Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Дата публикации: 18.12.2009
Кнопками делать бы этих людей… Фотографии Андрея Чежина

Сегодня речь пойдет о кнопке. Кнопка — это мой имидж, с которым я работаю уже много лет.

Как-то раз я совершенно случайно зашел к знакомым в Дом офицеров, когда там разгоняли фотолабораторию. Я тогда нашел довольно большое количество негативов на стекле и понял, что с ними нельзя просто так расстаться — попросил разрешения и увез их с собой. Просматривая стекла, я обнаружил много репродукций. Репродукция в те времена делалась так: фотография прикреплялась кнопками к деревянной поверхности и просто переснималась, так как сканеров еще не было. Именно на этих негативах я и увидел впервые совершенно фантастические кнопки, расположенные по периметру снимков. Меня даже не столько заинтересовали сами фотографии, сколько кнопки.

Тогда же мне подарили старинный альбомчик для семейных снимков, и я решил сделать первый «Альбом для кнопок», в нем были представлены портреты кнопок — как некая иллюзия визитных портретов конца XIX — начала XX веков. Это был 1994 год. Потом я стал использовать чужие негативы, в основном любительские. Тогда еще на помойках часто можно было их найти. Какие-то материалы мне дарили, отдавали просто так, а сейчас в комиссионных магазинах можно даже встретить фотоаппараты, которые продаются вместе с пленкой.

Многие боятся, что я кнопки прямо в лица втыкаю. Это, конечно, не так, кнопки — это маски: я при печати лицо закрываю монеткой, а потом впечатываю на ее место изображение кнопки. Каждая фотография получается уникальной: во-первых, экспозиция всегда разная, засвечивается по-другому; во-вторых, кнопки впечатываются неодинаково и поворачиваются по настроению. Повторить в точности все нюансы невозможно.

Я очень люблю свою коллекцию чужих любительских снимков. Самое интересное — это смотреть пленку целиком, еще не разрезанную по кадрам, именно то, как человек снимал. Я теперь и свои пленки перестал резать, храню в рулонах.

Конечно, я никогда не печатаю с пленки все подряд, выбираю самые интересные кадры, которые я сам уже не смог бы снять. Я пытался фотографировать как любитель, но у меня не получается — любитель совсем иначе думает и делает. Впрочем, может, я и лукавлю — смог бы, если бы захотел. Однако мне проще пользоваться старыми снимками, к тому же это история, куда мне уже никак не вернуться — я же родился в 1960 году, осознанно фотографировать начал в 1982-м, к кнопкам пришел в 1994-м, а в коллекции есть негативы послевоенных лет.

Многие говорят, что использование чужих негативов сродни воровству, но, по моим ощущениям, совершенно неважно, что я помещаю в увеличитель, сам я снял этот негатив или не сам, важно, что я с ним делаю дальше и что получаю на выходе. Среди материалов есть картинки моего отца, например. Я же привношу некое свое видение пространства — и получается совершенно другое произведение.

Предположим, вы смотрите семейный альбом с фотографиями того плана, что я использую как основу своих произведений. Если вы знаете человека на снимке, вы его разглядываете, если нет — пролистываете дальше. Для меня в этом проекте была важна ситуация — независимо от того, кто изображен на фотографии, кнопка-маска все унифицирует, люди унифицируются, и из-за этого основное внимание приходится на фотографию саму по себе. Вот «Альбом для кнопок — 2» — это такой альбом альбомов, общий любительский альбом всей России, потому что все унифицировано. В нем снимки где-то с 1945-го по 1985 год — более ранние уже сложно было найти. Проект ограничился 1985 годом, здесь мне было интересно именно то старое, доперестроечное время, в которое я родился и вырос. Потом все очень сильно изменилось.

В принципе, все непрофессиональные семейные снимки похожи и по своему содержанию, и некой небрежностью, и, может быть, неумением, но только посмотрите на эту обаятельную асимметрию — ведь это гораздо интереснее работ профессионалов, где все выверено, правильно и четко. Конечно, порой попадаются и такие фотографии, которые делал какой-то более или менее подкованный любитель. Но для меня важнее всего фактура этого старого снимка, которую нельзя натурально воспроизвести в первозданном виде и которую я с удовольствием использую в своих произведениях. Я даже печатаю на старой советской черно-белой фотобумаге, порой очень плохого качества. Занимаюсь тонированием, стилизацией, обрабатываю в намеренно плохих растворах, чтобы и с точки зрения печати фотография выглядела аутентично любительской. В этой серии никогда ничего не ретуширую, оставляю все пятнышки и царапины, порой чем их больше, тем лучше.

Мне кажется, сейчас этот проект особенно интересен, а в эпоху Интернета, когда кто только и как только не использует чужие изображения, все выдвигаемые в мой адрес обвинения совершенно неуместны. Я совсем не мучаюсь по поводу того, что это не мои фотографии, ведь как только я их напечатал таким способом, они стали моими. Да, в принципе, получается постмодернизм, но я никогда это и не отрицал.

Все фотографии Андрея Чежина.

Дата публикации: 18.12.2009
Комментировать
User
Андрей Чежин

Участник художественного объединения «Фoтpostscriptum». Член Союза фотохудожников России. Член Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура». Член Международной федерации художников.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus