Фотосъёмка новорождённых — это особый жанр, который в России начал активно набирать популярность с 2012 года.
Что делает его таким уникальным? Направление сочетает в себе не только художественное видение, но и высокие технические требования. Интернет пестрит всевозможными видеороликами с лайфхаками, но мало кто говорит о сложной технической части, которую я хочу осветить в этой статье. С наглядными примерами, чтобы каждый смог понять, какого результата и когда ожидать.
Я уверена, что взгляд притягивают воздушные и гармоничные кадры. Многие фотографы ошибочно думают, что дело в какой-то хитрой обработке, и начинают скупать недешёвые курсы по Photoshop, тратят огромные деньги на приобретение экшенов и пресетов. А что, если я скажу, что дело вовсе не в обработке и даже не в камере, а в выбранных параметрах? Небольшая ремарка: объектив важен для достижения определённых эффектов.
Выбор объектива
У вас три опции: 50 мм, 35 мм и 24-70 мм. Сейчас объясню все плюсы и минусы каждого, а вы уже решите, какой подойдёт именно вам.
-
50 мм. Я считаю этот объектив максимально подходящим: вы находитесь на комфортном расстоянии от малыша (но страховка от третьего лица всё равно понадобится), у такого «стекла» практически нет перспективных искажений. Это мой основной объектив для выездных съёмок. Я использую Sigma Art 50mm f/1.4. Из минусов полтинников отмечу, что на них очень сложно снять групповой портрет в тесном помещении.
-
35 мм. Максимально универсальный! Вы будете находиться близко к малышу (возможность страховки самому, но для некоторых сюжетов всё же понадобится третий человек). Объектив подходит для комфортной съёмки в небольших пространствах, хорош для лайфстайл-съёмок. Из минусов — перспективное искажение, поэтому нужно быть максимально аккуратными при съёмке с малых дистанций. Я использую Sigma Art 35mm f/1.4.
-
Закрывает мой топ-3 24-70mm f/2.8. Из видимых плюсов — вам будет удобно практически в любом пространстве. Он дарит возможность снять разные по восприятию кадры. Из явных минусов — он довольно тёмный, f/2.8. Но всё зависит от результата, которого вы хотите добиться в своей работе.
Выбор параметров съёмки
Наверняка вы даже не думаете о диафрагме f/1.4 (без учёта съёмок на улице). С такой диафрагмой есть огромный шанс получить нерезкий кадр. Обладателям беззеркальной камеры будет проще, там больше точек фокусировки, а вот с зеркальными беда. И наверняка вы задействуете этот ненужный приём, когда сначала фокусируетесь по центральной точке, а потом перестраиваете кадр. Только не в этом виде съёмки! Ведь чем ближе вы к объекту, тем меньше глубина резкости. Схематически покажу, как это происходит:
Как видите, разница огромная. Когда идет съёмка крупнопланового портрета, даже при f/2.5 ощущение от фотографии будет такое же, как, например, от кадра, снятого с большего расстояния при f/1.4. Давайте посмотрим, на что это влияет. Кадры сделаны на объектив Sigma Art 50mm 1.4.
С диафрагмой f/5.6 всё в резкости, будут максимально заметны неровности кожи и поры. Если вы натянете фон под углом 45 градусов, то его более-менее размоет (чем мельче структура, тем красивее размытие).
Следующий вариант — съёмка на f/2.0, размытие будет более заметным, добавится лёгкое виньетирование. Можно убрать его на постобработке, но мне нравится это художественное решение.
И самый сложный вариант — съёмка на f/1.4. При такой открытой диафрагме глубина резкости настолько мала, что отклонение даже в несколько миллиметров будет заметным. Но посмотрите, какой воздушный у вас получится кадр! Кожа малыша максимально ровная (на фото нет ретуши, только цветокоррекция). Возможно, при просмотре на экране вы не заметите сильной разницы между съёмкой на f/2.0 и на f/1.4. Но поверьте, она есть.
