Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Работа со слоями и масками в Adobe Photoshop. Как тонко настроить яркость, контраст и добавить объём в кадр?

Дата публикации: 26.02.2021

Обработка — неотъемлемый технологический этап создания фотографии

Процесс профессиональной фотообработки можно разделить на два ключевых этапа:

  • RAW-конвертация. Здесь уже вносятся базовые коррекции. Примеры RAW-конвертеров: Adobe Lightroom, Adobe Camera RAW, Capture One Pro, Liminar AI.

  • Ретушь и тонкая цветокоррекция. Чтобы довести кадр до совершенства, часто требуется продвинутая ретушь. И для этого существует только одна программа — Adobe Photoshop, стандарт индустрии. В чём отличие Photoshop, скажем, от Lightroom? Photoshop не умеет работать с форматом RAW, в него попадают уже сконвертированные изображения в растровом формате (TIFF, JPEG и пр.), поэтому он применяется на финальных этапах обработки.

Работа со слоями и масками в Adobe Photoshop. Как тонко настроить яркость, контраст и добавить объём в кадр?

В отличие от Lightroom, в Adobe Photoshop редактирование фото происходит при помощи слоёв. Можно делать те или иные коррекции на каждом слое, накладывать слои друг на друга, пользоваться масками. Это открывает новые возможности обработки, о которых мы расскажем в этом уроке.

Серьёзная фотообработка невозможна без хорошего дисплея. Дисплей — глаза фотографа. Мы хорошо знакомы с линейкой ConceptD — это устройства, созданные для профессионалов, работающих с визуальным контентом: фотографов, дизайнеров, архитекторов, видеомонтажёров. Для подготовки этого урока задействуем 27-дюймовый профессиональный монитор ConceptD CP3 (3271U) с разрешением WQHD (2560×1440).

Что отличает профессиональный монитор? Точная цветопередача. Здесь коэффициент отклонения цветопередачи Delta E < 2, то есть ConceptD CP3 способен передавать цвета с достаточной для профессиональной работы точностью.

Мы будем использовать англоязычную версию Adobe Photoshop. Есть русифицированная, но даже если вы плохо знаете английский (как я), лучше выучить пару десятков слов, чем теряться, когда попадаются достойные обучающие материалы на базе англоязычного Photoshop. Да и перевод не отражает сути инструментов, он даже может меняться от версии к версии.

Зачем нужны слои?

Если в детстве вы делали аппликации, то принцип работы слоёв в Photoshop будет вам понятен: друг на друга накладываются слои с разными изображениями и коррекциями, каждый из них можно выбрать и подправить. Простой пример, когда без работы со слоями не обойтись: как вырезать объект с фото и поместить его на белый фон? Давайте попробуем сделать это, а заодно познакомимся с основными инструментами.

Задача — поместить фигурку гнома на белый фон. Сперва нужно выделить объект. Выбираем Object Selection Tool — инструмент выделения, основанный на искусственном интеллекте. Он пытается распознать объект и выделить его. Работает быстрее других, но не всегда безупречно точен, так что часто выделение требует коррекций со стороны пользователя. Нарисуем прямоугольник вокруг гнома, и программа выделит его по контуру.

Рисуем прямоугольник вокруг гнома...

Рисуем прямоугольник вокруг гнома...

Инструмент Object Selection Tool формирует выделение по контурам объекта.

Инструмент Object Selection Tool формирует выделение по контурам объекта.

Копируем выделенный фрагмент на новый слой.

Копируем выделенный фрагмент на новый слой.

Чтобы работать отдельно с объектом, отдельно с фоном, гнома нужно поместить на новый слой. Кликнем на нём правой кнопкой и выберем пункт Layer Via Copy. Появился слой, на котором есть лишь изображение выделенного объекта.

Новый слой отобразился на панели Layers. Обратите внимание, что панели в Photoshop можно свободно перемещать, закрывать, добавлять те, которых нет на экране. Поэтому у вас интерфейс может выглядеть иначе. Панель Layers легко вывести на экран через Menu → Window → Layers. Так же можно открыть и любую другую панель.

Когда объект на новом слое, фоновый можно сделать невидимым нажатием на иконку с глазом. Теперь объект находится на «клетчатом» фоне. Так условно обозначается прозрачность. Некоторые форматы изображений (PNG, TIFF и GIF) поддерживают прозрачность. Если сохраним картинку в них, прозрачность останется, а если, например, в JPEG, вместо прозрачности будет белый фон.

Давайте сделаем белый фон? Создадим новый слой и с помощью инструмента «Заливка» окрасим его в белый.

Красной стрелкой отмечена кнопка для создания нового слоя, зелёной — новый слой, синей — инструмент Paint Bucket Tool, которым можно сделать сплошную заливку цветом.

