Такие направления фотографии, как портрет, пейзаж, натюрморт, макросъёмка, знакомы каждому. Но существует и множество других видов съёмки, которые, подчас незаслуженно, обходят вниманием фотографы. Съёмка текстур — как раз из таких.
Лесная опушка с многочисленными деревьями — интересная текстура, особенно когда деревья покрыты осенней позолотой.
Текстура — изображение, демонстрирующее свойства тех или иных поверхностей, объектов. Зачем снимать текстуры?
-
Это интересно с творческой точки зрения. Кадры с текстурами могут быть эстетичны, иметь сюжет. Пример — известнейший кадр «Жизнь Удалась» Андрея Логвина.
-
Часто текстуры приходится снимать по технической необходимости. К примеру, чтобы наложить их потом на собственную 3D-модель или использовать в качестве расходника в дизайнерской работе. Фототекстуры пригодятся везде, от веб- до интерьерного дизайна.
-
Из предыдущего пункта следует, что фототекстуры пользуются спросом на фотостоках. А значит, фотограф, снимающий текстуры много и качественно, вполне может хорошо на них заработать, продавая свои творения через фотобанки.
-
Съёмка текстур развивает ваше творческое видение, композиционное мышление. Хорошую фотографию от плохой отличает совокупность мелочей; каждая из них сама по себе незначительна, но вместе они — сила. С текстурами мы имеем дело в любом направлении фотосъёмки, от портрета до пейзажа. И работать с ними — полезное умение, которое можно отточить. Съёмка текстур позволит отойти от общепринятых стереотипов компоновки кадра; тут наверняка не будет многоплановости, линейной перспективы и может не быть главного объекта.
Стена с оборванными объявлениями — тоже интересная текстура.
Находите и создавайте текстуры
Мир полон интереснейших поверхностей и материалов — они могут стать сюжетом вашей фотографии. Причём размеры у снимаемой текстуры могут быть любые — от почти микроскопических до элементов пейзажа со склонами гор, вспаханными полями, пустынными дюнами.
Если присмотреться, вокруг можно увидеть множество потрясающих текстур! Начав их фотографировать, вы очень скоро обнаружите, что хорошо разбираетесь в минералах, сортах древесины и бетона, тканях и тому подобных вещах.
Текстуру можно создать и самостоятельно. Так, представив себя современным художником, просто нарисуйте кистями на бумаге некий интересный узор. На этом можно не останавливаться: по-разному сочетайте различные материалы и получайте необычные эффекты.
Прелесть текстур в том, что их одинаково эффективно можно снимать как в студии или дома, так и в путешествии. В первом случае для съёмки в вашем распоряжении все условия и сколько угодно времени, а во втором — возможность найти уникальные поверхности, которые могут быть только в дальних странах. Например, интересные минералы или ковёр из необычной растительности.
Техника съёмки текстур
Как это часто бывает, кажущаяся техническая простота съёмки в этом направлении обманчива. В подавляющем большинстве случаев кадр с текстурой должен быть резким как в центре, так и по краям. Особенно, если вы планируете такую текстуру продавать на фотобанках, использовать в дизайнерских нуждах или в 3D-моделировании.
Как этого добиться? Во-первых, необходима достаточная глубина резкости. Казалось бы, плоскую текстуру можно снимать на открытой диафрагме, ведь всё находится примерно на одной дистанции от нас, но это не всегда так. В случае съёмки на малой дистанции или/и использовании короткофокусный оптики дистанция до центральной части текстуры и её краёв будет сильно различаться.
Кроме того, часто при съёмке текстуры важно сделать так, чтобы объектив смотрел на её поверхность чётко под прямым углом. Она должна быть сфотографирована не под наклоном, а ровно, так, чтобы дистанция от всех её краёв до матрицы камеры была одинаковой. Таким образом она и на фото будет лучше выглядеть, да и для любой технической задачи подойдёт.
-
Используйте объектив с фокусным расстоянием более 50 мм. Тогда получится снимать на должном расстоянии, а значит, разница в дистанции между краями и центром текстуры будет меньше и легче будет уложиться в ГРИП.
-
Используйте современную, резкую оптику. Только так вы получите хорошую детализацию и в центре кадра, и на его краях. Оптимальным вариантом будет макрообъектив, приспособленный, в том числе, и для подобных задач.
Но это не обязательное условие. Если ваш объектив достаточно резок и имеет сравнительно небольшую минимальную дистанцию фокусировки, то уже можно снимать. Чаще всего я использую фикс-объективы с фокусными 50 и 85мм, а также телевики, например, Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR. Оптика Nikon Z также отлично подойдёт для такой съёмки — все объективы под новый байонет обладают отличной резкостью.
-
Закрывайте диафрагму для достижения достаточной глубины резкости и высоко разрешающей способности объектива на краях изображения. Значения f/8–f/11 для большинства задач будут оптимальными.
-
Пользуйтесь штативом или оптической стабилизацией. Раз мы снимаем на закрытой диафрагме, выдержка может стать достаточно длинной для съёмки с рук. ISO поднимать слишком высоко тоже не стоит, чтобы текстура не имела цифрового шума. Я предпочитаю не поднимать ISO выше 800 единиц. Штатив позволит снимать на минимальном ISO и пользоваться выдержками любой длины. Он — лучшая страховка от шевелёнки. К тому же, установив аппарат на штатив, мы сможем точно выверять ракурс съёмки. Впрочем, снимая текстуры на прогулке или в путешествии, можно обойтись и без штатива. Очень помогает оптическая стабилизация — с матричной стабилизацией на Nikon Z 6 и Nikon Z 7 я снимаю текстуры с рук на выдержках вплоть до 1/10с. При наличии определённой сноровки так можно получить идеальную резкость без смаза.
Правильно работайте с освещением! Это важно в любом фотосюжете, текстуры не исключение. Можно работать только с естественным светом. По моему опыту, текстура должна быть освещена более или менее равномерно, особенно если предполагается её дальнейшее техническое использование. Жёсткая тень на полкадра вряд ли улучшит снимок. Интересно снимать текстуры в облачную погоду, когда слишком контрастных теней и бликов нет. Ещё интереснее работать с текстурами в режимное время, на закате или на рассвете, ловя волшебство закатных лучей.
Можно подсвечивать текстуру сбоку вспышкой или даже фонариком, чтобы за счёт жёсткого освещения лучше показать её мелкие детали. А в условиях студии перед нами открыты все возможности искусственного света. Отталкиваясь от бокового освещения, экспериментируйте с его жёсткостью. Некоторым текстурам подойдёт жёсткий свет от прибора с одним рефлектором, другим — мягкий свет от крупного софтбокса.
Лист подсвечен с помощью обычной настольной лампы.
Съёмка текстур — необычное и довольно сложное занятие для фотографа. Ведь тут всё работает несколько иначе, нежели в других жанрах фотографии. Другая компоновка, своеобразная техника съёмки и работы со светом. Зато такой вид съёмки может быть коммерчески успешным, а главное, он откроет для вас и ваших зрителей новый мир деталей, поверхностей, узоров. Делитесь своими текстурами в комментариях и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!