-
Стагнация или путь к совершенству?
-
Canon EOS R5 Mark II
-
Nikon Z6 III
-
Fujifilm GFX 100 II
-
Canon EOS R1
-
Sony A1 II
В 2024 году было выпущено на удивление много новых камер, включая флагманские модели с топовыми характеристиками. Редакция Prophotos выбрала самые интересные из них. На примере этих моделей расскажем об основных векторах развития рынка фото-видеокамер и отметим главные технологии года.
Все новинки доступны в GetLens по вкусным ценам: в обычных магазинах или с доставкой в регионы. Со многими моделями можно познакомиться поближе на мероприятиях, которые компания устраивает для фотографов в разных городах России.
Стагнация или путь к совершенству?
Прежде чем перейти к обзору самых интересных моделей, нужно сказать несколько слов о главной тенденции последнего года: никаких технологических прорывов. Практически все технологии, которые мы увидели в камерах, так или иначе ранее уже присутствовали на рынке. Производители пошли по другому пути. Вместо предложения новых революционных решений они шаг за шагом допиливают, улучшают и удачно компонуют уже имеющиеся технологии.
Для работы функций на основе ИИ в камерах всё чаще используются отдельные чипы. Например, DIGIC Accelerator от Canon
Как и в мире смартфонов, упор сделан на производительность процессоров и вычислительные функции. Аббревиатура ИИ всё чаще встречается в описаниях камер. Рынок близок к той грани, когда ИИ активно и очевидно вмешивается в создание изображения, как это происходит в смартфонах. Нейросетевые технологии широко применяются для распознавания объектов (используется в том числе автофокусом), а теперь и для обработки снимков. В частности, для шумоподавления и даже для цифрового апскейла. Возможно, именно здесь кроется основной потенциал улучшения качества картинки. Потому что из конструкции матрицы, кажется, всё уже выжали до последней капли.
Кстати, о матрицах. Многослойные матрицы, обеспечивающие повышенную скорость считывания, теперь встречаются не только в топовом, но и в среднем сегменте. С их помощью производители пытаются побороть проблему роллинг-шаттера, увеличить скорость серийной съёмки и частоту кадров при съёмке видео. Несмотря на появление камер с глобальным затвором, старая добрая прогрессивная развёртка остаётся по-прежнему актуальной. Матрицы с глобальным затвором продемонстрировали проигрыш в шумах и динамическом диапазоне, а с ним мало кто готов мириться сегодня.
В видео борьба идёт не столько за разрешение, сколько за качество и удобство. Всё больше камер поддерживает RAW-видео, везде реализованы профили гамма-кривой и тонкие настройки формата записи. Ажиотаж по поводу 8K уже в прошлом, и каждый производитель взялся за работу над практичностью использования видеофункций.
Canon EOS R5 Mark II
Canon EOS R5 Mark II лучше других камер демонстрирует сразу все вышеописанные тенденции. На сегодняшний день характеристики прошлой модели смотрятся актуальными, а для многих фотографов и видеографов она остаётся желанной покупкой. Но вторая EOS R5 выглядит однозначно круче. Посмотреть примеры снимков и видео можно в нашем тесте.
Полнокадровая матрица получила те же 45 мегапикселей, но стала многослойной. Это в свою очередь позволило снизить эффект роллинг-шаттера в видео, полноценно использовать электронный затвор в фото. Здесь неформальным показателем работоспособности выступает съёмка со вспышкой с электронным затвором. Скорости считывания достаточно, чтобы достичь выдержки синхронизации в 1/250 с. Скорость серийной съёмки выросла до 30 кадров/с, что, впрочем, на фоне прежних 20 кадров/с уже мало кого удивляет.
Видео теперь можно снимать в 8K при 60 кадрах/с! Битрейты будут огромными, поэтому лучше сразу запастись самыми быстрыми и ёмкими картами памяти. Но и тут прогресс налицо: в Canon EOS R5 Mark II можно очень гибко настроить качество сохранения видео, выбрав не только разрешение и частоту кадров, но и битность, способ сжатия, субдискретизацию. А для RAW-видео появились облегчённые форматы.
Проблема перегрева по-прежнему присутствует, однако в камере появились вентиляционные каналы, через которые можно организовать принудительное охлаждение с фирменной рукояткой CF-R20EP.
Операции на основе ИИ обрабатываются сопроцессором DIGIC Accelerator. Это подарило камере автофокус с распознаванием объектов и с приоритетом действия (актуально для спортивных съёмок футбола, баскетбола, волейбола). Также есть шумоподавление на основе ИИ, которое демонстрирует некоторый прирост в качестве картинки на высоких ISO в JPEG. После съёмки можно увеличить разрешение снимков до 180 Мп, тоже с помощью ИИ.
