Говоря о театральной съемке, я имею в виду фотографирование любых представлений: театральных и цирковых спектаклей, балета, музыкальных концертов, а также публичных выступлений уличных артистов. Давайте рассмотрим все сложности, которые могут встретиться фотографу, если он собрался запечатлеть любимых артистов на память или задумал сделать отличные высокохудожественные фотографии и на этом хорошо заработать.
Доступ к телу
Собираясь фотографировать в театре или на представлении, необходимо помнить несколько основных моментов. Во-первых, допуск к фотосъемке. Каждое театральное произведение — это творческая работа режиссера, актеров, художников и еще многих других людей. Поэтому любая постановка — театральная, цирковая, варьете — защищена авторским правом, и если вы во время действия вынимаете фотоаппарат и пытаетесь делать снимки, не спрашивая на это разрешение, будьте готовы, что вам в любой момент могут запретить фотографировать. Это в лучшем случае, а в худшем попытаются вывести из зала — и сделают это, и формально будут абсолютно правы.
Запреты на фотосъемку представлений действуют, как правило, в академических театрах, ночных клубах и на концертах музыкальных звезд. В ночных клубах и кабаре посетителей иногда предупреждают, что нельзя фотографировать представления, а чтобы не возникало соблазна, просят оставить камеру до самого конца действия. Не всегда и не везде фотосъемка запрещена, например в отелях или на курортах можно снимать шоу для туристов, которые ставят группы анимации, вам и слова никто не скажет, то же самое относится и к специальным этнографическим костюмированным представлениям.
Получать разрешение на фотосъемку нужно всегда заранее, до начала самого действия, но если вы получили отказ, а жизнь без фото любимой звезды вам кажется постылой, то можно тайком и незаметно, прикинувшись простаками, сделать несколько фото, не мозоля глаза окружающим, однако в этом случае надо предусмотреть пути отхода.
Поведение
Разрешение на фотосъемку, пожалуй, ключевой момент, и если фотограф получил официальное добро, то можно считать, что половина дела сделана. Второй важный аспект театральной съемки — поведение фотографа. Не надо забывать, что кроме вас, пытающегося изо всех сил сделать творческую и высокохудожественную фотографию, на представлении присутствуют и простые обыватели, которые — да простит их Создатель — пришли сюда послушать, посмотреть. Не надо их осуждать за это, фотограф должен быть снисходительным. Постарайтесь не мешать окружающим и найдите удобное место для съемки, и вовсе не обязательно, чтобы это место было ближе к сцене, где вы загородите своими широкими плечами обзор остальным пятидесяти рядам. Будьте вежливы и разговаривайте тихо даже с хамоватыми старушками — администраторшами зала.
Во время съемки поп-звезд и рок-концертов, наоборот, даже получив разрешение, не расслабляйтесь, а действуйте нагло и решительно. Иногда устроители разрешают снимать лишь первые три песни концерта, поэтому приготовьтесь и не упускайте момент. После вы еще послушаете своих кумиров, но за эти 10–15 минут постарайтесь выжать из фотосъемки максимум. Как и на спортивных состязаниях, во время рок-концерта порой интереснее снимать заведенную музыкой публику.
Снимая дискотеки или большие танцевальные вечеринки, также не мешайте окружающим получать удовольствие и будьте по возможности менее заметны.
Оборудование
Как правило, классические театральные представления, такие как опера, балет и драматические спектакли проходят при неярком или вовсе сумеречном освещении. В этом случае основным помощником фотографа для съемки в театре является штатив. Ни в коем случае не пользуйтесь блицами в зрительном зале, потому что яркими вспышками вы разрушите эффектный театральный свет, который предусмотрели постановщики и который наиболее органичен для представления. Кроме того, вспышка мешает зрителям смотреть спектакль, а актерам находиться в образе.
Из всего вышеизложенного делаем вывод, что, снимая в театре, нам необходима или высокочувствительная пленка, или цифровые камеры, где мы можем выставить высокие значения чувствительности. Для театральной съемки наиболее подходящими считаются значения ISO 400 или 800, а иногда даже больше.
