Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Светочувствительность. Подробно про ISO для начинающих

Дата публикации: 19.03.2020

Светочувствительность — один из трёх параметров экспозиции. Она характеризует чувствительность матрицы камеры или фотоплёнки к свету: чем выше показатель, тем меньше света нужно для получения правильно проэкспонированного снимка. При повышении или понижении этого параметра в ручном режиме (М) можно напрямую регулировать яркость изображения.

Светочувствительность. Подробно про ISO для начинающих NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F7.1, 20 с, 250.0 мм экв.

Светочувствительность выражается в условных единицах ISO, которые использовались ещё в плёночной фотографии.

Не путайте светочувствительность и светосилу! Светосила — характеристика объектива.

Плёнка ISO 100 была рассчитана на дневную съёмку, а ISO 400 позволяла эффективно снимать в помещении. Чем выше показатель ISO, тем выше чувствительность плёнки к свету. Сменить светочувствительность на плёночном фотоаппарате можно было одним способом: вынуть кассету и вставить другую. В цифровой фотографии всё проще: ISO регулируется нажатием одной кнопки. А ещё можно отдать этот параметр под управление автоматики.

Технически в цифровой фотографии изменение ISO реализовано совсем по-другому. Чувствительность самих пикселей-датчиков не меняется при повышении параметра. Картинка становится ярче из-за усиления электрических сигналов матрицы и за счёт алгоритмов преобразования аналогового сигнала в цифровой.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 100 с, 18.0 мм экв.

Минимальное и базовое ISO

Базовое и минимальное ISO — не всегда одно и то же. Базовое для конкретной модели матрицы ISO может быть довольно высоким (например, 800, 1600 единиц), а минимальное ISO получается из него ослаблением сигнала, более высокие значения — усилением. Однако фотографам информацию о базовом ISO производитель не сообщает, да и на практике она не очень нужна. Важнее разобраться с минимальной светочувствительностью.

Минимальное числовое значение светочувствительности на вашем фотоаппарате — это то ISO, при котором качество снимка будет наиболее высоким, а уровень цифрового шума низким. Его важно запомнить. В зависимости от модели камеры, минимальное ISO будет различаться: 64, 100, 200 единиц. В тех направлениях съёмки, где требуется длинная выдержка или она неважна, используют минимальное ISO. Его же для идеального качества картинки применяют в студийной съёмке, предметной, рекламной, пейзажной, интерьерной, архитектурной фотографии. Штатив будет кстати, ведь не всегда условия освещения идеальны, и выдержка может стать слишком длинной для съёмки с рук.

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F5, 60 с, 21.0 мм экв.

Что такое расширенное ISO

Если регулировать ISO в сторону уменьшения или увеличения, рано или поздно вы наткнётесь на так называемые расширенные значения ISO. На камере они отображаются как Lo (пониженные значения) или Hi (повышенные). Их фотоаппарат получает программно. К примеру, в случае повышенных значений Hi съёмка на самом деле ведётся на максимальном «числовом» ISO, а далее процессор делает картинку светлее. При этом цифровой шум на фото становится более заметным, ведь яркость снимка повышается.

Nikon Z 7: съемка на пониженном ISO Lo-1.0. Это значение соответствует чувствительности ISO 32.

Nikon Z 7: съемка на пониженном ISO Lo-1.0. Это значение соответствует чувствительности ISO 32.

В случае использования пониженных значений немного теряется информация в светлых участках, что может привести к появлению переэкспонированных зон на снимке или же к снижению запаса информации в светлых участках при обработке RAW.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 31, F8, 4 с, 145.0 мм экв.

Что такое цифровой шум

Цифровой шум — это помехи, возникающие при повышении светочувствительности. Они есть в той или иной мере всегда, но на минимальном ISO практически незаметны.

Уровень цифрового шума на разных камерах отличается.

Фрагмент приведенной выше сцены, сделанный на базовом ISO.

Фрагмент приведенной выше сцены, сделанный на базовом ISO.

Фрагмент приведенной выше сцены, сделанный на максимальном ISO. Заметен цифровой шум: как отдельные “зерна”(яркостный шум), так и искажения цвета (цветовой шум). Обратим внимание, что шум “съел” мелкие детали,  фактуру на оправе часов. Тем не менее, для столь высокого ISO такой уровень шума — отличный показатель.

Фрагмент приведенной выше сцены, сделанный на максимальном ISO. Заметен цифровой шум: как отдельные “зерна”(яркостный шум), так и искажения цвета (цветовой шум). Обратим внимание, что шум “съел” мелкие детали, фактуру на оправе часов. Тем не менее, для столь высокого ISO такой уровень шума — отличный показатель.

Закономерность простая: чем крупнее и современнее матрица, тем меньше цифрового шума. Полнокадровые матрицы и сенсоры формата DX (APS-C) сегодня «шумят» так незначительно, что качественные снимки можно получать и на ISO 1600–3200, тогда как матрицы компактов, смартфонов и устройств, выпущенных в позапрошлом десятилетии, выдают уже практически нерабочую картинку. Это связано с тем, что на большой площади матрицы каждый светочувствительный пиксель можно сделать крупнее, и работать он будет лучше. Кстати, по той же причине матрицы с большим разрешением «шумят» несколько сильнее, чем аналогичные матрицы с меньшим числом мегапикселей. Nikon D780 как раз из таких: матрица этой камеры не имеет рекордного количества мегапикселей, зато она выполнена по технологии обратной засветки и позволяет на своей площади расположить крупные чувствительные пиксели. Поэтому фотоаппарат отлично работает даже на очень высоких ISO, в чём мы убедились во время тестирования.

В любую современную камеру встроены инструменты шумоподавления, и оно производится на всех этапах создания снимка. Мы можем управлять им во время внутрикамерной обработки и сохранения кадра. Процессор фотоаппарата размывает «зернистую» структуру цифрового шума, сглаживая картинку. Такое шумоподавление активируется в меню, оно работает только для JPEG.

Фрагмент снимка на базовом ISO.

Фрагмент снимка на базовом ISO.

Фрагмент снимка на максимальном ISO без шумоподавления.

Фрагмент снимка на максимальном ISO без шумоподавления.

Фрагмент снимка на максимальном ISO с шумоподавлением.

Фрагмент снимка на максимальном ISO с шумоподавлением.

Это может привести к потере мелких деталей, однако если вы снимаете в JPEG и хотите сразу получать качественные кадры, включите эту полезную функцию. При съёмке в RAW шумоподавление можно осуществить инструментами RAW-конвертера.

Nikon Z 7. Для этой камеры ISO1600 является промежуточным значением. Для нее доступны значения вплоть до ISO25600, а значит она может снимать при очень слабом освещении.

Nikon Z 7. Для этой камеры ISO1600 является промежуточным значением. Для нее доступны значения вплоть до ISO25600, а значит она может снимать при очень слабом освещении.

Nikon Z 7. Для этой камеры ISO1600 является промежуточным значением. Для нее доступны значения вплоть до ISO25600, а значит она может снимать при очень слабом освещении.

Nikon Z 7. Для этой камеры ISO1600 является промежуточным значением. Для нее доступны значения вплоть до ISO25600, а значит она может снимать при очень слабом освещении.

Зачем и как повышают ISO

Светочувствительность поднимают только для сокращения выдержки при съёмке.

При съёмке неподвижной сцены от выдержки мы не зависим. Со штативом всегда можно снимать на минимальном ISO.

NIKON D850 / Sigma 50mm F1.4 DG HSM | A (Nikon F) УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Но что если нужно запечатлеть динамику при слабом вечернем освещении? Фотографируя на очень низком ISO, выдержку придётся ставить (вам или автоматике) слишком длинную — объект смажется. Поэтому для начала стоит выбрать подходящую для съёмки выдержку — достаточно короткую для динамики. С диафрагмой определиться проще: её настраивают исходя из того, насколько большая нужна глубина резкости, а при слабом освещении её можно открыть пошире в тех же целях, для которых поднимаем ISO — сократить выдержку.

NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F5.6, 1/200 с, 300.0 мм экв.

Так что просто поднимем ISO до того значения, при котором мы будем получать яркий кадр на подходящей нам выдержке. Вот и всё. В остальных сюжетах это работает так же: отталкиваясь от необходимой выдержки, настраиваем подходящую светочувствительность.

Даже при съемке звездного неба работает это же правило. Звезды по небу движутся и мы просто подбираем подходящую выдержку, на которой звездное небо будет достаточно четким. В нашем случае это 25 секунд, а далее, под эту выдержку подбираем диафрагму и ISO.

Даже при съемке звездного неба работает это же правило. Звезды по небу движутся и мы просто подбираем подходящую выдержку, на которой звездное небо будет достаточно четким. В нашем случае это 25 секунд, а далее, под эту выдержку подбираем диафрагму и ISO.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.5, 25 с, 18.0 мм экв.

Впрок ISO не повышают, ведь чем оно выше, тем больше цифрового шума. Важно найти баланс между подходящей для нашего сюжета выдержкой и значением светочувствительности.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 60 с, 18.0 мм экв.

Итак, алгоритм работы с ISO очень простой. Сначала нужно определиться со значениями выдержки и диафрагмы, а после подобрать под них светочувствительность, чтобы кадр был достаточно ярким.

Съемка велась со штатива. Так что время выдержки определял единственный движущийся объект на снимке — воздушный шар. Так что я сначала установил подходящую выдержку и диафрагму для данного сюжета, а потом подобрал под эти параметры оптимальное ISO.

