Всем привет! Меня зовут Артем Кондратенков, и сегодня я буду тестировать камеру Nikon D600 в самых что ни наесть боевых условиях, на свадьбе! Что может быть более ответственной работой у фотографа, чем съемка свадебного дня? В этот день у фотографа нет права на ошибку, ведь этот день невозможно будет повторить и переснять, если что-то пойдет не так. За свадебную съемку люди платят довольно большие деньги, соизмеримые с месячной зарплатой офисного работника, и я готов им гарантировать качество и сохранность материала. А в этом мне и помогают камеры Nikon.
За всю мою карьеру свадебного фотографа у меня случалось многое: падали камеры, бились объективы, горели флэшки с отснятым материалом, но я всегда выходил сухим из воды. На случай выхода из строя одной камеры, в моем кофре всегда лежит запасная камера, но я к ней не отношусь как к запасной, а полноценно использую ее с альтернативной оптикой. До выхода Nikon D600 я активно снимал на D700, и несколько раз на рассвете моей карьеры, когда деревья были большими, а флэш-карты дешевыми, случалось потерять часть отснятого материала из-за выхода из строя флэшки. В D600 эта проблема решена, добавлением 2-го слота SD карты, который я настраиваю на параллельную запись в JPEG большого размера, на случай гибели основной карты.
Я снимаю свадьбы и провожу мастер-классы не только в России, но и за рубежом, поэтому вес камеры для меня имеет огромное значение. Очень не хочется брать с собой в дальнюю поездку громоздкую камеру, а отказываться от второй просто не допустимо. Nikon D600 в этом плане меня полностью устраивает, она легкая (около 850 грамм без объектива) и компактная, продержать ее 12 часов в руках для меня не составляет труда, а именно столько зачастую длится съемка свадебного дня.
Итак, до свадьбы 3 часа, собираем кофр и заряжаемся хорошим настроением. Вкратце перечислю, что можно найти в моем рюкзаке на свадьбе: мой любимый сверхширокоугольный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED, который я использую для решения любых задач, от пейзажных зарисовок до портрета, AF-S Nikkor 35mm f/1.4G — мой любимый репортажник, AF-S 50mm f/1.4G Nikkor — незаменимый объектив на сборах невесты и для съемки в местах с плохим освещением, 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor необходим мне для съемки деталей и аксессуаров и Nikon 70-200mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor — повелитель парков и аллей, шикарнейший портретник. Ну и на случай съемки в темном банкетном зале, вспышка Nikon Speedlight SB-900. У меня в кофре всегда лежат запасные аккумуляторы к камерам. Если снимать большой свадебный день на одну камеру то заряда одного аккумулятора вам может и не хватить, при моей съемке на две камеры, обе разряжаются чуть больше половины, а снимаю я 4000-5000 кадров за день.
И вот мы у невесты. Пока визажист доделывает свадебный мэйк, у нас есть немного времени настроить камеру и поснимать скучающего жениха. Сначала по настройкам камеры. Все, что мне необходимо для работы с камерой, вынесено на кнопки, не надо залазить в «душу» фотоаппарата и выуживать оттуда нужные настройки. Это значительно ускоряет и облегчает работу.
В 80% случаев я работаю в режиме съемки M, и любая съемка у меня начинается с пробного кадра и последующей корректировки. В домашних условиях можно поставить режим auto iso, его реализация в Nikon D600 выше всяких похвал: можно вручную не только задать диапазон чувствительности, но и ограничить максимальную выдержку для полуавтоматических режимов. Но я предпочитаю выставить ISO вручную с небольшим запасом 400-800 единиц в зависимости от освещения в помещении. Баланс белого выбираю авто, а если мне не нравится как он отрабатывает, либо я просто хочу видеть картинку на экранчике теплее, то выбираю одну из пиктограмм, как правило или тучку, или солнце. Но тут я хочу отметить, что в Nikon D600 есть отличный режим автоматической установки баланса белого — с сохранением теплых тонов освещения. Его я применяю чаще всего.
Чтобы снять сборы, я всегда выбираю место в квартире, где это будет выглядеть хорошо и по свету, и по композиции. Поэтому мы с женихом решаем погладить его галстук недалеко от большого окна, откуда распространяется приятный рассеянный свет. Если есть возможность привлечь в кадр каких-то друзей, находящихся в квартире, то я этим всегда пользуюсь. Фотографии сразу становятся веселее и более уравновешенные композиционно.
Фокусировка в большинстве случаев у меня стоит точечная. Фокусируюсь я либо по центральной точке с последующим кадрированием путем перемещения камеры, реже я выбираю точку вручную. Все это делается ради экономии времени и уменьшения шанса на ошибку. В случае, если в квартире начнет спонтанно разворачиваться какое-то действие, я моментально переключаю камеру в приоритет диафрагмы с общим замером экспозиции, и камера отлично отрабатывает световые изменения сцены.
