Вверх
  • Архитектура: выбор правильной точки съемки
  • Основы астрофотографии для начинающих
  • Фотосъемка в зоопарке: что нужно знать
  • Свет в пейзаже. Утро, день.
  • 366 дней. Автопортреты
  • Компьютер: pro et contra
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Свет в пейзаже. Утро, день.

Обсудить
Свет в пейзаже. Утро, день.

Светопись — именно так называли фотографию в начале прошлого века. Слово удивительно меткое и содержит в себе основную идею создания снимка. Фотография создается светом, и именно от него зависит то, какой снимок получится в результате. При съемке пейзажа фактор света становится еще более важным, так как управлять положением и мягкостью излучения единственного осветительного прибора — солнца — фотограф не может. Поэтому на первый план в пейзажной съемке выходит опыт и знания, полученные в результате наблюдения и анализа снимков, сделанных в разное время суток. В зависимости от положения солнца относительно земли направление солнечных лучей и характер света в течение суток постоянно меняются. И если фотограф знает, чего ждать и к чему готовиться в тот или иной час, шансы сделать очень хорошие фотографии стремительно вырастут.

За час до рассвета

Для получения эффектных снимков раннего утра вставать и выходить из дома нужно еще до восхода солнца. Приблизительно минут за 30 до того, как солнечный диск покажется из-за горизонта, первые его лучи, отражаясь от атмосферы Земли, начинают освещать пространство. Этот свет поначалу имеет минимальную интенсивность и практически не заметен глазу, но чем ближе момент восхода, тем больше лучей попадает на сцену. Снимать в таких условиях, разумеется, возможно лишь со штатива на очень длинных выдержках — от нескольких десятков секунд до нескольких минут.

z

В предрассветные минуты холодные ночные оттенки слегка ослабевают, и общая световая температура повышается. А на востоке, в том месте, где вскоре появится солнце, появляется красивое сияние. Свет в эти мгновения очень мягкий, тени полностью отсутствуют, так как прямых солнечных лучей пока нет, а сцену освещает только отраженный свет. Контраст между освещенными и теневыми участками сцены — минимальный. В этих условиях на снимке хорошо прорабатывается фактура, к примеру, галька и большие камни на морском побережье. Еще один плюс для съемки моря в предрассветные минуты — общая низкая освещенность сцены, которая позволяет выставить длинную выдержку и превратить воду в туман. Такие мистические снимки имеют особое настроение и выглядят довольно эффектно. Выбирать точку съемки для работы в это время суток нужно накануне при хорошем свете. Поскольку найти что-либо интересное в предрассветной мгле будет весьма проблематично.

Свет в пейзаже. Утро, день.
Свет в пейзаже. Утро, день.

Рассвет

В момент появления солнца из-за горизонта снимать можно два типа сюжетов. Если над горизонтом зависла плотная облачность или стоит дымка, сдерживающая яркость солнца, то можно включать солнечный диск в кадр и снимать рассвет в контровом освещении. Вероятность поймать нежелательный блик при этом близка к нулю. Если же вы смотрите на солнце с напряжением, щурясь, то в такой ситуации, включая солнце в кадр, вы практически гарантированно получите на фотографии блики. Можно попробовать отвернуть камеру в сторону и использовать бленду. Но есть еще один интересный вариант — нужно просто обернуться. Часто бывает, что теплые рассветные лучи очень красиво освещают сцену за спиной фотографа, важно не забывать об этом, чтобы не упустить момент.

При появлении солнца над горизонтом сцену начинают освещать прямые лучи, при этом появляются красивые длинные тени, создающие объем. А небо, что очень важно, по-прежнему отражает большое количество солнечных лучей, выполняя роль заполняющего источника света (рисующим здесь выступает солнце). Из-за этого контраст между освещенными и теневыми участками сцены не очень большой, и это важное свойство, так как детали на фотографии будут хорошо проработаны как в светах, так и в тенях. По мере увеличения яркости света, разница в освещенности неба и земли будет увеличиваться. Таким образом, чтобы правильно проэкспонировать весь кадр, нужно воспользоваться градиентным фильтром или сделать несколько кадров в режиме брекетинга, для того чтобы потом собрать их в одну фотографию на компьютере во время постобработки.

Свет в пейзаже. Утро, день.

Утренние часы

Показавшись за горизонтом, солнце движется вверх очень быстро, и с каждой минутой яркость света его лучей становится все больше и больше. Первые два часа после восхода дарят фотографу восхитительный свет для съемки пейзажа. Все это время сцена пронизана длинными тенями, создающими объем, ночная синева полностью исчезает и все пространство залито теплыми лучами. Даже если вы проспали сам рассвет, попасть в нужное место в эти самые два часа нужно обязательно. Потому что чем выше поднимается солнце, тем более нейтральной становится цветовая температура, тем глубже тени, тем выше контраст сцены. И в какой-то момент детали в тенях уже заметно проваливаются в черноту, а вместе с этим и вся утренняя атмосфера улетучивается. Опаздывать ни в коем случае нельзя.