Съемка велась со штатива. Так что время выдержки определял единственный движущийся объект на снимке — воздушный шар. Так что я сначала установил подходящую выдержку и диафрагму для данного сюжета, а потом подобрал под эти параметры оптимальное ISO.

NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/160 с, 165.0 мм экв.

Примерные значения для разных условий

Не бывает оптимальных значений светочувствительности для тех или иных условий съёмки. Но чтобы облегчить работу новичкам, приведём небольшую шпаргалку.

Предположим, вы гуляете с фотокамерой без штатива, при этом не снимаете динамику. В руках камера с универсальным «китовым» объективом, и снимаете вы при значении диафрагмы в районе F5.6. Чтобы выдержка была подходящей для съёмки с рук, выбирайте такие значения:

  • ISO 100–200 — солнечный день ;
  • ISO 200–400 — пасмурный день;
  • ISO 400–800 — вечер;
  • ISO 800–1600 — съёмка в хорошо освещённом помещении, при свете от окна (за которым день);
  • ISO 1600–3200 — ночной город, яркая городская иллюминация;
  • ISO 3200-6400 — комнатное освещение.
NIKON D810 / 28.0-300.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 500, F5.6, 1/160 с, 300.0 мм экв.

Но лучше отталкиваться от ваших условий съёмки и смотреть, какая получается выдержка при выбранном ISO. Если выдержка длиннее 1/60, стоит поднять ISO, ведь длинные выдержки — это почти гарантированный смаз на фото.

На зеркальных и беззеркальных камерах Nikon для настройки ISO необходимо нажать соответствующую кнопку и не отпуская ее, покрутить заднее колесико. На дисплее будет отображаться выбранное значение.

На зеркальных и беззеркальных камерах Nikon для настройки ISO необходимо нажать соответствующую кнопку и не отпуская ее, покрутить заднее колесико. На дисплее будет отображаться выбранное значение.

На камерах с двумя колесиками регулировки параметров, очень удобно включается и отключается функция Auto-ISO. Достаточно при нажатой кнопке ISO покрутить переднее колесико. И не надо каждый раз заходить в меню!

На камерах с двумя колесиками регулировки параметров, очень удобно включается и отключается функция Auto-ISO. Достаточно при нажатой кнопке ISO покрутить переднее колесико. И не надо каждый раз заходить в меню!

Авто-ISO

ISO на практике — самый простой и «технический» параметр экспозиции. Судите сами: выдержка отвечает не только за яркость изображения, но и за передачу движения на снимке; диафрагма ответственна как за яркость, так и за глубину резкости, степень размытия фона. А вот ISO само по себе отвечает только за экспозицию снимка и… уровень цифрового шума, о котором на современных камерах можно сильно не переживать. Поэтому из всех трёх параметров экспозиции ISO — первый претендент на то, чтобы им управляла автоматика. Для этого во всех современных камерах Nikon есть функция Авто-ISO. Работает она адекватно и предсказуемо, главное — разобраться в нескольких простых пунктах настройки. О работе с Авто-ISO в различных ситуациях у нас есть отдельная статья. Здесь же остановимся на основных моментах.

Мы по-прежнему задаём светочувствительность вручную: на это значение автоматика будет ориентироваться при настройке ISO. Если вы зададите высокое значение в верхнем пункте, камера будет стремиться к нему. Если низкое — камера будет стараться снимать на низких значениях чувствительности.

Ниже мы можем задать максимальное ISO, доступное автоматике. Это нужно для того, чтобы автоматика не могла снимать на слишком высокой чувствительности, и мы не получали кадры, испорченные цифровым шумом. В современных продвинутых камерах появился аналогичный пункт и для работы со вспышками.

Максимальная выдержка задаётся для того, чтобы в режимах, где фотоаппарат одновременно управляет и выдержкой, и чувствительностью (A и P), он находил правильный баланс между ними и не ставил слишком длинную выдержку при низком ISO. Авто-ISO — полезнейший инструмент, отключать который стоит, пожалуй, только в двух случаях: при съёмке со штатива (там фотограф сам вдумчиво может настроить экспозицию) и при работе в студии с импульсным светом, где любая автоматика мешает съёмке.

NIKON Z 7 / NIKKOR Z 14-30mm f/4 S УСТАНОВКИ: ISO 40, F14, 8 с, 14.0 мм экв.

Да, ISO — самый простой из трёх параметров экспозиции, но следует потренироваться в работе с ним. Ведь экспозиция — это как весы с тремя чашами. Для грамотной съёмки необходимо уравновесить все три параметра: выдержку, диафрагму и светочувствительность. На каких значениях ISO вы обычно снимаете? Расскажите в комментариях и поделитесь своими снимками!

Дата публикации: 19.03.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus