Вверх

7 причин, по которым вам нужен «полтинник»

Дата публикации: 21.04.2017

«Полтинниками» называют объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием 50 мм. Чем они примечательны? Почему их можно найти в фотосумке и у профи, и у фотолюбителя? Давайте узнаем!

7 причин, по которым вам нужен «полтинник»

1. Высокая светосила. Съёмка при слабом освещении

Современные 50-мм объективы имеют светосилу от F1.8 до F1.2. Высокая светосила позволяет пройти сквозь объектив большему количеству света. При съёмке на такую оптику в условиях недостаточной освещённости (например, в сумерках или в помещении) не нужно высоко поднимать светочувствительность, следовательно, на фотографии будет гораздо меньше шума.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/160 с, 50.0 мм экв.

2. Высокое качество изображения

Объективы с постоянным фокусным расстоянием дают чёткую, детализированную картинку, хорошо корректируют хроматические аберрации (цветные контуры вокруг предметов).

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/640 с, 50.0 мм экв.

Однако при съёмке на открытой диафрагме мы получаем небольшую глубину резкости, и промахнуться с фокусировкой проще простого. Часто начинающие фотографы не могут точно сфокусироваться, результат — смазанные снимки. Важно разобраться, как работает система автофокуса в камере, научиться выбирать точки фокусировки. А чтобы застраховать себя от ошибок, можно прикрывать диафрагму, скажем, до F2.8.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 1/80 с, 50.0 мм экв.

3. Универсал на полном кадре, портретник на кропе

50-мм объектив имеет «нормальный», универсальный угол обзора при использовании на полнокадровых фотоаппаратах (≈45°). Это позволяет включить в кадр все необходимые объекты и избежать перспективных искажений, свойственных широкоугольной оптике.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/125 с, 50.0 мм экв.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/320 с, 50.0 мм экв.

На камере с матрицей формата APS-C (DX у Nikon) угол обзора 50-мм объектива сужается, с учётом кроп-фактора его фокусное расстояние становится эквивалентным 75 мм. Таким образом, на кропе «полтинник» уже не универсальный объектив, а почти телевик. С ним неудобно работать, например, в помещении, но благодаря кроп-фактору он превратится в отличный портретный объектив, с которым можно снимать красивые портреты с эффектно размытым фоном.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 360, F7.1, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Угол обзора «полтинника» на кропе будут давать объективы с фокусным расстоянием 35 мм. Поэтому, если у вас кроп-камера и вы хотите иметь в своём арсенале не портретник, а универсальный светосильный объектив, стоит присмотреться к 35-мм фиксам. Кстати, для кропа выпускаются специальные модели (например, Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor).

Портретная панорама, собранная из трёх вертикальных кадров

Портретная панорама, собранная из трёх вертикальных кадров

Как увеличить угол обзора при съёмке фикс-объективом? Можно собрать панорамное изображение, ведь «полтинники» практически не дают дисторсий и прочих геометрических искажений. На Prophotos.ru панорамной съёмке посвящён отдельный цикл статей. Этот приём подойдёт для съёмки статичных сюжетов (например, пейзажей). Можно попробовать снять и постановочный портрет, попросив модель не двигаться несколько секунд.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 160, F1.4, 1/250 с, 50.0 мм экв.

4. Лёгкость и компактность

Почти все объективы с фокусным расстоянием 50 мм легки и компактны. Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor весит всего 185 грамм. Зум-объективы значительно увесистее. Я часто кладу «полтинник» в карман куртки — так он всегда под рукой.

Nikon Df с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

Nikon Df с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

5. Красивое боке

Благодаря высокой светосиле и подходящему фокусному расстоянию, «полтинники» позволяют сильно и красиво размывать фон. С помощью размытия можно подчеркнуть основной объект, выделив его резкостью, и спрятать отвлекающие детали на фоне. Оценка красоты боке всегда субъективна. Моими фаворитами по боке среди «полтинников» являются Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. Они дают очень эффектное, но ненавязчивое размытие фона.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

6. «Полтинник» заставляет думать над построением кадра

Чтобы скомпоновать кадр с зум-объективом, достаточно покрутить кольцо, отрегулировав угол обзора. Это упрощает работу фотографа, но в то же время мы перестаём задумываться над компоновкой. Фикс-объективы дисциплинируют, ведь композиция кадра выстраивается в момент съёмки: нужно выделить главное и отсечь лишнее.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.4, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Приближать и отдалять изображение с фиксом можно лишь изменяя дистанцию между вами и объектом съёмки.

