Возможно, вы уже слышали, что в среду, 31 января, нас ожидает уникальное событие: три явления, связанных с Луной, встретятся во времени и произойдет «голубое кровавое суперлуние».
Фото: Дэвид Ноутон. Суперлуна поднимается над Дердл-дор (Durdle Door) на Юрском побережье в Дорсете, Англия. Canon 5D Mark II, объектив 24mm TS-E, 30 c @ f8, ISO 800.
Для начала давайте разберёмся с терминами.
«Голубой Луной» называют редкий случай, когда в течение одного календарного месяца случается второе полнолуние. Название “Голубая Луна” обусловлено не сменой цвета Луны, а идиоматическим выражением «Once in a Blue Moon», заимствованным из английского языка, что дословно переводится как «Однажды при голубой луне», а одно из значений эквивалентно русскому выражению «После дождичка в четверг» (то есть крайне редко, либо никогда). Само полнолуние имеет обычный, пепельно-серый цвет. Появление у Луны голубого оттенка действительно иногда случается, однако является крайне редким явлением, обусловленным оптическим эффектом и не связанным с календарным астрономическим термином, о котором мы говорили выше.
«Суперлуние» — момент, когда Луна не только находится в фазе полнолуния, но и в своём движении по орбите оказывается к Земле ближе, чем в другое время (поскольку орбита Луны слегка вытянутая, эллиптическая). Видимый размер Лунного диска на небе оказывается больше, Луна выглядит крупнее, хотя ненамного — всего на несколько процентов.
Наконец, «Кровавой» Луна становится во время лунного затмения, когда занимает положение на одной прямой с Солнцем и Землей и попадает в конус тени, отбрасываемой Землёй. Лунный диск становится тёмным и приобретает красноватый оттенок.
Буквально завтра все эти три события произойдут одновременно впервые за последние 150 лет. Однако лишь два их трёх определений имеют отношение к фотографии. Фактически, на снимках, если повезёт с погодой, вы сможете запечатлеть «кровавую луну во время суперлуния».
Амбассадор Canon, известный фотограф-пейзажист Дэвид Ноутон, дает пять советов, которые пригодятся вам, если вы захотите запечатлеть это уникальное явление.
1. Скачайте специальные приложения, чтобы быть в курсе
Положение солнца на небе в данное время суток зависит от широты наблюдения и времени года. Однако Луна — другой случай, ее движение по небу определяется сложной эллиптической орбитой Земли. Изменения видимого движения Луны по небу зависят не от годичного, а от месячного цикла движения Луны. В результате время появления Луны и траектория ее движения значительно колеблются. К счастью, чтобы рассчитать движение Луны, больше не нужно возиться с астрономическими таблицами — достаточно просто скачать приложение на смартфон. Например, приложение Photographer’s Ephemeris подскажет время восхода и захода Луны, ее азимуты и фазы; а приложение Photopills содержит подробные сведения о положении Луны на небе.
С помощью этих двух ресурсов я планирую съемку супервосхода кровавой голубой Луны над Юрским побережьем в английском Дорсете. Решение этой увлекательной логистической задачи потребует военной точности, хотя облака, к сожалению, часто сводят на нет даже тщательно составленные планы. Но никто и не обещал, что будет легко.
2. Купите объектив с оптимальным увеличением
Одна из основных задач, которые мне придется решить в среду, — как взять Луну в кадр настолько крупно, чтобы был виден каждый кратер на изрытой астероидами поверхности. Обычно такие задачи решают астрономы, в распоряжении которых имеются сверхмощные телескопы. Однако длинный телеобъектив с фокусным расстоянием около 600 мм на полнокадровой цифровой зеркальной камере также позволяет выбрать удачную композицию. Я буду снимать на Canon EOS 5D Mark IV с объективом EF 200–400mm f/4L IS USM Ext. 1,4 x.
3. Используйте штатив, чтобы четко передать детали
Выбирая кадр, вы обнаружите, что Луна перемещается по небу с неожиданной быстротой, и следить за ней через объектив на удивление непросто. Поскольку вы собираетесь использовать длиннофокусный объектив, важно подобрать устойчивый штатив, который поможет сделать максимально качественные кадры. Если же вам захочется снимать с рук, учтите, что объект съемки расположен более чем в 384 000 километрах от вас, и самое незначительное движение способно испортить кадр даже на короткой выдержке.
4. Впишите Луну в пейзаж
Хотя детализированные снимки Луны крупным планом могут быть прекрасны, в сущности, они имеют только астрономическое содержание. Меня Луна привлекает значительно больше, когда является частью пейзажа или служит источником света при съемке. Добиться последнего довольно сложно, так как количество отражаемого Луной света мало, и по сравнению с ним лунная поверхность оказывается очень яркой. До последнего времени ночная фотография неизбежно требовала очень длинных выдержек, однако потрясающая светочувствительность таких камер, как EOS-1D X Mark II и Canon EOS 5D Mark IV, открыла фотографам целый новый мир ночных возможностей.
5. Найдите выдержку, подходящую для вашего сюжета
Наиболее выразительно и естественно Луна в пейзажах выглядит тогда, когда она окружена слегка подсвеченным небом. Такие снимки получаются достоверными, они полны тонкого очарования и особого настроения.
На любом кадре, сделанном со средним или широким углом, Луна будет выглядеть как пятно света размером с булавочную головку, однако ее присутствие все равно будет ощущаться. Она естественным образом притягивает к себе взгляд, даже если представляется малозначительной деталью. Конечно, вам потребуется найти правильную выдержку: если она будет слишком большой, то даже при съемке широкоугольным объективом на снимке останется лишь некрасивый след лунной траектории.
В ясную ночь удачный выбор выдержки — необходимое условие для съемки Луны. Выдержка 1/250 с при диафрагме f8 и ISO 100 (в зависимости от фокусного расстояния) позволит избежать смазывания и получить технически правильный кадр. При съемке камерой высокого класса, например Canon EOS 5DS R, возможно, получится даже разглядеть те двенадцать камер, которые в 60-е годы были оставлены на Луне астронавтами NASA!
О Дэвиде Ноутоне:
Автор множества захватывающих дух пейзажей и видов из разных уголков мира, неоднократный обладатель титула «фотограф года» канала «BBC — дикая природа», Дэвид уже более тридцати лет остается лучшим в своей нише. В возрасте 60 лет он по-прежнему путешествует и снимает пейзажи. Из оборудования Canon он предпочитает камеры EOS 5DS R и EOS 5D Mark IV и объектив EF 24–70mm f/2.8L II USM.