Если в квартире ничего не происходит, все тихонько занимаются своими делами или просто скучают, то я сам вмешиваюсь в процесс и придумываю ребятам занятие, например чемпионат по гонкам на Ipad-е или прятки от друзей в ванне. Фотографии сразу получаются живыми и веселыми.
 Все сцены, которыми управляю я, сопровождаются полностью мануальными настройками, не только для полного контроля над изображением, но и для увеличения скорости обработки. Допустим, я отснял в определенной локации (например в ванной комнате) серию из 20 кадров, и они у меня получились полностью идентичными. Мне необходимо обработать лишь одну фотографию в RAW-конверторе и просто перенести настройки на все остальные снимки без дополнительной корректировки.
В своих фотографиях я люблю экспериментировать как с выбором оптики, так и с ракурсом. Но все это, конечно, сильно индивидуально, и зависит от пары, которую я снимаю. Я могу себе позволить смелые ракурсы и широкоугольную оптику, когда я снимаю молодую, веселую и креативную пару. Для более серьезных людей я, конечно, использую более академическую съемку, спокойные ракурсы и соответствующие объективы (35 мм, 50 мм, 85 мм)
Продолжением этой свадьбы для двоих является прогулка по городу. Выбор мест тоже не случаен. Уже на предварительной встрече я вижу, что интересно моим клиентам: какие они по темпераменту, в каком стиле их наряды и т.д.. И уже исходя из этой информации мы и выбираем места для прогулки. Наша пара более классическая, и на мой взгляд, им подойдет геометрия современного города и романтика летнего сада. Ребята меня поддержали, и мы направились в комплекс Москва-сити и в Нескучный сад.
И вот мы на первой локации. Моя работа начинается с осмотра места и определения точки, где свет наиболее интересный в это время дня. Мы находим интересное место, где появляется хорошее отражение солнечных лучей от соседнего здания, но солнце периодически прячется за тучи. Как только солнце прячется, я начинаю снимать портреты и сюжеты с мягким рассеянным светом. А когда солнце появляется, мы начитаем работать с его отражением, появляется эффект работы с отражателем.
У меня на камере всегда стоит высокоскоростная серийная съемка. На свадьбе зачастую нет возможности повторить кадр, а хороший снимок от отличного отличает доля секунды (поворот лица, фаза движения, проскочившая эмоция). Скорострельность D600 в свадебном формате меня полностью устраивает — 5,5 кадров/с, больше и не нужно. При этом фотоаппарат может без проблем отработать серию из 15 кадров в RAW+JPG, более чем достаточно.
В съемке свадьбы я всегда делаю упор на историю, на повествование о красивом и ярком дне из жизни прекрасной пары. Поэтому я стараюсь соблюдать плановость снимаемой серии. Всегда должен быть общий план, рассказывающий о месте съемки (14-35 мм), средний план (50-85 мм) и крупный план с эмоциями и взглядами (85-200 мм). Конечно, очень экономит время наличие двух камер.
Я всегда стараюсь избегать статики, на моих фотография люди разговаривают, смеются, что-то обсуждают, обнимаются, идут… Именно поэтому мои рассказы о свадебном дне смотрятся легкими и ненадуманными. Периодически во время свадебного дня мне нужно снять, как пара гуляет (двигается либо от камеры, либо в моем направлении). В этом случае я включаю следящий автофокус и перемещаю точку фокусировки в область кадра, где будет происходить движение. Но если есть хоть малейший риск упустить момент, то продолжаю снимать в режиме покадровой фокусировки, постоянно перефокусируясь.
Отсняв достаточно сюжетов, мы выдвигаемся в следующую локацию: Нескучный сад.
Я очень люблю снимать в контровом свете. Если мне нужно снять крупный портрет, но палит солнце, и тени получаются излишне резкими, я, не задумываясь, разворачиваю пару спиной к солнцу и делаю поправку экспозиции в плюс. Да, получается немного пересвечен задний план и теряется контраст, но фотографии получаются очень романтичными.
В парке мы, конечно, застали самый лучший свет, это уже было семь часов вечера, низкое закатное солнце подарило нам очень приятные и теплые снимки, на которых мы и решили закончить нашу свадебную прогулку по городу.
В своей работе я выбрал Nikon D600 основным инструментом. Этот выбор обусловлен не только высокими характеристиками этой модели. Сегодня к услугам фотографа существует множество более крутых камер. Но по соотношению цены (а когда речь идет о коммерческой съемке, про нее мы не можем забывать), функциональности и массо-габаритных характеристик Nikon D600 — одна из самых удачных моделей на рынке. Но даже этот совершенный фотоаппарат не сделает снимки за вас. Поэтому в своем небольшом мастер-классе я постарался подробно описать, как я строю работу со своими моделями и со своим оборудованием, как организую съемки и какие настройки применяю, какую оптику выбираю и как ищу свет. Надеюсь, для многих начинающих фотографов это будет полезно.