Вверх
95fad1f8 cf8a 4db0 b786 dcec99390a6a

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»

Дата публикации: 13.11.2019

С 19 ноября 2019 года по 26 января 2020 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (г. Москва, ул. Волхонка, 14) ГМИИ им. А.С. Пушкина представит выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященную 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех редких технологий в истории фотографического искусства, которые не только не позволяли тиражировать произведения, но и явились первыми в своем роде. Первым фотографическим изображением, первой цветной фотографией, первым моментальным отпечатком. В экспозицию войдут 115 работ, существующих в единственном экземпляре, из музеев Франции, Австрии и России. Среди авторов: Луи Дагер, Сергей Левицкий, Леон Жимпель, Антонен Персонна, Стивен Шор и Хельмут Ньютон.

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»

Андре Ашет, Зеленый чепец 1907-1945. Автохром. Французское фотографическое общество, Париж

Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. Франция открыла всему миру секрет фотографии, и мир с удивлением впервые увидел свои отражения.

На протяжении своей 180-летней истории фотография воспринималась как тиражный способ создания изображений. Специфику фотографии составляет документальность, достоверность, возможность увековечить мгновение. Взаимоотношения линз, химических реагентов и света с воспроизводимой натурой создали новое искусство. Искусство технологии, где первыми из первых стали дагеротипия, автохром, поляроид. Единичные фотографии оказались столь же уникальными, как рукотворные произведения художников. Очарование неповторимых отпечатков привлекало многих фотографов и художников, любителей и профессионалов. Несерийные технологии создания отпечатков, заняли особую нишу в истории фотографии.

Спецификой экспозиции «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» является экспонирование вещей, созданных столь непохожими способами и в столь разное время в одном пространстве, представляя новый взгляд на феномен фотографии, на ее качества как произведения искусства, неповторимого в своем роде. Тиражная фотография обычно имеет цифровое обозначение через знак «/», что отмечает номер отпечатка из тиража, к примеру: 2/5 – второй отпечаток из пяти. В названии выставки подчеркивается уникальность фотоснимков: тираж 1/1 – один из одного. Выставка не делит фотографию по жанрам, а технологии не представлены в хронологическом порядке. Мотивы и темы работ иллюстрируют разнообразие интересов как профессиональных фотографов, так и любителей фотографии на протяжении всей ее истории.

Дагеротип считается первым фотографическим процессом — искусство светописи началось именно с дагеротипии. На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Национальной библиотеки Франции в Париже и Государственного исторического музея в Москве, датированные 1840–1850 годами, дающие представление об особенностях технологи, вариантах оформления пластин, типичных темах и мотивах, географии распространения.

Автохром считается первым цветным процессом фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до середины 1930-х годов. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907 по 1930 год.

Поляроидные отпечатки стали первым способом получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1947 году и получил массовое распространение в 1970-х – 1980-х. Единичный цветной отпечаток на готовой карточке Polaroid в своем роде оказался предшественником цифровой фотографии – результат съемки можно увидеть моментально. На выставке будут представлены работы из крупнейшего собрания поляроидов Коллекции Остлихт в Вене, датированные 1970–1980 годами.

Экспозиция располагается в семи залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, три из которых занимают тематические инсталляции, посвященные представленным технологиям. В зале с инсталляцией дагеротипа зритель попадет в пространство с зеркальной поверхностью, которая создает фантастическую иллюзию, перенося его в то время, когда люди впервые смогли увидеть свою «фотографическую копию», ведь дагеротип называли «зеркалом с памятью». Инсталляция автохрома погрузит в мираж цветного изображения. Пятна синего, зеленого и красного цветов многократно отражаясь в зеркальном коридоре, позволяют зрителю оказаться внутри автохрома. В зале с инсталляцией поляроида можно будет увидеть весь радужный спектр, погрузиться в созерцание цветной галлюцинации, ставшей неотъемлемой частью культуры 1970-х – 1980-х годов.

На выставке будут представлены работы изобретателя фотографии француза Луи Жака Манде Дагера, одного из ключевых английских дагеротипистов Антуана Клоде, а также известного мастера светописи в Российской империи – Сергея Левицкого; автохромы Антонена Персонна – коллекционера работ импрессионистов и талантливого фотографа Французского фотографического общества. Среди поляроидов работы американского пейзажиста Энсела Адамса, пионера итальянской цветной фотографии Луиджи Гирри, американских фотографов Стивена Шора и Аарона Сискинда, а также знаменитого фэшн-фотографа Хельмута Ньютона. Работы предоставлены Национальной библиотекой Франции и Французским фотографическим обществом в Париже, фотографической Коллекцией Остлихт в Вене и Государственным историческим музеем в Москве.

Дата публикации: 13.11.2019
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту