но стоит уменьшить апертуру хотя бы до f2.0, и в ваших снимках появятся реальные герои. Это очень хорошие цифры для закулисного портрета, для съёмки жанровых сценок. Из светосильных объективов также могу порекомендовать Nikon 24mm f/1.4G ED AF-S Nikkor, Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor и Nikon 85mm f/1.4G Af-s Nikkor.

Не забывайте: основной световой поток за кулисами идёт со стороны сцены и необходимо искать такие точки съёмки, при которых этим светом можно воспользоваться в полной мере.

NIKON D4 / 17.0-35.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F3.5, 1/80 с, 32.0 мм экв.

Что касается всей темы закулисной съёмки: небольшое количество света и относительная статичность персонажей требуют другого подхода к фокусировке. Я рекомендую переключить режим фокусировки на AF-S (покадровая) и чаще пользоваться центральной точкой. Это уменьшит брак по фокусу, особенно на открытых диафрагмах.

Разумеется, не нужно забывать и о длинном фокусе. Светосильный телеобъектив со стабилизатором, например, Nikon 70-200mm f/2.8E FL ED VR AF-S Nikkor позволит увидеть крупный план даже на значительном расстоянии, и у вас будут прекрасные кадры с эффектом присутствия.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/40 с, 200.0 мм экв.

Совет: если у вас телеобъектив, больше работайте с открытой диафрагмой — закулисный портрет или детали костюма, бутафории порой становятся настоящими фотографическими шедеврами. Небольшая глубина резко изображаемого пространства превратит второй план в мешанину цветных пятен и позволит выделить главный объект кадра. Старайтесь в полной мере пользоваться всем многообразием театрального света. И не забывайте про волшебные тени!

Работая с фокусным расстоянием в 200 и даже 300 мм, я получаю возможность снимать противоположную сторону сцены и делать уникальные по сюжету фотографии.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/320 с, 200.0 мм экв.

Есть ещё один секрет съёмки за кулисами — для того, чтобы автофокус работал корректно, пользуйтесь блендой. Сложность освещения приводит к многочисленным боковым засветкам, которые могут наделать красивых зайцев, но неизбежно внесут хаос в работу блока фокусировки. Избавиться от них очень просто — достаточно надеть на оптику обычную штатную бленду.

За цифрами нужно не забывать о людях и помнить, что фотограф в театральном закулисье работает в непосредственном контакте с артистами вне зависимости от фокусных расстояний. Не будьте навязчивыми, не мешайте, соблюдайте этику личного пространства, изучите спектакль, чтобы в нужное время быть в нужном месте. А лучше всего превратитесь на время спектакля в человека-невидимку!

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/60 с, 150.0 мм экв.

Послесловие

Снимая в театре, фотограф проходит отличную школу, испытывая своё мастерство в сложных ситуациях.

Пробуйте, снимайте, экспериментируйте. У Вас обязательно получатся отличные снимки.

В следующей статье мы выберем несколько кадров из театральной съёмки, разберём их подробно и попытаемся понять — удалось ли реализовать весь потенциал сюжета или стоило поработать ещё.

NIKON D4 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F2.8, 1/40 с, 70.0 мм экв.

Все представленные фотографии сделаны за кулисами Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Дата публикации: 29.09.2017
Комментировать
0835de39 e337 4ea5 92d8 df9a7a36fd4b square 100
Марк Олич

Театральный художник, фотограф. Член Союза фотохудожников России. Работает в Мариинском театре, сотрудничает с российскими и зарубежными балетными труппами, ведущими фестивалями современного и классического танца, самыми знаменитыми балеринами. Преподаёт, ведёт авторский курс театральной фотографии в рамках фестиваля Context, несколько лет проводит мастер-классы на фестивале Dance Open. По словам Марка, фотография приобретает завершённость только будучи напечатанной. Много лет он посвятил поиску и совершенствованию техник создания фотографического отпечатка на художественных материалах и останавливаться пока не намерен. Узнаваемый стиль, знание предмета и талант делают его одним из самых востребованных современных фотографов театра.

www.instagram.com/markolich

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Vitaliy Frolov, 2017-11-10T16:37:35

Благодарю за информацию!
Полезная статистика, учту при съёмке и выборе новой оптики.

Марк Олич, 2017-11-07T16:24:32

Оба варианта, в зависимости от задачи. Я в следующей статье написал подробнее именно об этом. Максимально открытая (вроде 1.4) дает совсем небольшую глубину, поэтому даже в работе за кулисами и с минимальных дистанций предпочитаю ставить 2.0-2.2. Но все зависит от конкретной ситуации.
Если посмотреть статистику использования диафрагмы, то в театре 60-70 процентов снимков будут сделаны на 2.8 - 3.2, процентов 20 - на 2.0 - 2.4 и оставшиеся на совсем открытых или на 8-11, когда работаешь на длинных выдержках.

Vitaliy Frolov, 2017-10-03T19:23:39

Благодарю за интересное повествование!
Есть вопрос: чем чаще пользуетесь - светосильными фиксами, которые дают возможность на две ступени уменьшить ISO либо сократить выдержку, но значительно "снижают удобство" за счёт "зума ногами" или всё-таки зумы удобнее, хоть и темнее, но оперативнее в работе?
Если всё-таки фиксы - на максимально открытой диафрагме часто ли маленькая ГРИП мешает (если конечно это не задуманный художественный ход)?

18dd00a7 6c76 4a0a ac0a 637a89ff6945