Начиная этот проект, я преследовала две цели: первая — это отснять коллекцию платьев для клиента, и вторая — протестировать недавно появившийся в России импульсный свет Hensel Expert D 500.
Проект было решено снимать в интерьерах одной из московских студий и, отталкиваясь от интерьера и поставленной клиентом задачи, применять жесткий свет для создания образов. Работая с жестким светом, надо понимать, что мы не планируем заливать всю съёмочную площадку светом, а стремимся расставить световые акценты на некоторых деталях в кадре.
Подготовка
Подготовка к съёмке проходила в несколько этапов:
-
Локейшн (подбор места для съёмки): я подобрала и предложила клиенту несколько вариантов, и один из них мне утвердили. Подбирать интерьеры вполне можно с помощью вебсайтов арендных студий.
-
Кастинг (подбор моделей): кастинг решено было проводить сразу, совместив его с примеркой платьев, чтобы исключить всякие сюрпризы при съёмке. Кастинг имеет смысл снимать с мягким заливающим светом, так как это здорово экономит время.
-
Подбор света (приборы, насадки, рефлекторы): вот на таком комплекте я решила остановиться: моноблок Hensel Expert D 500 – 4 шт.; стрип-боксы 30Х160 см. с сотами – 2 шт.; портретная тарелка – 1 шт.; рефлектор со шторками и креплением для фильтров – 3 комплекта; комплект цветных фильтров на свет; сотовые насадки на рефлекторы и портретную тарелку; радиосинхронизатор Profoto Air remote.
Съёмка
Любая подобная съёмка начинается с работы стилиста и гримёра. На этот проект я пригласила поработать Лену Васильеву (Василиса), так как она великолепно делает и креативные причёски, и грим. На подготовку первого образа ушло два часа. За это время я освоилась в интерьере, собрала всю аппаратуру и предварительно выставила свет на первый образ. А также настроила свет по каналам для дистанционной работы с радиосинхронизатором.
Первый образ
Первый кадр было решено выстраивать на фоне металлической стены и поработать с развевающимся платьем. Главный рисующий источник с рефлектором был установлен на журавле, он давал жесткий верхний свет, имитирующий сценический и удачно высвечивал прическу. Справа и слева от фотографа стояли ещё два жестких источника с рефлекторами, которые работали по платью. Они рисовали светом развевающийся подол и расшитый корсет. Для того, чтобы сфокусировать свет на модели, на все рефлекторы были одеты соты, это дало возможность высветить модель и провалить фон по свету.
Так как все три источника, рисующие картинку, были жесткими, появились зоны, практически лишенные освещения. Для решения проблемы я установила справа заполняющий источник со стрип-боксом. Он немного смягчил картинку, но в тоже время благодаря сотовой решётке не залил фон светом и достаточно хорошо осветил ноги модели.
После того, как все источники встали на своё место, мне осталось их сбалансировать между собой по мощности импульса. Вот здесь мне и пришла на помощь система Air от компании Profoto. Эта система управления светом была разработана шведской компанией Profoto, а так как компании Hensel и Profoto теперь сотрудничают, все последние разработки Hensel совместимы с Air.
С помощью неё прямо от камеры можно управлять мощностью импульса любого прибора в отдельности и всех сразу, также можно управлять пилотным светом приборов, что намного удобнее, чем бегать между ними, не говоря о том, что журавль пришлось бы опускать и поднимать каждый раз. Каждый, кто работал с 3-мя и более приборами в схеме, меня поймет!
Как получить развевающееся платье? Подвесить его на леске не получится, не будет ощущения движения. Снимать нужно в движении — ассистент поднимает платье за края и отпускает по команде, через полсекунды я делаю кадр, а ассистент успевал из него выйти. Ну, правда, не всегда. Несколько попыток — и всё получилось.
Пока Василиса готовила второй образ, я решила провести небольшое испытание. Одной из самых слабых характеристик любых моноблоков является большая длинна импульса. Из-за этого становится невозможно снимать быстрое движение без смаза. А тут прямо прорыв! В Hensel Expert D 500 заявлена длина импульса 1/5800 секунды.
Я попросила модель снять туфли и попрыгать с разворотом на 180 градусов, то есть из положения спиной к фотографу в положение лицом. Вот, что из этого получилось.
Я тут же, на съёмке, просмотрела всю отснятую серию на предмет резкости и сделала вывод – Hensel действительно сделал моноблок с коротким импульсом.
Второй образ
Мы решили построить кадр и обыграть платье у светящегося окна. Естественно, это был студийный интерьер. Для получения света за окном установили прибор с рефлектором и шторками. Здесь я хочу обратить внимание на используемую насадку. Дело в том, что можно было бы использовать софтбокс, но тогда окно было бы монотонно залито светом, а точечный источник создал красивый градиент.
Слева от фотографа стоял стрип-бокс и выполнял роль заполняющего света в кадре. Справа от фотографа стоял источник с рефлектором и шторками, который освещал стену позади модели.
Естественно нельзя было оставить эту картинку без настроения. Для этого мы изобразили за окном закатное солнце с помощью желтого фильтра, а для контраста настроения стену внутри сделали холодной с помощью синего. Фильтры очень удобно крепить, ипользуя 4-лепестковые шторки Hensel, в них предусмотрены специальные держатели.
Свет за окном подсвечивал модель пламенем заката, подчеркивая цвет волос, говорящий о страстной натуре этой девушки.
Отработав с вертикальными кадрами, я решила посадить модель на подоконник и поработать с дым-машиной.
Дымка сделала кадр более загадочным, а спущенная на пол нога, попадающая в зону рефлектора с синим фильтром как бы показывает, что это окно — портал между миром теплых чувств и холодного расчета и каждый, находясь здесь, делает свой выбор.
Третий образ
Этот кадр был небольшой передышкой. Нужно было просто показать платье как оно есть. Отсюда и выбор световой схемы: слева и справа от модели два рисующих картинку стрип-бокса с сотовыми насадками, один из которых больше направлен на фон для создания градиента. Заполняющий свет обеспечил источник с портретной тарелкой, поставленный прямо над камерой.
Для придания дополнительного объёма и пластичности мы снова воспользовались дым-машиной. Дым как бы собрал всю картинку в единое целое и добавил ощущение воздуха.
При работе с дым-машиной нужно учитывать следующее, при запуске машины она пускает достаточно густой и непрозрачный дым, а уже через мгновение он теряет форму и рассеивается. Поэтому работая с дымом нужно стараться с первого кадра попадать в десятку, иначе приходится ждать, когда дым более менее рассеется, и давать новый заряд. А дым-машине, как правило, после 5-10 выхлопов нужно зарядиться. По этой причине начинать использовать дым стоит только когда кадр уже полностью отстроен по свету и композиции, и никто не хлопает ресницами в самые красивые моменты.
Четвёртый образ
Четвёртый образ я решила снимать в тех же декорациях и с теми же световыми насадками, что и третий, но поменяв световой рисунок. Тем самым изменить настроение в кадре. Для того, чтобы усилить фактуру фона, два стрип-бокса поставили параллельно стене и прижали их к ней вплотную. Модель тоже отодвинули и облокотили спиной на стену. Для заполнения использовалась та же портретная тарелка, только с сотами для большего фокуса на лицо и причёску.
И вот она — магия сотовых насадок на стрип-боксы и портретную тарелку! Соты позволяют управлять светом просто филигранно, и получать от одних и тех же рефлекторов совершенно разный световой рисунок. Очень понравилось то, что компания Hensel комплектует стрип-боксы сотами по умолчанию.
Пятый образ
Как говорилось в одном известном мультфильме, у нас осталось всего одно вечернее платье. Было решено снимать его на фоне всё той же металлической стены, только добавить декораций и тем самым привнести в интерьер масштабности.
В этом кадре мы опять используем три импульсных прибора, два стрип-бокса и верхний жесткий свет от рефлектора для имитации сценического света. Левый стрип-бокс стоит вертикально и освещает интерьер. Правый стрип-бокс размещен горизонтально для создания красивой линии-блика на кушетке. Верхний свет работает на модель.
Эта схема света позволила совместить мягкий направленный и жесткий свет в одном кадре. По-этому мы имеем хорошую прорисовку интерьера с резким затемнением по краям (благодаря сотам на стрип-боксах) и яркую фактуру на ткани платья (благодаря жесткому верхнему свету).
Как говорят в кино – “Стоп. Снято. Всем спасибо, все свободны…”
Мои впечатления
В первую очередь надо отметить, что моему клиенту фотографии очень понравились. И я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество в будущем. Видимо, труды всей съёмочной группы были оценены по достоинству, и это очень приятно. Мои впечатления о новых моноблоках Hensel Expert D 500
Сильные стороны:
- немецкое качество за разумные деньги, особенно для аксессуаров и насадок;
- скорость импульса вне конкуренции!
- дистанционное управление Air remote — это очень удобно.
Слабые стороны:
- на мой взгляд проигрывают конкурентам в дизайне, особенно Profoto D1;
- на рынке есть более престижные марки.