Красной стрелкой отмечена кнопка для создания нового слоя, зелёной — новый слой, синей — инструмент Paint Bucket Tool, которым можно сделать сплошную заливку цветом.

Итак, фон залили. Но где гном? Обратите внимание: слой с заливкой расположен выше гнома. Значит он перекрыл собой всё то, что находится ниже. Необходимо фон с белым цветом поместить ниже слоя с объектом.

Готово, гном на белом фоне. Мы можем поместить объект куда угодно, добавив слой с подходящей фотографией.

Чтобы уменьшить гнома, зайдём в пункт меню Edit → Transform → Scale.

Чтобы уменьшить гнома, зайдём в пункт меню Edit → Transform → Scale.

Корректирующие слои

Кроме слоёв, содержащих то или иное изображение, в Photoshop есть и корректирующие слои (Adjustment Layer). С ними мы можем на отдельном слое добавить ту или иную коррекцию. Давайте сделаем так, чтобы всё изображение стало чёрно-белым и только гном остался цветным. Найдём панель Adjustments и щёлкнем по иконке Hue/Saturation. Это инструмент для настройки оттенков и насыщенности цветов. С принципом его работы мы уже знакомы: инструменты HSL встречались в Lightroom. Отметим, что одно и то же действие в Photoshop можно сделать разными способами. Даже в нашем простом случае есть другие варианты решения, и знатоки могут поделиться своими методами в комментариях.

Чтобы создать корректирующий слой Hue/Saturation, найдём панель Adjustments, а в ней — иконку, выделенную на скриншоте жёлтой рамкой.

Чтобы создать корректирующий слой Hue/Saturation, найдём панель Adjustments, а в ней — иконку, выделенную на скриншоте жёлтой рамкой.

Для простоты уберём Saturation на -100. Это сделает кадр чёрно-белым. Теперь есть два пути. Можно перенести слой с коррекцией под слой с гномом. Тогда гном останется цветным, а фон станет чёрно-белым.

А можно задействовать маску корректирующего слоя, сделать так, чтобы слой воздействовал не на весь кадр, а только на отдельные его участки. Это интереснее.

Перенесём корректирующий слой обратно на самый верх. Выделим белый прямоугольник, который находится слева от названия слоя. Это маска слоя. Пока она целиком белая, непрозрачная. Нам нужно сделать так, чтобы на месте гнома в маске слоя была «дырка». Можно взять инструмент «Ластик» и стереть часть маски или использовать кисть чёрного цвета. Результат:

Инструмент «Ластик» показан зелёной стрелкой. «Дырка» в маске, которую мы сделали ластиком, видна на превью корректирующего слоя (жёлтая рамка).

Инструмент «Ластик» показан зелёной стрелкой. «Дырка» в маске, которую мы сделали ластиком, видна на превью корректирующего слоя (жёлтая рамка).

«Дырка» есть, но мы не смогли точно обрисовать гнома, поэтому вокруг него получилось цветное пятно. Такой результат нам не подойдёт. В панели History отмотаем несколько шагов назад, чтобы вернуть маску слоя в исходное положение.

В панели History мы можем вернуться на несколько шагов назад в обработке. Кстати, сочетание клавиш CTRL+Z тоже работает: оно отменяет последнее действие.

В панели History мы можем вернуться на несколько шагов назад в обработке. Кстати, сочетание клавиш CTRL+Z тоже работает: оно отменяет последнее действие.

Зажав клавишу CTRL, один раз щёлкнем мышкой по превью на слое с гномом. Это выделит его.

Теперь выделим корректирующий слой и перейдём к его маске. Просто нажмём клавишу Delete. Это приведёт к тому, что с маски будет удалена область, соответствующая форме выделения. И через неё будет виден цветной гном. Теперь сочетанием клавиш CTRL+D уберём выделение.

Корректирующие слои бывают разных видов. Самые востребованные — Curves («Кривые») и Hue/Saturation («Оттенок/Насыщенность»).

Получился кадр-открытка с гномом. Слой с белым фоном нам больше не нужен. Выберем его в панели Layers и нажмём клавишу Delete, чтобы удалить. Или можно просто перетащить его на иконку с корзиной.

Зелёной стрелкой помечена «Корзина»: мы удалим слой, перетащив его на эту иконку.

Зелёной стрелкой помечена «Корзина»: мы удалим слой, перетащив его на эту иконку.

Фоновый слой (Background) с исходным изображением тоже не нужен. Удалим его другим способом. Выделим слой с дверью замка, кликнем по названию слоя правой кнопкой мыши и выберем пункт Merge Down. Выбранный нами слой сольётся с тем, который находится под ним. Есть и команда Flatten Image, она сливает воедино все слои. Это стоит делать, когда вы на сто процентов удовлетворены результатом и уверены, что не придётся возвращаться к коррекции одного из слоёв.

