Вверх

Съёмка текстур как жанр фотографии

Дата публикации: 03.02.2020

Такие направления фотографии, как портрет, пейзаж, натюрморт, макросъёмка, знакомы каждому. Но существует и множество других видов съёмки, которые, подчас незаслуженно, обходят вниманием фотографы. Съёмка текстур — как раз из таких.


Съёмка текстур как жанр фотографии

Лесная опушка с многочисленными деревьями — интересная текстура, особенно когда деревья покрыты осенней позолотой.

NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 58 с, 185.0 мм экв.

Текстура — изображение, демонстрирующее свойства тех или иных поверхностей, объектов. Зачем снимать текстуры?

  • Это интересно с творческой точки зрения. Кадры с текстурами могут быть эстетичны, иметь сюжет. Пример — известнейший кадр «Жизнь Удалась» Андрея Логвина.

  • Часто текстуры приходится снимать по технической необходимости. К примеру, чтобы наложить их потом на собственную 3D-модель или использовать в качестве расходника в дизайнерской работе. Фототекстуры пригодятся везде, от веб- до интерьерного дизайна.

  • Из предыдущего пункта следует, что фототекстуры пользуются спросом на фотостоках. А значит, фотограф, снимающий текстуры много и качественно, вполне может хорошо на них заработать, продавая свои творения через фотобанки.

  • Съёмка текстур развивает ваше творческое видение, композиционное мышление. Хорошую фотографию от плохой отличает совокупность мелочей; каждая из них сама по себе незначительна, но вместе они — сила. С текстурами мы имеем дело в любом направлении фотосъёмки, от портрета до пейзажа. И работать с ними — полезное умение, которое можно отточить. Съёмка текстур позволит отойти от общепринятых стереотипов компоновки кадра; тут наверняка не будет многоплановости, линейной перспективы и может не быть главного объекта.

Стена с оборванными объявлениями — тоже интересная текстура.

Стена с оборванными объявлениями — тоже интересная текстура.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F4, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Находите и создавайте текстуры

Мир полон интереснейших поверхностей и материалов — они могут стать сюжетом вашей фотографии. Причём размеры у снимаемой текстуры могут быть любые — от почти микроскопических до элементов пейзажа со склонами гор, вспаханными полями, пустынными дюнами.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4.5, 1/640 с, 18.0 мм экв.

Если присмотреться, вокруг можно увидеть множество потрясающих текстур! Начав их фотографировать, вы очень скоро обнаружите, что хорошо разбираетесь в минералах, сортах древесины и бетона, тканях и тому подобных вещах.

Один из многочисленных вариантов текстуры бетона

Один из многочисленных вариантов текстуры бетона

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F9, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Текстуру можно создать и самостоятельно. Так, представив себя современным художником, просто нарисуйте кистями на бумаге некий интересный узор. На этом можно не останавливаться: по-разному сочетайте различные материалы и получайте необычные эффекты.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 360, F6.3, 1/100 с, 50.0 мм экв.

Прелесть текстур в том, что их одинаково эффективно можно снимать как в студии или дома, так и в путешествии. В первом случае для съёмки в вашем распоряжении все условия и сколько угодно времени, а во втором — возможность найти уникальные поверхности, которые могут быть только в дальних странах. Например, интересные минералы или ковёр из необычной растительности.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F5.6, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Техника съёмки текстур

Как это часто бывает, кажущаяся техническая простота съёмки в этом направлении обманчива. В подавляющем большинстве случаев кадр с текстурой должен быть резким как в центре, так и по краям. Особенно, если вы планируете такую текстуру продавать на фотобанках, использовать в дизайнерских нуждах или в 3D-моделировании.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/80 с, 50.0 мм экв.

Как этого добиться? Во-первых, необходима достаточная глубина резкости. Казалось бы, плоскую текстуру можно снимать на открытой диафрагме, ведь всё находится примерно на одной дистанции от нас, но это не всегда так. В случае съёмки на малой дистанции или/и использовании короткофокусный оптики дистанция до центральной части текстуры и её краёв будет сильно различаться.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 72, F5.6, 1/250 с, 50.0 мм экв.

Кроме того, часто при съёмке текстуры важно сделать так, чтобы объектив смотрел на её поверхность чётко под прямым углом. Она должна быть сфотографирована не под наклоном, а ровно, так, чтобы дистанция от всех её краёв до матрицы камеры была одинаковой. Таким образом она и на фото будет лучше выглядеть, да и для любой технической задачи подойдёт.

  • Используйте объектив с фокусным расстоянием более 50 мм. Тогда получится снимать на должном расстоянии, а значит, разница в дистанции между краями и центром текстуры будет меньше и легче будет уложиться в ГРИП.

  • Используйте современную, резкую оптику. Только так вы получите хорошую детализацию и в центре кадра, и на его краях. Оптимальным вариантом будет макрообъектив, приспособленный, в том числе, и для подобных задач.

Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED

Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED

Nikon AF-S Micro NIKKOR 105mm f/2.8G VR

Nikon AF-S Micro NIKKOR 105mm f/2.8G VR

Но это не обязательное условие. Если ваш объектив достаточно резок и имеет сравнительно небольшую минимальную дистанцию фокусировки, то уже можно снимать. Чаще всего я использую фикс-объективы с фокусными 50 и 85мм, а также телевики, например, Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.6E ED VR. Оптика Nikon Z также отлично подойдёт для такой съёмки — все объективы под новый байонет обладают отличной резкостью.

Nikon Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikon Nikkor Z 24-70mm F/4 S

Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S

Nikon NIKKOR Z 50mm f/1.8 S

  • Закрывайте диафрагму для достижения достаточной глубины резкости и высоко разрешающей способности объектива на краях изображения. Значения f/8–f/11 для большинства задач будут оптимальными.

  • Пользуйтесь штативом или оптической стабилизацией. Раз мы снимаем на закрытой диафрагме, выдержка может стать достаточно длинной для съёмки с рук. ISO поднимать слишком высоко тоже не стоит, чтобы текстура не имела цифрового шума. Я предпочитаю не поднимать ISO выше 800 единиц. Штатив позволит снимать на минимальном ISO и пользоваться выдержками любой длины. Он — лучшая страховка от шевелёнки. К тому же, установив аппарат на штатив, мы сможем точно выверять ракурс съёмки. Впрочем, снимая текстуры на прогулке или в путешествии, можно обойтись и без штатива. Очень помогает оптическая стабилизация — с матричной стабилизацией на Nikon Z 6 и Nikon Z 7 я снимаю текстуры с рук на выдержках вплоть до 1/10с. При наличии определённой сноровки так можно получить идеальную резкость без смаза.

Правильно работайте с освещением! Это важно в любом фотосюжете, текстуры не исключение. Можно работать только с естественным светом. По моему опыту, текстура должна быть освещена более или менее равномерно, особенно если предполагается её дальнейшее техническое использование. Жёсткая тень на полкадра вряд ли улучшит снимок. Интересно снимать текстуры в облачную погоду, когда слишком контрастных теней и бликов нет. Ещё интереснее работать с текстурами в режимное время, на закате или на рассвете, ловя волшебство закатных лучей.

NIKON D850 / 58.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/125 с, 58.0 мм экв.

Можно подсвечивать текстуру сбоку вспышкой или даже фонариком, чтобы за счёт жёсткого освещения лучше показать её мелкие детали. А в условиях студии перед нами открыты все возможности искусственного света. Отталкиваясь от бокового освещения, экспериментируйте с его жёсткостью. Некоторым текстурам подойдёт жёсткий свет от прибора с одним рефлектором, другим — мягкий свет от крупного софтбокса.

Лист подсвечен с помощью обычной настольной лампы.

Лист подсвечен с помощью обычной настольной лампы.

NIKON D5300 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/3 с, 210.0 мм экв.

Съёмка текстур — необычное и довольно сложное занятие для фотографа. Ведь тут всё работает несколько иначе, нежели в других жанрах фотографии. Другая компоновка, своеобразная техника съёмки и работы со светом. Зато такой вид съёмки может быть коммерчески успешным, а главное, он откроет для вас и ваших зрителей новый мир деталей, поверхностей, узоров. Делитесь своими текстурами в комментариях и оставайтесь с нами на Prophotos.ru!

Дата публикации: 03.02.2020
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Я в Instagram: karrrtinki

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
9a9e8c6e be79 4e99 abb1 c9a108ee3698