«Город-текст» — это довольно большое произведение, которым я плотно занимался долгое время и занимаюсь сейчас. Идея проекта заключается в том, что я фотографирую самые известные места Петербурга, но каждый раз по-разному, стараясь каждый раз сделать некие серии-рассказы о мифах Петербурга. Для меня было важно показать свежий взгляд на Петербург, не замыленный рекламщиками и альбомщиками, и, как мне кажется, это получилось.
В проекте «Город-текст» представлены следующие серии: «Невская купель»,1994; «Город на ощупь», 1991; «Город-призрак», 1992; «Город-миф», 1994; «Град небесный», 1995; «Город-крест», 1996; «Пространство Эшера», 1996; «Петербург 2000», 2000; «Без названия», 2003. Каждый раз была задача поработать с городом нетрадиционно, чтобы создать свежий взгляд на Петербург.
Когда ещё существовал легендарный петербургский фотоклуб «Зеркало», мы приходили туда по понедельникам, рассматривали фотографии, обсуждали их, заодно говорили о жизни, там мы становились некими фотографическими нонконформистами и, быть может, фотографическими диссидентами.
Коллекции фотографий показывались там практически каждый понедельник, всего на несколько часов представлялась новая экспозиция. Я помню ситуацию, когда покойный Юрий Евгеньевич Раскопов сказал, что нам, членам фотоклуба, предложили участвовать в «Фотоорбите». Это была выставка, которая собиралась и экспонировалась по кругу в разных городах СССР, а потом возвращалась тогда ещё в Ленинград с отзывами, полученными от зрителей. Часто нам писали: «Что же вы, ленинградцы, не фотографируете свой любимый город», и Раскопов тогда говорил, что в следующий раз мы обязательно пошлём им набор открыток, имея в виду то, что все красивое, что можно снять о Петербурге, уже снято не нами и нам заниматься этим неинтересно.
Когда уже началась перестройка, я, посмотрев на эту ситуацию, решил, что нужно снимать город так, как никто его до этого не снимал, что нужно придумать свои темы и идеи. Как раз серия «Невская купель» была придумана совершенно случайно: закрыть маской полкадра при первой экспозиции снизу, а потом, перемотав пленку назад, повернуть маску и снять воду на нижнюю часть кадра.
У меня не было камеры, которая бы позволяла мне фотографировать кадр на кадр, и я, устанавливая плёнку, отмечал линией позицию её установки, а затем, отсняв и перемотав ее обратно, заряжал ее в камеру точно по этой линии и дальше фотографировал вторую часть сюжета. Основная идея проекта — «затопить» все известные места Петербурга и попытаться сделать так, чтобы вода соответствовала изображению. Такая съемка позволяла получать совершенно непредсказуемый материал, так как я принципиально не записывал хронологию каждого кадра, было интересно, что в результате может получиться.
Вот одна из первых картинок — это тема, связанная с Пушкиным. Медный всадник, облака — все сложилось и совпало, и пейзаж, и вода, я понял, что надо продолжить эту ситуацию.
На этом снимке есть все — «И корабль плывёт» Феллини. Я очень люблю это здание (Генеральный штаб) и довольно часто фотографирую его. Должен сказать, что в городе у меня есть определённые точки для съемок, и этот дом есть у меня во всех сериях, связанных с Петербургом.
«Атланты моют ноги…» Интересно, как здесь получилось соответствие верхней и нижней части изображения.
Это уже совсем придуманная картинка. Была совершенно забавная ситуация, когда я участвовал в Петербургской биеннале, моя выставка проходила на крейсере «Аврора», и серия «Невская купель» была вывешена в выставочных залах внутри корабля. Во время выставки я наблюдал ситуацию, когда на нее пришла семья: отец, мать и сын, которые, переходя от фотографии к фотографии, удивлялись: «Смотри, как затопило город!» И только дойдя до этой картинки, они поняли, что это все придумано.
Именно из-за этой фотографии серия была названа «Невская купель, то есть это крещение Петербурга. Условно говоря, всю эту серию можно было очень просто сделать на компьютере, но мне это было неинтересно.
Я подходил к съёмкам этого проекта так, что и верхнюю, и нижнюю часть изображения я снимал за один день. Тогда, когда я снимал этот кадр, солнца не было совершенно, и поэтому получилась такая красивая по пластике фотография.
Это — моя любимая скульптура в летнем саду, потому что я обычно фотографирую горизонтально, а она — самая горизонтальная из всех.
Скульптуру Шемякина практически невозможно фотографировать, так как она окружена деревьями, чтобы снять ее на фоне неба, пришлось присесть. В результате верхушки деревьев создали ощущение петербургского болота, по которому плывет Пётр и к которому, может быть, когда-нибудь все придёт.
Все фотографии, использованные в статье, выполнены Андреем Чежиным