7. Доступность

У «полтинников» относительно простая оптическая схема. Это делает их не только компактными, но и недорогими. Вдвойне выгодными такие объективы становятся с учётом их возможностей и безукоризненного качества изображения.

Nikon D610 — доступная и хорошо сбалансированная полнокадровая зеркалка. Вместе с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor она составляет один из самых недорогих полнокадровых комплектов на рынке.

Nikon D610 — доступная и хорошо сбалансированная полнокадровая зеркалка. Вместе с Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor она составляет один из самых недорогих полнокадровых комплектов на рынке.

Какой «полтинник» выбрать для зеркалок Nikon?

Система Nikon очень богата на «полтинники», в них легко запутаться неподготовленному фотографу. Поэтому мы составили краткий список актуальных моделей.

Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor — сверхсветосильный объектив без автоматической фокусировки. Эту модель оценят опытные фотографы, предпочитающие неспешный стиль съёмки и умеющие работать с ручной фокусировкой. Он отлично показал себя при видеосъёмке, где красивое размытие фона и высокая светосила важнее автофокуса. Среди особенностей объектива — оригинальное боке. На полностью открытой диафрагме оно мягкое и приятное, а если немного прикрыть диафрагму, в зоне нерезкости вместо привычных кружков появляются многоугольники.

Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor

Nikon MF 50mm f/1.2 Nikkor

Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor — это современное переосмысление легендарного Noct-NIKKOR. От этого же объектива пришло не совсем стандартное фокусное расстояние 58 мм. На кропе Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor даёт эквивалентное фокусное расстояние 87 мм, то есть превращается в классический портретник. Объектив обеспечивает бескомпромиссное качество изображения: изумительная резкость уже на открытой диафрагме, отсутствие хроматических аберраций и великолепное боке. Это оптика премиум-класса.

Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor

Nikon AF-S 58mm f/1.4G Nikkor

Перейдём к объективам, которые будут интересны широкой аудитории.

Начнём с Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor и Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor, объективов старой школы, выпускающихся с некоторыми модификациями с восьмидесятых годов. Среди достоинств — быстрая фокусировка и доступная цена.

Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor

В этих объективах нет привода автоматической фокусировки, поэтому их практически невозможно эффективно использовать с камерами серий D3ххх и D5ххх (подробнее о совместимости объективов — здесь).

Модели постепенно теряют свою актуальность, уступая место версиям со встроенным мотором фокусировки.

Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor — «полтинники» нового поколения со встроенным приводом фокусировки. Они заметно резче предшественников. Эти объективы можно рекомендовать и начинающим фотографам, и профессионалам. По моему мнению, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor — лучший «полтинник» на рынке. У него отличное качество изображения и невысокая цена. Кроме того, он компактен, чего не скажешь об объективах конкурентов (в этом же ценовом диапазоне).

Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Если бюджет на покупку ограничен, обратите внимание на Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. В его оптической схеме есть асферический элемент, который эффективно корректирует хроматические аберрации: цветные контуры вокруг контрастных объектов не будут появляться даже на открытой диафрагме. Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor — версия с более классическим дизайном. Она была разработана для камер Nikon Df, но ничто не мешает использовать эту модель с другими фотоаппаратами Nikon.

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Special Edition Nikkor

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor — это «полтинник» для кропа. На фотоаппаратах с матрицей формата APS-C он даёт такой же угол обзора, как «полтинник» на полном кадре. Если у вас кроп-камера (Nikon D3300, D3400, D5300, D5500, D5600, D7200 или D500), но вы хотите иметь универсальный светосильный объектив, а не портретник, обратите внимание на эту модель. Кроме великолепной резкости и красивого боке, она порадует вас очень доступной ценой.

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Заключение

«Полтинник» часто советуют в качестве первого дополнительного объектива к универсальному зуму. Такой объектив пригодится в творческой работе, портретной съёмке, а также при съёмке в условиях недостаточного освещения. У фиксов выше качество изображения, а со всеми ограничениями можно справиться.

Будем ждать ваших кадров, сделанных на «полтинники», в комментариях к статье! Творческих успехов, дорогие читатели!

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/400 с, 50.0 мм экв.
Дата публикации: 21.04.2017
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Георгий Полицарнов, 2019-03-11T07:55:41

Я Вас больше удивлю! Я еще и главный редактор:) Впрочем, вижу, что Вы крайне уверены в своей правоте и не буду с пеной у рта отстаивать своё мнение.

Просто попробуйте поработать с техникой, имеющий разный формат сенсора. Там будут ТАКИЕ различия в фокусном расстоянии! И всё равно, телевики будут сжимать пространство, а широкоугольники — отдалять задний план.

kristina kh, 2019-03-11T07:10:31

Вы меня уже удиивли, являясь модератором. Фокусное расстояние - это расстояние от точки фокуссировки до матрицы. Должны были заметить, что фиксы и широкоугольники - коротки, а телевевики - длинные объективы. Я не буду расписывать основы оптики, в гугле запрос: перспективые искажения + фокусное расстояние. Примеров много.

Георгий Полицарнов, 2019-03-11T06:45:27

Я Вас, наверное, удивлю, но перспективные искажения зависят ТОЛЬКО от дистанции до снимаемого объекта и никак не зависят от фокусного расстояния. Просто фокусное расстояние диктует фотографу дистанцию съемки для получения требуемой крупности.

kristina kh, 2019-03-08T16:18:29

Полтинник на кропе никогда не стант портретником! Меняется только размер кадра - т.к. меняется размер матрицы. Фокусное расстояние, это не только угол обзора, это еще и искажение перспектиы! При фокусе 70 искажения минимальны, поэтому на этом фокусе рекомендуется снимать портреты. При 50 или выше тоже можно, зависит от задумки. Но, повторюсь - полтинник на кропе НИКОГДА не станет портретником. не вводите людей в заблуждене!

Андрей, 2018-07-10T17:10:54

А если на никон д 5000 ставить полтинник то картинка станет лучше?у д 5000 мало так то пикселей!

Георгий Полицарнов, 2017-07-21T07:31:38

Canon EF 50mm f/1.8 STM и Canon EF 50mm f/1.4 USM.

Jack Black, 2017-07-21T00:18:57

А можете посоветовать аналогичные от Canon?

vladimir livshits, 2017-04-29T16:31:03

35mm.1.8G очень удобен в разных ситуациях.50мм на кропе немного узковат для помещений,обычных квартир,но бокэ у него намного красивее.

Тофик Бабаев (Баку), 2017-04-28T15:30:26

Я также сталкивалс с подобной проблемой. И решил очень просто))) я поменял стандартное фокусировочное стекло-экран матовой поверхности на классический с Клиньями Додена. Он выпускается многими производителями как для Никон, так и для Кеноно и прочих фирм. Например Никоновский универсальный для полноматричных D600-D810 - 30 долларов вместе с доставкой. В данный момент на не скоростные сьемки беру пару светосильных линз типа 50 1.8 и 35 2 и какой нибудь зум))) и все))) удобно и быстро. Про качество картинки старых мануалов буду молчать, кто снимал тот знает)

Dima 135, 2017-04-26T10:48:32

Ещё один памфлет

Alex320, 2017-04-25T04:59:07

Ого! Александр, спасибо огромное, обязательно попробую!

Александр Савочкин, 2017-04-24T22:17:23

Честно скажу: рисовать сейчас трудно, поэтому попробую рассказать словами. Речь пойдёт о съёмке максимально недорогим способом.

Ставите снимаемый предмет на предметный стол. Это может быть и специальный фотографический стол, и просто рулон ватмана, и что угодно ещё. В итоге получаете сцену.

Слева и справа от сцены ставите светильники, направляя их от сцены и чуть вверх. По возможности поставьте их ниже, чтобы они в сцене не отражались. Свет от светильников направляете на сцену белыми матовыми отражателями. Можно купить готовые раскладные, можно обойтись листовым пенопластом или похожим материалом. Третий светильник ставите за сценой и фоном, пусть он светит вверх. Свет от него отражателями направляете на сцену и заднюю часть фона, если фон белый.

