Фотографии классика представляют уникальную возможность увидеть и ощутить ту Москву, которая многим по своему облику неведома.
В Галерее Классической Фотографии последнюю неделю работает камерная экспозиция Леонида Лазарева — одного из главных фотолириков 60-х. На выставке представлены знаковые и узнаваемые работы из архива легендарного фотографа: мальчик, бегущий перед поливальными машинами, спешащая толпа на площади Белорусского вокзала, залитая огнями ночная Москва…
Его первые любительские кадры, которые он снимал ещё в школьные годы, выделялись среди работ сверстников своей нешаблонной манерой. Будучи совсем ещё молодым человеком, Лазарев не просто пришёл, а, по выражению известного теоретика и историка фотожурналистики, главного редактора журнала «Советское фото» Г.М. Чудакова, «ворвался, как танк» в профессиональную фотографию.
«Темы демократизма, свободы и любви вдохновили нас, молодых, и как художники мы смогли в них раскрыться. Мы оказались востребованы, потому что работавшие тогда фотографы прошли войну, цензуру, запрещения съёмок. Они были зажаты, а мы — раскрепощены и не думали о том, что нельзя, а что можно. Метод съёмки у нас был другой: мы вглядывались в глаза, в жест, иначе выстраивали композицию кадра, экспериментировали и играли, добиваясь динамизма», — рассказывает Леонид Николаевич.
Фотографии Лазарева стали одними из наиболее живых произведений эпохи «оттепели» и превзошли штампы официального «искусства». «Его произведения оказались на удивление близки международной художественной тенденции, которая определила облик фотографического искусства второй половины XX в. Однако в отличие от западных коллег, чьи альтруистические исследования природы человеческой души ограничивались в основном нормами морали и финансовыми возможностями, Лазареву приходилось работать в условиях жесткого государственного контроля за сферой искусства. Поэтому приходится в очередной раз удивляться тому, каким образом его произведения не только увидели свет, но и были изготовлены на высоком техническом уровне, — комментирует историк и коллекционер фотографии Артем Логинов.
Леонид Лазарев по праву считается одним из первых уличных фотографов, запечатлевших Москву и москвичей начиная с эпохи «оттепели». Именно со столицей и её жителями связаны наиболее известные работы мастера. Свои «Портреты» многоликой Москвы он снимает профессионально с 1957 года и продолжает заниматься этим фактически до последних дней своей жизни. Лазарев даже сам затрудняется назвать точную цифру чёрно-белых и цветных кадров, посвященных Москве, но для книги-альбома им было отобрано 100 кадров, вмещающих в себя, по его мнению, черты и изменения столицы с 1957-го по 2004-й год.
В действующей экспозиции представлено около двух десятков работ, прочно вошедших в золотой фонд советской фотографии — это лирические зарисовки, важные общественные и политические события и портреты москвичей, отображающие многомерный и многоплановый образ столицы.
Увидеть работы классика советской и российской фотографии можно в рамках выставки «ФотоТоп» до 19 сентября. Выставка охватывает более 200 произведений российских фотографов, созданных с начала 90-х и до наших дней.
Леонид Лазарев (1937-2020) — известный фотожурналист и фотохудожник. На протяжении своей карьеры, тесно сотрудничал со многими советскими газетами и журналами, выступал фотографом-постановщиком спектаклей Госконцерта СССР и проводил постановочные фотосъемки в рамках подготовки диафильмов Госкино СССР. Леонид Лазарев является лауреатом многочисленных премий в области фотоискусства. По оценке зарубежной прессы в 1962 году попал в число лучших фотографов мира Photography Year Book. Его работы хранятся в частных и государственных коллекциях, в том числе в Музее Москвы, Третьяковской галерее и Государственном центральном музее кино.