С момента появления первых цифровых фотоаппаратов споры по поводу числа мегапикселей не утихали. С одной стороны, ситуацию подогревали маркетологи: камеры с большим разрешением проще продавать. С другой, им противостояли фотографы, считающие, что «лишние» мегапиксели создают слишком много шума и сокращают динамический диапазон. Промеж двух огней всё это время находились создатели камер, которые непрерывно, год за годом наращивали разрешение матриц, стараясь всем угодить. И только они знали об истинном потенциале высокого разрешения!
Многомегапиксельные камеры: развеиваем мифы, разбиваем стереотипы В этой статье развеиваем мифы и разбиваем стереотипы, а также рассказываем, как работают современные многомегапиксельные камеры. У каждой — свой секрет!
Видео как драйвер роста
В 2023 году мы вынуждены признать: гонка мегапикселей продолжается, хотя темпы её заметно снизились. В то же время у роста разрешения появился новый драйвер, о котором ранее мало кто задумывался. Это видеосъёмка! Разрешение в 45 мегапикселей, возможно, скоро станет стандартом индустрии, и вот почему…
Самым наглядным примером здесь является Canon EOS R5. Это первая относительно доступная камера, позволяющая снимать 8K-видео высокого качества, в том числе RAW-видео на карту памяти. Разрешение при этом составляет 8192×4320.
Скачать в оригинальном качестве
Однако в Canon предпочли сделать не просто видеокамеру с 8K-съёмкой, а гибридную модель, одинаково подходящую для фото и видео. Поэтому сенсор здесь имеет соотношение сторон 3:2 и позволяет также фотографировать с разрешением 8192×5464, а это и есть без малого 45 миллионов пикселей.
Эти 45 мегапикселей тут не для галочки, они абсолютно рабочие. В нашем тесте мы показали, что Canon EOS R5 действительно способен дать очень хорошую детализацию фото, а на высоких ISO обеспечивает ещё и сравнительно низкий уровень шума до ISO 6400.
Здесь самое время вспомнить про важное преимущество многомегапиксельных камер: для большинства сюжетов их разрешение избыточно. Это значит, что при печати размер шумового зерна будет мал, а то и сопоставим с размером точки печати. Чтобы напечатать кадр с этой камеры с полиграфическим качеством 300 dpi пиксель в пиксель, придётся использовать формат 70×46 см! При работе с меньшими форматами шум можно без боязни агрессивно давить в графическом редакторе или вовсе ничего с ним не делать — он будет слишком мелким.
Так что страхи по поводу излишней шумности многомегапиксельных матриц во многом преувеличены. При 100% увеличении шум будет заметен, но при печати, скорее всего, нет.
Ещё один страх фотографов часто связан с микросмазом, который действительно присутствовал на первых многомегапиксельных камерах. Стоит вспомнить, что первыми фотоаппаратами с действительно высоким разрешением были зеркалки с их хлопающим зеркалом. Оттуда и растут ноги у фобии микросмаза. А сегодня мы говорим о беззеркалках, в которых намного меньше подвижных частей. У них нет никакой системы зеркал, а затворы работают с электронной передней шторкой, то есть остаются неподвижными до самого конца экспозиции.
Кроме того, все без исключения производители многомегапиксельных камер сегодня оснащают свои фотоаппараты стабилизатором изображения на основе сдвига матрицы.
Искусственный интеллект — помощник фотографа
Интересным путём пошла компания Sony. В своей серии камер высокого разрешения Alpha 7R они дошли до рекордного по меркам полнокадровых моделей 61 мегапикселя! Именно такое разрешение реализовано в новейшей Sony A7R V. Чтобы обеспечить высокое качество изображения, в этой модели был применён сенсор с обратной засветкой, а также новый процессор Bionz XR. Sony заявила, что новый процессор сможет вытянуть больше деталей и обеспечить более высокую точность цветопередачи с той же 61-Мп матрицы с обратной засветкой, что мы видели ранее в Sony A7R IV. Заявленный динамический диапазон составляет более 15 ступеней экспозиции, диапазон ISO простирается до 32000 единиц с расширением до ISO 102400.
При этом ставку компания сделала на быстродействие, простоту работы и, конечно, автофокус. В Sony A7R V используется отдельный чип, отвечающий за операции с использованием искусственного интеллекта. При помощи технологий глубокого обучения в Sony A7R V выстроена абсолютно новая система автофокуса с распознаванием объектов в реальном времени. Она распознаёт не только людей, но и птиц, животных, самолёты, поезда, машины и даже насекомых. В случае съёмки людей автофокус может распознавать в реальном времени:
- глаза;
- голову;
- туловище;
- нос;
- шею;
- плечи;
- локти;
- запястья;
- бёдра;
- колени;
- лодыжки.
То есть о выборе точки автофокуса фотограф или видеограф может вовсе не задумываться — камера всё делает сама, особенно при съёмке людей. Знай жми на кнопку и снимай до 10 кадров в секунду. Кстати, по спецификации в буфер камеры входит 547 несжатых RAW. Неплохо для 61-Мп фотоаппарата! ИИ также помогает с установкой экспозиции и баланса белого, распознавая разные оттенки кожи моделей. Снимать на эту камеру так же просто, как на смартфон. Просто качество получится запредельным.