И чтобы совсем не скучно: подобно флагманам, Canon EOS R5 Mark II обзавёлся выбором точки фокусировки при помощи взгляда. И это реально работает! Функция требует некоторого привыкания, но после нехитрой настройки камера действительно способна поставить маркер автофокуса туда, куда смотрит фотограф.
Остальные улучшения точечные, но многочисленные. Допилили многое: от эффективности стабилизатора до автономности устройства.
После детального тестирования Canon EOS R5 Mark II производит впечатление не просто продвинутого гаджета, а этакого люксового инструмента для любителей технологий. Он получил все самые актуальные технологии года и готов радовать ими своего обладателя. В чём-то функциональность кажется избыточной, но как же приятно иметь все эти возможности под рукой!
Nikon Z6 III
Обновление шестой серии беззеркалок Nikon до третьего поколения сделало камеру Nikon Z6 III дороже, но и функционально подняло её немного на другой уровень. Апгрейд однозначно удался.
Начнём с матрицы. Она по-прежнему 24-мегапиксельная и полнокадровая. Здесь используется «частично многослойная» матрица — именно так назвал её Nikon. Что стоит за этим определением в плане конструкции и схемотехники, не совсем понятно, но матрица действительно стала быстрее по сравнению с прошлым поколением: по заявлению производителя, аж в 3,5 раза! Что это дало:
- серийная съёмка с электронным затвором возросла до 20 кадров/с;
- стала доступна съёмка 4K 120p, пусть и с кропом;
- с электронным затвором выдержка синхронизации 1/60 с.
Этому кадру понадобилась довольно сильная обработка в Lightroom, но на ISO 10000 удалось получить отличный результат
Новый процессор EXPEED 76, кроме скоростных характеристик, позволил расширить список распознаваемых автофокусом объектов до:
- людей,
- собак,
- кошек,
- самолётов,
- машин,
- мотоциклов,
- велосипедов,
- поездов.
Из точечных улучшений отмечаем возросшую до 8 ступеней эффективность стабилизатора, ставший поворотным экран, возросшее до 5,76 млн точек разрешение видоискателя, обновлённую структуру меню. И всё же основное обновление — это видеовозможности. По сравнению со вторым поколением, тут просто огромный скачок вперёд.
Во-первых, речь о полноценной 4K-съёмке до 60p со всей ширины матрицы. Для среднего класса сегодня это must have. Доступно также разрешение 5,4K. Причём по результатам нашего теста проблема с перегревом не стоит остро. 8K не завезли — разрешения матрицы не хватает, но 6K при 50/60p камера писать научилась, причём в N-RAW и сразу на карту памяти. Более того, Nikon наконец расщедрился на 10 бит, N-Log и HLG — тоже на карту памяти. Бонусом — поддержка ProRes RAW HQ и ProRes 422 HQ 10 бит.
Если кратко, то Nikon Z6 III стал ещё больше про видео, а фотовозможности прокачал до того уровня, когда серьёзная репортажная съёмка уже не представляет никаких сложностей.
Fujifilm GFX 100 II
Fujifilm GFX 100 II — в этом году однозначный лидер в среднем формате. Собственно, результаты съёмки можно найти в нашем тесте. Там «ничего удивительного»: сто мегапикселей с прекраснейшей детализацией, малой глубиной резкости, высокими рабочими ISO, огромным динамическим диапазоном и 16-битным RAW. Удивило другое: Fujifilm смогли реализовать в среднем формате то удобство и скорость съёмки, которую обеспечивают сегодня камеры с кропом или полным кадром.
Полнокадровый объектив покрывает всю среднеформатную матрицу, давая лишь небольшое виньетирование
Исключение есть лишь одно — электронный затвор. Сделать среднеформатную матрицу 44×33 мм многослойной сегодня, видимо, всё ещё очень дорого и трудно. Поэтому электронный затвор будет работать с заметным роллинг-шаттером. Но матрица обеспечивает достаточную скорость считывания, чтобы позволить снимать:
- 8 кадров/с в режиме серийной съёмки (напомню про 100 Мп);
- 4K-видео 50/60p со всей ширины матрицы;
- 8K с кропом х1,51 до 30 кадров/с.
Работа с этим среднеформатным шедевром не вызывает никаких сложностей и не накладывает ограничений. Это средний формат, который не просто вышел за пределы студии, а буквально пошёл гулять по всем несвойственным для него жанрам. Хочешь — тревел снимай, хочешь — животных… Но мы-то знаем, что по-настоящему портативность и скорость работы Fujifilm GFX 100 II оценят свадебные фотографы.
Автофокус умеет распознавать лица и глаза, животных и птиц, различные объекты. Он позволяет комфортно снимать в непрерывном режиме АФ, проигрывая разве что в заведомо динамичных сюжетах и репортажных съёмках камерам с меньшей матрицей.
