Вверх
  • Как фотографировать фрукты
  • Как фотографировать цветы: крупный план
  • Горячий перчик: как снимать натюрморт с огнём
  • Солнечное затмение в кадре. Как снимать Солнце
  • Идеи для фотосессий: сердце на книге
  • Как снимать птиц в парке?
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Солнечное затмение в кадре. Как снимать Солнце

Обсудить

20 марта 2015 года жители планеты Земля станут свидетелями солнечного затмения. Почти на всей территории Российской Федерации можно будет наблюдать частное (не полное) солнечное затмение. Наибольшая фаза затмения в России будет в Мурманске: Луна закроет Солнце на 87%. В Санкт-Петербурге на 73%, в Москве — на 65%. Больше повезло жителям Шпицбергена и Фарерских островов, где затмение будет полным. Тем не менее, даже частное солнечное затмение — событие интересное и во многом уникальное.

<span role='device-inline' data-device-id=4560 data-device-primary=true>Nikon D80</span> - ISO 100, F16, 1/4000 с, 75.0 мм экв., 3.0 МБ Nikon D80 / 50.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/4000 с, 75.0 мм экв., 3.0 МБ

Кстати, затмением можно не только любоваться, его можно фотографировать. Но как красиво сфотографировать Солнце, не повредив при этом фототехнику и собственные глаза?

Техника безопасности — превыше всего!

Как не повредить глаза при наблюдении Солнца? Без защиты для глаз в виде сильно затемненного стекла на Солнце смотреть нельзя: мало того, что вы ничего не увидите, так еще и глаза повредите. Оптимальным вариантом станут специальные темные очки из натурального стекла. Подойдут сварочные очки. Можно для наблюдения взять просто любой кусок темного стекла. Раньше люди пользовались для защиты глаз магнитными дисками из дискет или же кусочками засвеченной фотопленки. Тем более, нельзя смотреть на открытое Солнце через видоискатель фотокамеры. Незащищенными глазами можно смотреть на светило только в момент полной фазы (в этот раз — только на Шпицбергене и Фарерских островах) затмения, когда оно полностью скрыто за Луной.

Как не повредить фотоаппарат? Вспомните, как легко поджечь что-либо, сфокусировав солнечный свет через лупу. А ведь фотообъектив (в особенности телеобъективы) будет работать точно так же. Он будет фокусировать свет на матрице фотокамеры точно так же, как лупа — на листе бумаги. Дырку в матрице вы, конечно, не проделаете, но вывести ее из строя можете легко! Особенно опасно это для компактов и беззеркалок, где объектив постоянно проецирует изображение на матрицу. В ином положении находятся зеркалки: ведь там свет попадает на матрицу только в момент съемки, в остальное время он посредством системы зеркал попадает в видоискатель, фотографу в глаза. Это тоже далеко небезопасно: без специальных фильтров на солнце через объектив смотреть категорически запрещено, вы рискуете травмировать глаза. Итак, общие советы по защите аппарата таковы:

  • Используйте нейтрально-серый светофильтр (ND-фильтр). Этот фильтр представляет собой темное стекло, накручивающееся на объектив. ND-фильтры бывают различной плотности (различной степени затемнения). Для наших целей лучше брать фильтры довольно темные, с маркировкой ND16 — ND1000. Такой фильтр убережет и камеру, и ваши глаза при съемке через видоискатель. Лучше использовать качественный фильтр, изготовленный не из пластика, а из оптического стекла. Он будет хорошо защищать еще и от вредоносных ультрафиолетовых лучей.
Нейтральный светофильтр ND1000

Нейтральный светофильтр ND1000

  • Не направляйте фотоаппарат на солнце в течение длительного времени. Быстро наводимся, снимаем, отводим объектив в сторону.
  • Не используйте длительные выдержки (длиннее 1/30 с). Во-первых, это бесполезно, и вы скорее всего получите сильно пересвеченный кадр. Во-вторых, чем длиннее выдержка — тем больше времени матрица фотоаппарата будет греться под интенсивными солнечными лучами.
  • Реальную опасность при съемке Солнца представляют телеобъективы (фокусное расстояние более 70мм экв.). Чем больше фокусное расстояние, тем крупнее у нас в кадре будет получаться солнце, и тем более интенсивный поток света от него будет проходить в объектив. Значит и риск повредить глаза и аппаратуру возрастает. С другой стороны, широкоугольными объективами можно снимать без опаски: с ними риск повредить аппарат практически равен нулю. Чем более длиннофокусный объектив вы используете (чем с большим зумом снимаете), тем внимательнее стоит прислушаться к данным советам. Сверхширокоугольные объективы опасности не представляют.
  • Без вышеописанных ухищрений можно фотографировать рассветное или закатное солнце, когда оно находится практически вплотную к линии горизонта или в плотной дымке. Тогда свет от него не столь интенсивен, и, кстати, очень красив. Не зря же фотографы так любят именно рассветные и закатные кадры!

Планируем съемку

А будет ли видно затмение в вашем городе? А если, да, то в какое время суток? Смотрите здесь: www.timeanddate.com/eclipse/in/russia, выбрав ваш или ближайший к вам город. Там же можно посмотреть реалистичную анимацию этого события.

В каком месте на небосводе окажется Солнце в этот день? Это можно рассчитать с помощью программы TPE, о которой мы недавно писали.

Естественно, стоит принять во внимание и прогноз погоды: в пасмурную погоду ничего видно не будет. А вот погода с переменной облачностью даст шанс сделать кадр типа того, что приведен в иллюстрации к статье. Для самого же наблюдения явления чем яснее будет погода — тем лучше.

Выбираем и настраиваем технику

Фотографировать затмение можно, пожалуй, на всё, что снимает. Главное, чтобы на объективе камеры была резьба для установки светофильтров. Нейтрально-серые (ND) светофильтры будут как минимум очень желательны при съемке — вспомним раздел о технике безопасности. Вообще зеркальная камера станет оптимальным выбором: и не только потому, что она позволяет получить снимки прекрасного качества и на ней можно настроить все необходимые параметры съемки. Но и потому, что свет на матрицу в зеркалке попадает не всё время, а только в момент съемки фото. Таким образом риск повреждения матрицы при фотографировании солнца будет минимальным. А вот о беззеркалках то же самое сказать нельзя. Там свет постоянно попадает на матрицу, а значит, риск ее сжечь гораздо выше.

Какие технические неудачи могут случиться при фотографировании Солнца? Рассмотрим данный кадр. Он тоже снят во время частной фазы затмения, однако этого даже не видно.

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor - ISO 100, 1/4000 с, 1.0 МБ Nikon D80 / 0.0 mm f/0.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, 1/4000 с, 1.0 МБ

Вместо солнца с его четкими очертаниями, мы видим просто белое пятно. Чтобы такого не произошло, необходимо подумать о корректной экспозиции, чтобы снимок не оказался пересвечен. Если вместо хорошо заметного солнечного диска на ваших снимках получается бесформенное белесое пятно, стоит сократить экспозицию, внести отрицательную экспокоррекцию. С другой стороны, относительно ярчайшего солнечного диска вся окружающая действительность скорее всего будет выглядеть очень темной. Чтобы и там проявились какие-то детали, нужно расширить динамический диапазон. Фотоаппараты Nikon предлагают две технологии для этого.

Технология Active D-lightning позволяет «вытянуть» максимум деталей из одного кадра. При использовании технологии HDR делается несколько кадров с разной экспозицией, после чего в камере они автоматически собираются воедино. Обе технологии работают только с JPEG. При съемке в RAW можно получить результат, аналогичный применению Active D-Lightning при обработке файла в RAW-конвертере. А для склейки HDR вручную на компьютере стоит применить брекетинг экспозиции, при котором будет произведена серия снимков с разной экспозицией (параметры серии настраиваются), а дальше фотограф сможет из них сделать HDR вручную на компьютере.

Выбор функций Active D-Lightning и HDR в меню фотоаппарата <span role='device-inline' data-device-id=15835 data-device-review=15437-nikon-d5300-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D5300</span>

Выбор функций Active D-Lightning и HDR в меню фотоаппарата Nikon D5300

Как выбрать объектив для подобных съемок? Я делал кадр-пример к этой статье во время затмения 2008-го года. Тогда я был вооружен зеркалкой Nikon D80 и объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. На сегодня эту технику можно уже назвать устаревшей. Современными ее аналогом можно назвать любительскую Nikon D5300 и объектив Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. В этом году я буду экипирован лучше: полнокадровой зеркалкой Nikon D810 и объективом Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor.

Чем крупнее вы хотите показать Солнце в кадре, тем более длиннофокусный объектив стоит выбрать. Для таких целей идеально подойдут телеобъективы, например Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor — прекрасное бюджетное решение.

