16 апреля Православная церковь празднует Пасху. Вне зависимости от вашего вероисповедания, в поисках необычных и интересных историй для своих фотоснимков обязательно посетите храм или церковь во время празднования.
Религия — это огромный пласт культуры человечества. Многие фотографы часто обращаются к религиозным сюжетам — взгляните, например, на работы Сергея Максимишина. Это может быть и фотосъёмка храмовой архитектуры, и репортаж с религиозной службы, и портреты церковных служителей и прихожан.
Для фотопутешественников религиозные объекты и события — необходимая для изучения часть культуры другой страны. Более того, работая в религиозной тематике, фотограф получает великолепную возможность рассказать о традициях народа, найти новые истории и фактурные сюжеты. Давайте посмотрим, какие нюансы характерны для съёмки храмов и религиозных мероприятий.
Как правило, первая встреча с религиозными традициями другой страны — это встреча с храмовой архитектурой. Грандиозные соборы или маленькие церквушки — неважно, вариантов может быть великое множество, ведь даже христианские храмы иногда значительно отличаются друг от друга. При съёмке огромных зданий вблизи вы обязательно столкнётесь с сильными оптическими искажениями: сооружения будут «заваливаться», вертикальные стены словно окажутся наклонены. Это самая распространённая ошибка при съёмке архитектурных ансамблей; чтобы её избежать, необходимо найти точку съёмки на некотором расстоянии от желаемого объекта.
Снимая храмы на центральной площади перуанского Куско, например, я поднялся на обзорную площадку над городом. Так мне удалось запечатлеть панораму города и соборы, возведённые на фундаментах дворцов инкской империи.
Нидаросский собор в Тронхейме построен на месте захоронения Святого Олафа, первого христианского короля Норвегии. Мне не удалось найти подходящую точку для съёмки потрясающего фасада этого храма, поэтому я сфотографировал собор со стороны церковного кладбища.
Когда сложно выбрать подходящую точку, не обязательно снимать храм целиком, можно запечатлеть отдельные его элементы. Например, фасад Нидаросского собора украшен сотнями скульптур — на них я и обратил внимание.
Во время путешествия по Австралии мы оказались у собора Святого Патрика в Мельбурне. Как раз в этот момент там проходила свадьба. Невеста была в потрясающем платье, и мне хотелось запечатлеть ее на фоне огромного собора. Поэтому вместо соблюдения правил архитектурной съёмки я, напротив, решил использовать геометрические искажения в качестве изобразительного средства. Благодаря сверхширокоугольному объективу AF-S DX-NIKKOR 10-24 мм f/3.5-4.5G ED стены собора «сложились», но это придало сооружению еще большую масштабность. При этом белое платье невесты отлично контрастирует с грандиозными тёмными стенами.
Внутри храмов, особенно во время служб, очень важно соблюдать правила посещения. Если фотографировать запрещено — не стоит этого делать. Если же разрешение получено, старайтесь снимать незаметно для окружающих. Я использую два приёма — съёмку на расстоянии с помощью телеобъектива и общие планы со сверхширокоугольной оптикой.
Телеобъектив помогает выхватить из толпы отдельных людей. Например, у Стены Плача в Иерусалиме постоянно находится множество паломников и туристов. Поэтому я занял позицию вдалеке и использовал объектив Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, чтобы запечатлеть удивительные, столь непохожие друг на друга лица.
Внутри Храма Гроба Господня в Иерусалиме я использовал сверхширокоугольный объектив AF-S DX-NIKKOR 10-24 мм f/3.5-4.5G ED. Благодаря этому я смог сделать снимок Камня миропомазания, в котором святыня занимает большую часть кадра, а паломники находятся на заднем плане. При использовании объектива с большим фокусным расстоянием подобный кадр бы не получился: огромное количество людей в храме закрывали вид на Камень.
Сверхширокоугольный объектив хорош ещё и тем, что с ним можно работать на неудобных позициях, не глядя в видоискатель, при этом охватывая всё помещение. Например, в небольшом католическом храме на острове Такиле в Перу я был свидетелем очень необычной сцены. Во время воскресной службы прихожане пели песню на языке кечуа, используя мотив традиционной мелодии El Condor Pasa (вы ее наверняка слышали в исполнении Simon&Garfunkel). У алтаря сидели пианист и гитарист, в то время как прихожане устроились на лавках. Чтобы не тревожить их съёмкой «в лицо», я осторожно фотографировал, держа фотоаппарат на коленях и включив тихий режим. Из нескольких дублей я смог выбрать удачный кадр, на котором ребёнок в центре снимка смотрит прямо в камеру. Кстати, чтобы использовать тихий режим, выберите Q в меню или на кольце режима съёмки (там же, где включается серийная съёмка). Зеркало останется в закрытом положении, что поможет заглушить шум камеры при фотографировании.
Если вы стесняетесь фотографировать незнакомых людей или в храме никого нет, поэкспериментируйте с напарником. Попробуйте поймать момент, когда через окно храма падает луч света. Попросите вашего напарника расположиться в этом луче — и у вас получится отличный снимок: такие кадры намного интереснее и «живее», чем просто интерьер храма.
А когда вам запрещено не только фотографировать, но и входить — снимайте у входа, поскольку это тоже является частью местной культуры и вашего путешествия. Например, в Иерусалиме на Храмовую гору вход разрешён только мусульманам. У входа стоят полицейские, которые охраняют порядок и не пропускают представителей других конфессий. Поэтому я фотографировал этих полицейских, уткнувшихся в свои телефоны в минуты отдыха среди древних стен Иерусалима.
Как видите, фотографировать религиозные объекты несложно, даже если вы находитесь в совершенно другой культуре. Будьте аккуратны и уважайте окружающих вас людей, их обряды и традиции. При этом помните, что обычно местные жители с любопытством относятся к приезжим, зачастую рады общению и охотно рассказывают про свои национальные обычаи.