Стабилизатор на основе сдвига матрицы здесь тоже есть, причём заявляется, что он эффективно борется с микросмазом, обеспечивая точность вплоть до 1 пикселя. И 8K-видео Sony A7R V снимать умеет. Мы не зря отметили эту тенденцию. Возможно, скоро она будет главенствующей на рынке.
Больше пикселей, больше матрица
Для тех же, кто считает полнокадровую матрицу слишком тесной для огромного числа мегапикселей, компания Fujifilm создала целую линейку среднеформатных моделей. Если нужно беспрецедентно высокое качество, например, для студийной съёмки, то сложно придумать вариант лучше, чем Fujifilm GFX 100S. Матрица этой модели имеет размер 33×44 мм. Её площадь в 1,7 раза больше, чем у полнокадровых камер. Но и разрешение — уже 102 Мп! Размер изображения составляет 11648×8736 точек. Если печатать с полиграфическим качеством 300 dpi, то можно получить фотографию с размером 99×74 см. Плакаты и другую полиграфию с меньшим качеством печати и вовсе можно изготавливать практически любого размера. Собственно, это и определяет главную сферу применения Fujifilm GFX 100S: студийная и рекламная фотография.
Впрочем, разработчики из Fujifilm сделали всё возможное, чтобы с их техникой было комфортно работать и вне студии. Камера имеет солидный запас автономности по питанию, весит всего 900 граммов, а системные объективы лишь немного крупнее полнокадровых аналогов. Может, репортаж с ней и не поснимаешь (хотя попробовать можно), но быстрая фазовая система автофокуса точно позволит комфортно работать почти в любом другом жанре.
Кроме того, встроенный стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы позволяет вести съёмку с рук и не бояться микросмазов. Его эффективность составляет до 6 ступеней экспозиции — огромная цифра по меркам среднего формата.
8K-видео в Fujifilm GFX 100S нет. Вероятно, пока производитель не смог обеспечить достаточную скорость считывания огромного сенсора изображения. Зато 4K с частотой до 30 кадров/с Fujifilm GFX 100S снимать умеет — с тем самым среднеформатным боке! С HDMI-выхода можно записывать даже RAW-видео на рекордер.
Много мегапикселей — это дорого… или нет?
Все рассмотренные нами выше камеры имеют, мягко выражаясь, высокую цену. Что поделать, за высокие технологии приходится платить. Но на рынке есть модели и с куда более привлекательным ценником (естественно, по меркам профессионального оборудования). Например, Nikon Z7 II.
Нет здесь разве что новомодной 8K-видеосъёмки, потолок технического качества — 4K при 60 кадрах/с. Также камера требует внешнего рекордера для работы с RAW-видео и даже с N-Log. Возможно, поэтому не для всех видеографов она подойдёт.
Но всё, что касается фотографии, в Nikon Z 7II реализовано с большой любовью и вниманием к деталям — мы это показали в нашем тесте.
Разрешение матрицы не шокирует, хоть и низким его не назвать — 45 мегапикселей. Этого достаточно для сверхкачественной полиграфии, рекламной и студийной съёмки. Но Nikon Z 7II в четырёх стенах может показаться тесно. Имея очень компактные габариты, развитую эргономику и очень неплохой автофокус по глазам людей и животных, он готов работать практически в любом жанре. Скорострельность до 10 кадров/с со сравнительно большим буфером (63 RAW по нашим замерам) почти не ограничивает в выборе сюжета, а пыле- и влагозащищённый корпус позволяет брать камеру с собой в любые приключения.
Есть здесь и стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы, который страхует от микросмазов при съёмке с рук и вообще позволяет работать с увеличенными выдержками.
Всё почти как у конкурентов, только чуть-чуть доступнее. В этом балансе цены и возможностей и заключается главное преимущество Nikon Z 7II.
Так кому нужны мегапиксели?
На этот вопрос мы частично уже ответили в статье. Фотограф может как угодно относиться к многомегапиксельным камерам, но заказчик всегда прав. И если в ТЗ на съёмку стоит цифра в 8000 точек по большей стороне, придётся ей соответствовать. А выбор инструментов для этого сегодня достаточно широк.
Но и любителям, не так часто выполняющим коммерческие заказы, опыт работы с многомегапиксельными камерами может доставить немало удовольствия. Для анималистов это возможность плотного кадрирования, для макрофотографов и пейзажистов — печать крупным форматом с шокирующей детализацией.
Есть и ещё один аргумент, о котором многие забывают. При участии в конкурсе высокое разрешение может добавить дополнительного веса снимку на этапе отбора претендентов в победители. Как ни крути, а организаторам всегда приходится думать о том, чтобы работы победителей смотрелись сногсшибательно на печати.
Реклама. Рекламодатель ООО «Ф-СТОР» ИНН 7734710470 erid: Kra248e6r