Как же снять, чтобы всё было резким? Никак! Всё резким не будет. Важно найти ту точку, при фокусировке на которой вся фотография будет смотреться резкой. Красной точкой отмечено место, которое должно быть в резкости в данном сюжете.
Где и как настроить свою камеру, чтобы максимально точно фокусироваться? Настройка Single-point AF или Pinpoint AF (для камер Nikon). Камера использует один точечный датчик для фокусировки. Полезно, когда вам нужно точно сфокусироваться на конкретном объекте. Этот режим я использую чаще всего, так как снимаю на открытой диафрагме.
Но всё было бы слишком просто, если бы резкость кадра зависела лишь от точки, на которой надо сфокусироваться. Давайте добавим к этому ещё положение плоскости фокусировки. Камеру мы можем наклонять вперёд и назад, поднимать выше или ниже, поворачивать вправо и влево, чтобы максимально попасть в желаемую фокусировочную плоскость. И это напрямую влияет на то, что именно у вас будет в резкости наравне с глазом. Кстати, если вам сложно понять, по какому глазу настраивать резкость, то это практически всегда более близкий к камере глаз. Исключение — творческие решения, где не важна резкость на глазах. Как видите, на диаграмме ниже три полоски показывают разные фокусировочные плоскости, а так как у нас глубина резкости очень мала, важно понимать, что именно мы хотим видеть в резкости.
Я рекомендую избегать сильно размытого лба. Такое часто происходит, если фотограф выбирает некомплиментарную точку съёмки и заходит с головы малыша. С другой стороны, размытый нос перед плоскостью фокусировки тоже будет мешать и создавать визуальный шум. Запомните: размытые детали более гармонично смотрятся на заднем плане, а не на переднем.
Вы уже легко определите, что этот портрет снят с закрытой диафрагмой, видна структура ткани, звёзды в резкости. Снято на f/2.8. Прекрасная фотография… Но теперь сравните с фотографией ниже.
Структура ткани ушла из фокуса, фон стал более мягким и менее отвлекающим. Звёзды также ушли в расфокус, появилось лёгкое виньетирование.
Порой фотографы ищут ответы не там: зачастую дело не в обработке, а в объективе. ;)
Семейные портреты на открытой диафрагме
Можно ли снимать семейные портреты на открытой диафрагме? Конечно, да! Но тут вы столкнётесь со сложностями. Ведь у вас теперь перед объективом не один человек, а целая семья. Опишу несколько очень важных пунктов, чтобы съёмка удалась.
-
Для поясного портрета должно быть достаточно места, чтобы отойти от моделей. Чем дальше отходит фотограф, тем больше глубина резкости.
-
Попросите родителей немного наклониться вперёд, убедитесь, что они не заваливают подбородок вниз, а наклоняют именно корпус.
-
Попросите будто дотронуться до воображаемого стекла. Посмотрите со стороны, находятся ли теперь лица в одной фокусировочной плоскости.
-
Выберите точку съёмки так, чтобы в плоскости фокусировки оказались важные элементы.
-
Резкость настраиваем на любом герое сюжета (они все в одной фокусировочной плоскости) по глазу, который ближе к камере.
Если вы снимаете с ещё более близкого расстояния, чем в примере выше, придётся чем-то пожертвовать ради искусства. Всё в глубину резкости точно не попадёт. Например, на кадре ниже акцент сделан на малыше. Родители в расфокусе, но это не делает фотографию менее привлекательной. Если бы на этой же фотографии мама открыла глаза, то такое размытие стало бы неуместным, ведь фокус внимания у нас непроизвольно смещается на глаза. Поэтому для такого кадра я бы выбрала f/2.8-3.2.
Грамотная работа с диафрагмой и фокусировочной плоскостью даст вам огромное поле для творчества. Не спешите размывать всё. Например, если вы снимаете малыша без одежды, на животике, вам совершенно ни к чему «размывать» ступни, ведь тогда пальцы ног сольются воедино.
Поиграйте с разными плоскостями, посмотрите, какой вариант ваш.
Думаю, эта статья поможет многим разобраться с вопросом «Как же сделать такой воздушный кадр?». Теперь вы знаете, что дело не в обработке.