Свет в пейзаже. Утро, день.
Свет в пейзаже. Утро, день.

В утренние часы очень важно выбрать правильный угол падения солнечных лучей на сцену. Нужно постараться заставить длинные тени играть на кадр, делая его объемным, и избегать появления в кадре больших затененных областей. Впрочем, если того требует ваша задумка, последним советом можно пренебречь. Когда солнце зависло уже довольно высоко над горизонтом, не стоит пытаться включать его в кадр. Паразитные засветки возникнут неминуемо, и фотографию придется отправить в мусорную корзину.

День

В большинстве случаев днем гонку за эффектными кадрами можно отложить и смело идти досыпать те часы, которых не хватило из-за раннего подъема. При ясном небе днем жесткий солнечный свет создает очень сильный контраст между светами и тенями, что полностью уничтожает детали. Цветовая температура днем — нейтральная. Свет просто выполняет свою утилитарную функцию, не добавляя при этом в кадр особого настроения. Все дневные кадры отдают грязноватой синевой, а в воздухе появляется неприятная дымка. Когда солнце находится в зените, тени от объектов сцены практически отсутствуют, вследствие чего фотография получается плоской. Исключением может быть разве что зимнее время, когда солнце даже днем находится довольно низко.

Свет в пейзаже. Утро, день.

Несмотря на все вышеприведенные минусы, снимать пейзаж днем при определенных условиях все же можно. К примеру, если днем небо затянуто плотными облаками, характер освещения меняется кардинально. Свет становится рассеянным, контраст сцены сильно сокращается. Это можно использовать при съемке движущейся воды — рек или водопадов, а также для макросъемки. Второй случай, когда выйти днем на улицу все же стоит — сразу после дождя. Грозовые облака действуют как гигантские рассеиватели, снижая жесткость света, при этом после дождя в облачном небе могут наблюдаться разрывы, через которые на землю прорываются пучки солнечных лучей. Подобные моменты, пойманные в кадр, могут сделать фотографию достаточно эффектной.

Свет в пейзаже. Утро, день.
Свет в пейзаже. Утро, день.

Заключение

В этом материале нерассмотренными остались две интересные темы для пейзажного фотографа — съемка вечером и ночью. Об этом речь пойдет во второй части статьи. Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что как данность следует принять тот факт, что лучшие пейзажные фотографии в первой половине дня могут быть сделаны только ранним утром, поэтому подъем за час или два до восхода солнца для фотографа должен быть правилом. И днем, кстати, спать тоже необязательно. Если вы фотографируете не в диких местах, после утренней сессии можно взять камеру и поехать в ближайший город поснимать архитектуру, ровные линии которой очень часто выгодно смотрятся в высококонтрастном освещении. Самое главное — вы должны знать сильные и слабые стороны того или иного типа света в разное время суток и уметь правильно использовать эти знания для получения эффектных снимков.

Опубликовано: 24.08.2009

Обсудить
C394015d dec0 43d9 bfa3 fd9260ef5a9e square 100
Евгений Тимашев
Опубликовано 24.08.2009

Пейзажный фотограф, успешно работающий в этом жанре с 2007 года. Его снимки были опубликованы такими брендами, как GEO, Nikon, Ernst & Young, Lonely Planet.

В 2012 году Евгений начал проводить мастер-классы и совершенствовать свои навыки преподавателя. За это время он помог 100 своим студентам улучшить навыки в пейзажной фотосъемке. Опыт преподавания вылился в 3 электронных книги о том, как создавать хорошие пейзажные кадры. Их суммарный тираж — 13000 скачиваний.

«Пейзаж в кадре» — главный образовательный проект Евгения Тимашёва. Если вы хотите научиться создавать интересные кадры, переходите на сайт, подписывайтесь на рассылку, читайте блог.

www.fotolandscape.com

Георгий Ласица, 2017-03-26T10:51:48

Офигенный материал!

Qwentin Buratino, 2011-07-11T17:15:39

Я думаю, автар хотел сказать, что всё зависит от того, что хочется увидеть в итоге на снимке и зависят настройки, но я, как совсем новичёк для себя подчеркнул главное: фокусное растояние в бесконечность, диафрагма максимально закрыта, выдержка максимальная, насколько позволяет аппарат, и обязательно штатив.. пробовал недавно дома с балкона рассвет встречать... ожидание желаемых видов напомнило рыбалку :)

g.niknik, 2011-04-20T00:59:08

От такой статьи можно было-бы ожидать советов по настройке фотокамеры в соответствии с состоянием природы. Давно известно, что интереснее снимки при невысоком расположении солнца над горизонтом, когда рельефнее проявляется ландшафт, и более насыщен и разнообразен цвет лучей светила. А какими настройками камеры можно добиться такого или иного эффекта - вот где секреты и таинства процесса фотографирования.

g.niknik, 2011-04-19T16:00:16

Что-то ссылка не работает. Каким ещё образом можно посмотреть Ваши работы?

Стас, 2010-08-07T17:30:45

Очень хорошая статя.

Антон, 2010-07-27T21:03:00

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

13 декабря 1898

tanya, 2010-07-05T11:25:12

спасибо. статья написана доступно и главное остается в памяти))

Foxit, 2010-05-02T18:58:23

Отличная статья, особенно для тех, кто только начинает постигать азы искусства.

Еленка Владимировна, 2010-03-18T17:31:54

Большое спасибо, статья хорошая! Но соглашусь с tstuff, не хватает примерных данных. Я только-только приступила к изучению этого искусства и мне статья очень помогла.

tstuff, 2010-02-13T10:02:22

Статья определенно хорошая! Особенно для новичков. Единственное не хватает хотя бы примерных данных(выдржки, экспозиции, диафрагмы).Я понимаю, что нужно испортить пару десятков пленок, чтобы научиться основам, но можно учится и на конкретных примерах.

Максим Коржов, 2009-10-06T01:54:25

:-) Спасибо за ссылку, пейзажей я не увидел, в альбоме постановочные и художественные фотографии... В категории "лучшие" - одно фото, в категории шедевры фотографий нет...
А я рассчитывал всё таки разузнать Ваш секрет с погодой :-) ...
Спасибо что не постеснялись показать фотографии, очевидно вы обладаете художественной натурой, но тем не менее считаю что Ваш высокомерный тон не обоснован...
Удачи и Вам! Спасибо! :-)

Большой 40вт Светляк, 2009-10-06T00:29:43

К профессионалам я себя не причисляю, это те люди, которые обязаны гарантировать результат, так как получают за него деньги. Тем не менее я стараюсь приблизиться к тому, чтобы процент брака и фоток, которые просто не хочется показывать людям, был минимален.

Ссылочка: http://svetlyak.ru/gallery/ :)
Далее развивать дискуссию не вижу смысла. Всяческих удач!

Максим Коржов, 2009-10-05T22:37:35

Если я Вас понял, Вы профессионал, и более 50% отснятых Вами кадров оцениваете как шедевры?
Бросьте ссылочку на альбом, с большим удовольствием приобщусь к искусству...

Большой 40вт Светляк, 2009-10-05T22:08:27

"Зачастую" это как минимум 50/50, а 50% вероятность получения хорошей фотографии — признак непрофессионализма, и "желание фотографировать" тут не при чем.

Максим Коржов, 2009-10-05T19:59:12

Вы спорите автоматически... Не надо "предсказывать и ждать час" своего момента для съёмки, надо пытаться фотографировать то что у Вас есть, в соответствии с Вашим замыслом!
"Большой 40вт Светляк", фотографируйте в реальности а не в фантазиях!
Возможно вы имеете в виду способность "поставить кадр", ну тогда так и надо писать, это не имеет ничего общего с Вашими предсказаниями погоды...
Ещё рас повторю, чтобы из вашего фотоаппарата не выходили "только серые неинтересные говнофотки", необходимо иметь желание фотографировать, следствие желания - практика! Для фотографии это правило.
И ещё, к Вашему сведению, зачастую шедевры получаются в условиях спонтанных...

Большой 40вт Светляк, 2009-10-05T19:29:01

Если "здесь и сейчас" свет никуда не годится, а ты можешь предположить, что через час, тучи разойдутся и сквозь них проглянут великолепные золотые лучи солнца, то у тебя будут (возможно, если еще и остальные навыки присутствуют) шедевры. В противном случае — из вашего фотоаппарата будут выходить только серые неинтересные говнофотки, а хорошие будут получаться лишь случайно.

Максим Коржов, 2009-10-05T18:34:05

Позвольте не согласится с Вами, умение "угадывать погоду" не является "одним из главный умений пейзажника", это простите ахинея какая то... фотограф работает в настоящем времени а не в будущем... какая разница какая погода будет завтра?! Вы или снимаете, или нет! А предсказывать погоду - это самое главное для "пейзажников - библиофилов". ;-)

Большой 40вт Светляк, 2009-10-05T18:19:29

И это тоже. Я указал лишь на одно из главных умений для _пейзажника_. Не надо путать жопу с пальцем.

Максим Коржов, 2009-10-05T17:57:27

Умение предсказывать погоду - это самое главное для синоптика...
Желание создавать, жажда творчества - это, основное качество для фотографа...

alexander-artemenko, 2009-09-30T11:41:57

Весьма поверхностная статья, на мой взгляд. Суть ее, если быть кратким, сводится лишь к тому, что главное — не прозевать тот самый момент, рано вставать, смотреть по сторонам, а днем — спать, изредка поглядывая на небо.

Главное для пейзажника, опять же, на мой взгляд, это умение предсказывать погоду. Вот так.

F9520b7d 87d1 428c aa6a c5c143595aec