Традиционное представление о пейзажной фотосъемке чаще всего сводится к тому, что снимать природу нужно на закате или рассвете, а все остальное время для этого не пригодно. Днем свет слишком жесткий и плоский, что делает занятие пейзажем непривлекательным. И даже в режимное время небо может быть плотно затянуто облаками, в таком случае обычно говорят «нет света», подразумевая, что камеру при этом можно не доставать. К счастью, погодные условия, которые принято называть «плохими» далеко не всегда являются таковыми для пейзажного фотографа. Более того, некоторые сюжеты возможно снять только в «плохую» погоду. Об этом и пойдет речь ниже в этой статье.
Форма и фактура в сумерках
В одном из прошлых материалов я рассказывал об удивительной способности сумеречного света создавать спокойное, лирическое, порой мистическое настроение в кадре. Безусловно, огромную роль в этом играют теплые краски, появляющиеся в небе незадолго до восхода солнца. Однако и в пасмурное, хмурое утро сумеречный свет может создать хороший антураж для некоторых кадров.
Удачным вариантом может быть выбор сюжета с фактурным передним планом, мимо которого нельзя пройти мимо, который хочется долго разглядывать. Например, камни или скалы с интересной текстурой, фактурой или рисунком из трещин и выщербин. Также это могут быть элементы пейзажа, имеющие особую выразительную и интересную форму: деревья, ветки, пни, коряги. Такие сюжеты стоит делать лаконичными, композиционно выстраивая кадр так, чтобы главным был именно выбранный объект, а все остальные элементы кадра только подыгрывали и не вступали в конфликт с основным «персонажем». Также очень атмосферными могут получаться морские сюжеты, в которых помимо выразительного переднего плана дополнительное настроение создает размытие волн длинной выдержкой в туманную дымку или рисунки водной пены на песке или гальке.
Интимный пейзаж
Еще один тип пейзажных сюжетов, для которого можно выгодно использовать пасмурный день, называется интимным пейзажем. В фотографиях такого типа основной акцент делается на необычную форму, ритм, фактуру, смысловой и визуальный контраст, взаимное расположение элементов пейзажа. В отличие от классического видового пейзажа, для интимного пейзажа характерно отсутствие в кадре горизонта и неба, следовательно, зависимость от необычных погодных условий в такой ситуации сведена к минимуму. Наоборот, мягкий рассеянный свет пасмурного дня лучше всего покажет мельчайшие детали, а за эстетическую и настроенческую составляющие целиком и полностью будет отвечать сюжет сам по себе.
Реки и водопады
Если для сюжетов описанных выше отсутствие классического закатного или рассветного света мы пытались как-то компенсировать выбором главных элементов, которые сами по себе создают атмосферу в кадре, то для фотосъемки горных ручьев, рек и водопадов прямой солнечный свет наоборот может стать серьезной помехой. Ведь солнечные лучи, отражаясь от водной поверхности, создают яркие блики и делают перепад яркости внутри кадра очень высоким. В пасмурный день все эти сложности исчезают, и мы получаем условия, идеальные для фотосъемки воды. Плюс ко всему, в пасмурный день всегда заметно темнее, чем при «хорошей» погоде, так как плотные облака задерживают часть света. Это опять же играет нам на руку, так как для небольшого размытия движущихся потоков воды используется относительно длинная выдержка порядка 1 – 1/15 секунды (в зависимости от скорости движения потока и нужной степени размытия). Также неплохой идеей будет использование при съемке поляризационного фильтра, который еще сильнее уменьшит поток света, а также может проявить детали под водой и убрать блики с листвы деревьев и камней, сделав их более насыщенными и четкими.
Графика и минимализм в тумане
Плотный туман, зачастую с моросящим дождем или снегом, скрывающий солнце и не пропускающий какие-либо краски на рассвете или закате, тоже относится к плохой погоде, в привычном ее понимании. Однако такие условия могут подарить фотографу интересные, таинственные, с особой атмосферой кадры. В лесу туман отлично разделяет планы, в кадре появляется объем и сказочная атмосфера. Линии веток и стволов деревьев становятся более выразительными, что помогает искать лаконичные и графические сюжеты. В горах туман (или низкие облака) и вовсе преображает до неузнавания, казалось бы, знакомую местность. Какие-то объекты, сливавшиеся ранее с задним планом, вдруг обретают форму. Где-то вдалеке появляются смутные полунамеки на присутствие в пейзаже волшебных жителей.
Туман скрывает многие детали окружающего пейзажа, создавая при этом практически идеальный чистый лист для выстраивания минималистических сюжетов. И не беда, если во время съемки немного моросит дождь. Главное не забывать протирать объектив и корпус сухими салфетками и прятать фотоаппарат в кофр во время переходов с места на место.
Абстракции и детали
Еще один тип сюжетов, где зачастую в кадр не включается горизонт и небо – это выделение в окружающем пейзаже отдельных интересных деталей или поиск абстрактных фотографий.
Практически на любой пейзажной локации нас окружают на первый взгляд не очень заметные детали, которые в видовых (широкоугольных) кадрах зачастую теряются и не бросаются зрителю в глаза. Однако если не забывать обращать свое внимание на эти элементы, их можно использовать для простых, но в то же время, красноречивых снимков. Одинокое дерево в окружении мертвых камней; далекий водопад, разбивающийся о неприступные скалы; контрастные и замысловатые линии берега, на фоне отражающей небо воды. Такие сюжеты помимо привлекательной эстетической составляющей часто имеют и символический смысл, который, безусловно, играет только на руку фотографии.
Еще более интересная в творческом смысле разновидность выделения отдельных деталей является фотосъемка абстрактных сюжетов, где основной акцент делается не на конкретных элементах пейзажа, а на сочетании линий, форм, цветовых пятен и текстур. В таких кадрах зрителю трудно понять реальный размер объектов, на этом во многом и основывается магия таких снимков.
Заключение
Пейзажная фотография очень разнообразна и, как было показано выше, даже в «плохую» погоду можно не спешить прятать камеру в кофр. Безусловно, не имея в помощниках выразительного света, зачастую полностью создающего атмосферу в кадре, эффективность съемки, то есть, количество найденных удачных кадров, будет не такой высокой. Тем не менее, найти достойный сюжет для съемки можно практически в любых погодных условиях, даже в дождь и снегопад. Главное подходить к съемке творчески, быть открытым тем возможностям, которые дает именно эта локация именно в этот конкретный момент. В самом крайнем случае, пасмурный день можно использовать, чтобы медленно и без спешки прогуляться по выбранному месту, оглядеться, присмотреть локации, сделать эскизные кадры с тем, чтобы лучше прочувствовать пейзаж и затем вернуться сюда в более благоприятных условиях и снять атмосферную и вдохновляющую фотографию.