Как ни странно, но расположение как можно ближе к сцене неудобно для фотографа, высокая сцена может перекрывать ноги танцоров или певцов, или помешают акустические колонки. Самое лучшее место — в середине партера и по центру зала, то есть в проходе. Значит, и самый удобный объектив — это светосильный телевик зум 80–200 мм.
Чтобы в темноте можно было проверить, какие значения мы ставим на камере, все театральные фотографы носят с собой миниатюрные фонарики. Некоторые фотографы имеют специальные шумопоглощающие боксы для съемок музыкальных представлений: опер и балетов. Представляете, тихая-тихая нежная музыка, балерина в белой пачке принимает выразительную позу, и вдруг в безмолвии зала: клац! клац! клац! Это фотограф нажимает на кнопочку своей камеры и делает высокохудожественные снимки. Не удивляйтесь, если из-за такой съемки вас попросят удалиться сразу после первого действия, и не оправдывайтесь, что вы не виноваты и камера так снимает. Купите или самостоятельно сшейте мягкий звукопоглощающий чехол, и можете снимать, даже если в ключе у музыкантов написано piano.
Свет и экспозиция
В театре всегда сложный свет, иногда кажется, что он чересчур яркий, но глаз, привыкший к темноте, часто ошибается, поэтому воспользуйтесь камерой с точечным замером. Театральная съемка — это классический случай применения замера экспозиции по точке. Очень сложно правильно оценить интенсивность театрального света, если по краям сцены темно, а в центре световые пятна и сверху бьет пушка с контровым светом. Пусть вокруг актеров темнота и мрак, но сами они или их лица, как правило, освещены ярко и, если просто определять экспозицию по всему полю или по центру кадра, то ошибки неизбежны, и на снимке будут хорошо видны лишь декорации, а лица актеров превратятся в белые пятна. Чтобы такого не случилось, сделайте замеры точкой по ярким лицам и снимайте эту мизансцену в ручном режиме. Как только свет изменился, фотографу приходится повторять замеры вновь, и так на протяжении всего представления.
Если вы снимаете балет, то к сложному свету еще прибавляются быстрые движения и прыжки, то есть ситуация как при спортивной съемке, где нужны короткие выдержки. Фотографы, снимающие балет, обычно ловят мгновения, когда танцоры застыли в одной из выразительных поз, и снимают именно в эти короткие моменты, в других случаях возможна съемка с проводкой или с «художественной» смазкой. В любом случае не всегда именно действия актеров определяют, удался снимок или нет, решающим для хорошего кадра может оказаться именно театральный свет.
Дискотеки
На дискотеках или клубных танцплощадках можно пользоваться вспышкой, и поэтому возможности фотографа сразу расширяются. Попробуйте поставить настройки вспышки на режим Rear или Slow, в этом случае вспышка включается по задней шторке и можно снимать на длинных выдержках. Как правило, в клубах красивая цветная подсветка и темный фон, поэтому если возможно, поставьте на вспышке коррекцию в минус, но вот насколько, –0,5, –1 или –2, можно решить только на месте. Преимущества цифровой камеры во время подобных съемок очевидны: вы всегда сможете посмотреть и скорректировать экспозицию. Но не вздумайте корректировать кривые и уровни по картинке на дисплее!
Однажды, делая обзор ночных клубов города, я неделю провел, перемещаясь из клуба в клуб. Где-то можно было снимать все, кроме персонала, в других клубах запретов не было, а кое-где вообще нельзя было даже вынимать камеру. Но там, где съемки разрешили, мы снимали не торопясь, чтобы люди, попавшие в кадр, могли проявить свое желание или нежелание быть запечатленными. Почти всюду и везде можно снимать друг друга «мыльницами», и только к профессиональной аппаратуре у людей подозрительное отношение.
Снимая в театре или клубе, постарайтесь не мешать людям смотреть спектакль или веселиться. Смотрите за развитием сюжета в видоискатель, на танцполе расслабьтесь и улыбайтесь, ведь кроме съемки вы и сами можете хорошо провести время и получить массу положительных эмоций, а в таком непринужденном состоянии и снимки получатся хорошими.
Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».