Зато производитель поставил сюда стабилизатор на основе сдвига матрицы с огромной заявленной эффективностью в 8 ступеней! Это много и по меркам полного кадра, не то что среднего формата. И он реально работает, позволяя забыть о микросмазах. В целом, о своей среднеформатной сущности GFX 100 II напоминает фотографу лишь весом и ценой, а также высочайшим качеством изображения. По поведению он — обычный современный фотоаппарат. И в этом главная заслуга Fujifilm.
Canon EOS R1
Это флагман, которого мы, если честно, заждались. Поэтому эффекта разорвавшейся бомбы в фотомире первая беззеркальная единичка от Canon не произвела. Но и хуже она из-за этого не стала. Возможно, наоборот, в кои-то веки позиционирование камеры оказалось максимально правильным и точным: это репортажный фотоаппарат для профессиональной работы, а не икона для поклонения. Отсюда и скромное разрешение матрицы в 24 мегапикселя, и невозможность видеосъёмки в 8K. За этим обращайтесь к EOS R5 Mark II.
Они вообще с новой единичкой очень близки. У Canon EOS R1 тоже многослойная матрица с увеличенной скоростью считывания. Она вдвое выше, чем у EOS R3. На это указывает выдержка синхронизации для вспышки с электронным затвором в 1/350 с. Она короче, чем с механическим!
За операции на основе ИИ отвечает тот же сопроцессор Digic Accelerator. Например, реализовано шумоподавление на основе ИИ и апскейлинг снятых изображений, автофокус с распознаванием объектов и улучшенными алгоритмами для спортивных событий (это называется «приоритет действия»). Есть указание точки автофокуса глазом. Встроенный стабилизатор может похвалиться эффективностью в 8,5 ступени — огромная цифра! А серийная съёмка в полном разрешении доступна при 40 кадрах/с — не рекорд, но цифра за гранью большинства реальных потребностей.
Видеосъёмка формально скромнее, чем у новой пятёрки, однако свои 6K/60p в RAW и 4K при 120 кадрах/с Canon EOS R1 выдаёт.
Недооценивать Canon EOS R1 не стоит. Это на бумаге многие его характеристики выглядят «как у других камер». Мы не понаслышке знаем, что флагманы от Canon — это Продукт с большой буквы, в котором важны не отдельные цифры спецификаций, а то, с какой надёжностью и предсказуемостью камера обеспечивает результат. И именно в этом сила новой единички. Например, система автофокуса получила самые позитивные отзывы от спортивных фотографов. А ещё эта первая беззеркалка бренда в профессиональном форм-факторе с интегрированной рукояткой.
Sony A1 II
Про эту новинку важно сразу сказать: стоить вторая версия будет столько же, сколько стоила первая на старте продаж. Всё по-честному: производитель подвёз улучшения за те же деньги. А улучшения в целом очевидные и нужные.
Это в первую очередь новые алгоритмы обработки (обещают улучшенную работу на средних и высоких ISO) и ИИ-функции для автофокуса. Появилась возможность распознавания множества объектов, а общая эффективность распознавания была существенно повышена. Всё это работает и в фото, и в видео. Камера научилась отслеживать ведущего в кадре, как блогерские камеры типа ZV-E1.
Стабилизация изображения также была подтянута до высочайшей эффективности в 8,5 ступени. А ведь в первой версии было всего 5,5 ступени.
Матрица и скоростные характеристики камеры не поменялись. Дело в том, что Sony немного опередила время и уже выкатила 50-мегапиксельный полнокадровый сенсор с многослойной архитектурой ещё в прошлом поколении. Камера и так снимает до 30 кадров/с (и это при 50 Мп!), а теперь ещё и с функцией предварительной съёмки.
Ну разве что 8K-видео можно было бы прокачать до 60p, как у Canon EOS R5 Mark II. Но имеем то, что имеем: 8K до 30p или 4K до 120p и никакого RAW на карту памяти. Здесь некоторое отставание от конкурентов присутствует. И судя по тому, что Sony продолжают применять более медленные карты CFexpress Type-A вместо Type-B, никуда это отставание не денется. Однако сжатое видео с отличным автофокусом Sony A1 II хорошо умеет записывать. Плюс добавлена возможность импорта сторонних LUT (до 16 предустановок).
Как и всегда, флагман от Sony отличается от флагманов других производителей. Он не хуже, но акценты расставлены по-другому. Упор сделан именно на 50 мегапикселей, качество картинки и автофокус. И своих почитателей эта модель, безусловно, найдёт.
Реклама. Рекламодатель ИП Заболотный Денис Александрович ИНН 504016335885 erid: 2SDnje8eeGK</></small>