Если для сохранения пользоваться «родными» форматами Photoshop (PSD, PSB), файл сохранится вместе со слоями, и в дальнейшем мы сможем работать с ними. PSD (PSB) — «контейнер», куда можно поместить и картинки, и векторную графику, и надписи, и всё это будет доступно для обработки. Формат TIFF ограниченно совместим со слоями. Отметим, что чем больше слоёв, тем больше места на жёстком диске займёт файл. Формат JPEG не поддерживает слои, зато имеет небольшой объём. Обычно фотографы сохраняют исходник в формате PSD или TIFF и копию в JPEG (чаще уменьшенную) для публикации в сети.

На примере с гномом мы разобрали базовые свойства и приёмы работы со слоями и масками. Теперь поговорим о практических аспектах.

Оптимизация работы со слоями и безопасность

Часто обработка заходит так далеко, что у фотографа или дизайнера образуются десятки слоёв. Как не потеряться среди них? Вопрос стоит особенно остро, если предполагается, что файл будет обрабатываться коллективно. Вот несколько рекомендаций по организации работы со слоями.

Давайте слоям названия. Двойной клик на текущем названии слоя, и можно вписать своё.

Организуйте слои по папкам. Иконка для создания папки находится внизу панели Layers. Можно создать пустую папку или выделить несколько слоёв и нажать иконку с папкой — тогда в ней сразу окажутся выделенные нами слои. Для папок можно создавать свои маски, да и вообще они ведут себя так же, как слои.

Создал ещё одну коррекцию для фона — корректирующий слой с кривыми, он немного затемнит фон. При этом слой, переводящий фон в чёрно-белый режим, отключен. Я собрал папку «Корррекции фона» и убрал в неё корректирующие слои, влияющие на фон. При желании можно обратно включить слой, делающий фон чёрно-белым, кликом по пиктограмме с глазом.

Создал ещё одну коррекцию для фона — корректирующий слой с кривыми, он немного затемнит фон. При этом слой, переводящий фон в чёрно-белый режим, отключен. Я собрал папку «Корррекции фона» и убрал в неё корректирующие слои, влияющие на фон. При желании можно обратно включить слой, делающий фон чёрно-белым, кликом по пиктограмме с глазом.

Делайте цветовые метки. Чтобы быстрее ориентироваться в слоях, окрасьте их иконки в разные цвета. Давайте дадим красную цветовую метку слою с гномом, чтобы не потерять его.

Выбор цветовой метки слоя в контекстном меню

Выбор цветовой метки слоя в контекстном меню

Результат — слой отмечен красным.

Результат — слой отмечен красным.

Перед тем как слить слои, создайте снапшот (от англ. snapshop) в истории. В отличие от Lightroom, Photoshop не работает по принципу недеструктивной обработки: не всегда можно отменить ту или иную коррекцию. Да и сбросить обработку к самому началу не получится, например, если вы сохраните файл, закроете программу, а потом снова его откроете. Раз так, мы должны застраховать себя от возможных ошибок. Сливая все слои, не забудьте нажать на иконку с фотокамерой в панели History, так создастся снапшот. Это пункт истории, к которому всегда можно будет вернуться. У снапшотов только один минус — если закрыть файл, он не сохранятся.

Жёлтой рамкой показана кнопка для создания снапшота, зелёной — созданный снапшот.

Жёлтой рамкой показана кнопка для создания снапшота, зелёной — созданный снапшот.

Мы использовали ConceptD CP3 с мощной рабочей станцией ConceptD CT-500. Вместе они образуют тандем для очень серьёзной работы с графикой. Однако внешний монитор пригодится и владельцам ноутбуков. Диагональ дисплея ноутбука не всегда достаточна для ретуши. Подключить ноутбук к большому и качественному монитору, коим может стать ConceptD CP3 — хорошая идея (учитывая, что большинство фотографов работают с самыми доступными ноутбуками: у них может быть приемлемое «железо», однако в этом сегменте производитель экономит на дисплеях). Мониторы практически не устаревают, это долгосрочная инвестиция.

Мощная подставка с элементами, декорированными под дерево, отлично смотрится!

Мощная подставка с элементами, декорированными под дерево, отлично смотрится!

Среди важных особенностей ConceptD CP3 — бленда. Это атрибут дисплеев профессионального класса. Она защищает изображение на экране от бликов, что повышает контраст и точность восприятия цвета. Бленда легко снимается и устанавливается. А вверху у неё есть специальная дверца, через которую можно подвести к дисплею калибратор. Впрочем, уже из коробки монитор имеет отличную цветопередачу, о чём свидетельствует сертификат Pantone Validated. Его имеют все дисплеи (и в ноутбуках тоже) от ConceptD.

Дата публикации: 26.02.2021
Комментировать
Главы:12
Далее «Наглядный пример обработки фото с помощью слоёв и масок»
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus