«Проект NikonPro»
В моём рюкзаке, как правило, лежат всего три объектива. Примерно 70% пейзажных снимков делаются на широкоугольные линзы. Обзор по работе AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED я уже делал ранее, поэтому теперь речь пойдёт о 24-70mm и 70-200mm.
В использовании широкоугольного объектива есть один нюанс: слишком много внимания уделяется переднему плану. Если же есть красивые объекты на заднем плане либо уходящая вдаль тональная перспектива (например, тосканские пейзажи), широкий угол попросту не позволит их показать. Тут и пригодится средний зум. Он важен, когда мы хотим показать всю перспективу — те же горы позади — или когда нам не хочется «схлопывать» задний план.
Таким образом, чтобы продемонстрировать красоту заднего плана, я использую AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, либо длиннофокусный AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, если нужный объект находится ещё дальше. Эти объективы позволяют добиться компрессии пространства и «сблизить» объекты заднего плана.
Помимо пейзажей я снимаю и travel — небольшие жанровые зарисовки, когда в кадре присутствуют люди или животные. Тут эти объективы тоже приходят на помощь, потому что шириком снимать достаточно непросто: надо быть очень близко к объекту съёмки, что возможно далеко не всегда. Да и пропорции при съёмке на тот же 14-24mm сильно искажаются. Поэтому с людьми в кадре предпочтительнее работать стандартными зумами.
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED – универсальный объектив. Как правило, его покупают первым после стёкол с фиксированным фокусным расстоянием, потому что на него можно снимать и пейзажи, и портреты. Он помогает фотографу определиться, в каком направлении развиваться дальше: уходить ли в широкий угол либо, наоборот, покупать телеобъектив и работать с крупными планами. Так, AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED появился у меня уже после того, как я приобрёл 24-70 и понял, что мне хватает его угла. Поэтому приобретать широкоугольник нет смысла до тех пор, пока не станет понятно, что вы действительно готовы снимать много пейзажей.
Ещё 24-70mm помогает мне в процессе съёмки «очнуться», когда я слишком увлекаюсь передним планом: достаю объектив, отхожу на пару шагов назад и… на заднем плане, например, сразу же «вырастают» горы.
Телеобъектив я обычно использую для детальной проработки дальнего плана. На 70-200mm можно красиво снять фактуру гор, одни вершины. Удивительно, что в Италии, в Тоскане, 70-200mm я использую, наверное, 90% времени. Специфика съёмки в этом месте такова, что ты, как правило, стоишь на холме и снимаешь городки, деревни и виллы, «парящие» в тумане неподалёку. Найти передний план в таких пейзажах непросто, и именно телеобъектив позволяет подчеркнуть тональную перспективу, выделить волны холмов, чуть «кучнее» скомпоновать в кадре все объекты, которые находятся друг от друга на расстоянии. Шириком же передать это тяжело: задний план «схлопывается» – красота теряется.
Кроме того, телеобъективом я снимаю диких животных, к которым близко не подойдёшь. Недавно побывал в Антарктиде и там 70-200mm использовал примерно половину съёмочного времени, чтобы запечатлеть пингвинов и морских котиков на льдинах. 24-70mm у меня был накручен на камеру Nikon D850, а 70-200mm — либо на D500, либо на D810. Когда мы подходили на лодке к животному, я делал две серии кадров — портреты и общие планы.
Я люблю 14-24mm в пейзаже, потому что у него гиперфокальное расстояние очень маленькое. То есть на диафрагмах 14-16 у него гиперфокал 40–50 см: можно находиться очень близко от переднего плана — камней и фактур, зажать диафрагму, и весь кадр будет в резкости. На 24-70mm же гиперфокал очень большой: при схожих значениях диафрагмы он вырастает до 3–5 метров, и выстроить такой подробный кадр уже не получится — останутся только средний и дальний планы. Ну, а с телевиком вообще по-другому: передний и средний планы размываются в «рамку», резким окажется только объект на дальнем плане.
Работа пейзажного фотографа не всегда связана исключительно с закрытой диафрагмой. Иногда полезно приоткрыть её, чтобы получить красивое размытие. Например, если вокруг кадра есть интересные ветки или фактура камней, воды, всё это можно увести в боке на диафрагмах 4–5,6. На закрытых же диафрагмах в основном вся съёмка на телевик ведётся со штатива, причём на штативе стоит не камера, а именно сам объектив на специальной площадке! Съёмка проводится либо из режима LiveView, либо с предподъёмом зеркала и с отключённым режимом VR, потому что любая вибрация для длиннофокусного стекла на длинных выдержках критична.
В Антарктиде, например, я старался снимать со значениями диафрагмы 14-16, чтобы показать задний план — то есть даже портрет животного я снимал вместе с проработанным пейзажем сзади.
Большое отличие объективов Nikon от других производителей — самая открытая диафрагма. В нашем случае это 2,8 — рабочая. Всё, что попадает в ГРИП — без «мыла». У линз других производителей такого нет, на их открытых диафрагмах работать нельзя. Тем не менее, учитывая мою специфику съёмки, я всё равно пытаюсь выжать из кадра максимум на доступной мне резкости, так что практически не открываю диафрагму полностью — стараюсь использовать хотя бы 3,2 или 4.
Кроме того, родные объективы NIKKOR обеспечивают максимальную скорость автофокуса, сочетают самые передовые технологии и просто выглядят очень красиво. Не зря профессионалы используют только их. Ещё одно преимущество работы с техникой Nikon для меня — это сервис NPS, куда я каждый раз после сложных экспедиций отвожу своё оборудование для чистки и настройки.
В 2015 году вышла новая версия универсального объектива 24-70mm f/2.8 — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR. И хотя мы технологию VR в пейзаже не используем, потому что большую часть кадров делаем со штатива, в съёмке в стиле travel и при создании видеороликов с рук эта функция незаменима. Думаю, в скором времени куплю его себе.
В заключение могу сказать, что в работе с любыми объективами главное — понимать, как их использовать. Ведь один и тот же кадр можно снять по-разному, ориентируясь на свои знания и экспериментируя. Не обладание всей линейкой стёкол делает из вас профессионала, а умение решить задачу теми средствами, которые доступны прямо сейчас.