Включая и выключая светильники, добиваетесь наиболее выгодного светового рисунка.

Если налицо только два светильника, поставьте их сзади сбоку сцены с обеих сторон, направьте от сцены и от камеры, отражателями перенаправьте свет на сцену, а спереди подсвечивайте зеркальными или белыми отражателями из фольги или подобного материала.

Если есть только один светильник, поставьте его за сценой светом от сцены и от камеры, направьте на большой отражатель, пусть он формирует рассеянный контровой свет. Спереди и с боков подсветите отражателями от камеры. Примерно по этой схеме сделан снимок с мокрой камерой: свет от вспышки направлен на круглый отражатель так, чтобы он отражался в каплях, давая почти контровой свет.

https://uploads.disquscdn.c...

Александр Савочкин, 2017-04-24T21:45:24

На современных автофокусных зеркалках матовое стекло прозрачнее, чем в прежние времена, но и момент резкости на нём видно хуже. Не спасает даже диоптрийная настройка. Поэтому мануальным объективом работать трудно: на один резкий снимок придётся с десяток нерезких. По-хорошему для ручной фокусировки нужно или подходящее матовое стекло, или, в крайнем случае, электронный видоискатель с фокус-пикингом и экранной лупой.

Андрей Жевак, 2017-04-24T21:29:33

Вы забыли еще один полтиник под NIKON - CARL ZEISS PLANAR 50 mm / f 1.4 полностью мануальный, вернее сказать 2 его генерации.

Alex320, 2017-04-22T05:26:49

Ааа вот оно, что оказывается. Спасибо!
P.s.: Сегодня прекрасное пасмурное утро или вдохновительная серая серь. Пойду половлю изображения пока дождь не пошел... выкладку товара в магазинах, граждан сабачатников и прочую милоту ;)

Александр Савочкин, 2017-04-21T19:56:48

Представьте себе лист бумаги в клетку. Сенсор устроен примерно так же: на нём расположены светочувствительные элементы, и чем больше площадь сенсора, тем большую площадь могут иметь эти элементы. У вашей камеры сенсор размером примерно 15х22 мм, у полнокадровой камеры — 24х36 мм. Следовательно, в вашей камере длина пикселя составляет примерно 1/272 мм, а у D810 — 1/205 мм. В итоге получается, что пиксели в D810 почти на треть крупнее, а на сам сенсор попадает в 2,6 раза больше света при равных прочих. Значит, шума в картинке будет меньше, а детализация — выше.

Alex320, 2017-04-21T19:06:38

Хоть мне и сложно уловить выражение: "Сами пиксели крупнее, за счёт этого лучшее соотношение сигнала и шума..." но это в силу моего малого опыта, потому поверю. Хотя хотелось бы пощупать эти самые "крупные" пиксели. Да и вообще техническая сторона сейчас для меня имеет 70-е место из 100. На первом: свет, сюжет, ритмы, композиция. И какой купить первый светосильный объектив ; )

Alex320, 2017-04-21T18:29:41

Александр, спасибо! Возьму тогда 35 мм для DX
А Вы так и не поделились волшебной схемой съемки "предметки" с постоянным светом ;) Честно скажу, ждал и жду до сих пор, хоть на курсы то и записался, но совета от Вас получить это много стоит!

Александр Савочкин, 2017-04-21T18:20:07

Кроме лишних 1360 пикселей по высоте (кстати, не такой уж и пустяк, это с небольшим 1/6 часть кадра) имеет место разница и физическом размере пикселей. Сами пиксели крупнее, за счёт этого лучшее соотношение сигнала и шума, иными словами, картинка чище и пластичнее. Плюс гарантированная надёжность камеры, плюс герметизация, плюс совместимость с полнокадровой широкоугольной оптикой, плюс хороший видоискатель, плюс много чего ещё.

Александр Савочкин, 2017-04-21T18:16:02

Как наберёте денег и желания на полнокадровую камеру, так полтинник и возьмёте. Строго говоря, полтинник вам и сейчас не помешает, но и пользы принесёт не так много, как мог бы. Сейчас продуктивнее купить объектив 28 или 35 мм.

3e498a62 c707 431c b6a6 1cf3395b78fa