<span role='device-inline' data-device-id=5298 data-device-primary=true>Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor</span> - бюджетный телеобъектив с прекрасным сочетанием цены и качества

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor - бюджетный телеобъектив с прекрасным сочетанием цены и качества

Если не стоит задача показать светило максимально крупно, а просто хочется сделать красивый кадр, то снимать можно и на обычный «китовый» объектив. Практически бесполезным выбором для съемки затмения станут широкоугольные и сверхширокоугольные объективы, ведь при съемке на них Солнце в кадре будет представлять маленькую точку.

Так будет выглядеть солнечный диск при съемке объективом с фокусным расстоянием 24 мм

Так будет выглядеть солнечный диск при съемке объективом с фокусным расстоянием 24 мм

NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/60 с, 2.0 МБ
Такого размера будет солнечный диск при съемке на полнокадровый фотоаппарат объективом с фокусным расстоянием 200 мм

Такого размера будет солнечный диск при съемке на полнокадровый фотоаппарат объективом с фокусным расстоянием 200 мм

NIKON D600 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 400 с, 1.0 МБ

В конце статьи хочется еще раз напомнить о главном: не забывайте о технике безопасности при фотографировании солнечного затмения! Берегите глаза, пользуйтесь ND-фильтрами, будьте аккуратны с телеобъективами, не направляйте камеру постоянно на солнце. Удачи вам в съемках, делитесь своими фотографиями в комментариях к данной статье!


Читайте также:


Опубликовано: 20.03.2015

Обсудить
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов
Опубликовано 20.03.2015

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Илья, 2017-08-09T07:28:41

Добрый день! У меня схожая с описанной вами техника (Nikon D750 и Nikkor 70-200) хочу попасть на солнечное затмение в США которое пройдет 21 августа. Хотелось бы у вас узнать какой в итоге применяли светофильтр (значение ND), как настроили фотоаппарат ну и посмотреть результаты сьемки. Заранее спасибо!

Alexandr Malchenko, 2015-04-02T23:06:12

Пересматривал материал по затмению. Кое-что нашёл. Тоже немного пернатых, вернее всего одна. Делюсь.

Sergey Zhuravlev, 2015-03-26T15:21:59

я себя к мастерам не причислял. Я любитель и снимаю на старенькую но верную мне зеркалку Никон D70S и пробую себя в пленочной фотографии, снимая на раритет, кои потихоньку коллекционирую.
Что бы оценивать работы других, надо самому быть из когорты фотографов-профессионалов?
И я не принуждал вас, вступать со мной в полемику.
Если вы сам все знаете и не терпите критики, делайте, что вам угодно, я всего лишь высказал свое мнение.

Alexandr Malchenko, 2015-03-26T14:47:36

Спасибо!

Константин Воронов, 2015-03-26T14:43:20

Александр, здравствуйте! Спасибо за вопросы и фотографии :)
Насчет использования связки ND8+полярик. Она вполне рабочая, единственное надо учитывать, что чем больше светофильтров мы накручиваем на объектив, тем больше они снижают резкость снимков, могут появляться лишние блики и т.д. Поляризационный фильтр в данном случае будет работать тоже как простой тёмный фильтр.
Касательно съемки на F3,5 тут сказать что-либо сложно. Я думаю, ничего фатального в этом не будет. Лучше смотреть по выдержке: насколько она становится короткой при съемке. Если аппарат дает пересвеченные кадры даже на 1/8000сек, значит лучше все же диафрагму прикрывать :)
Обладателям зеркалок в этом плане проще: если посмотрел в видоискатель и поймал "зайца", значит надо побольше ND-фильтров накрутить :)

Alexandr Malchenko, 2015-03-26T13:43:59

Сергей! Дискус получился выше всяческих похвал, благодарствуем!. Ваши аргументы и примеры весомы (чего не скажешь о ваших работах..., хоть одним глазком, позвольте взглянуть на работы Мастера), и... Вы абсолютно правы: сказать и сделать - это не одно и то же, и не для всех. Ваши рекомендации взяты на вооружение, текст описывающий фото теперь будет после, а не до ... приводимых примеров. Удачи и хороших снимков! P.S. И не стоит тратить своё драгоценное время на трёп с "болтающими" дилетантами-юмористами, посвятите его творчеству. Может наступит момент истины, и Вы порадуете нас непревзойденными шедеврами, и полезными(!!!) рекомендациями.

Alexandr Malchenko, 2015-03-26T13:31:08

Константин, добрый день! Простите за беспокойство, но за пространным "дискусом" о визуальной привлекательности и узнаваемости небесных сфер остался не заданным вопрос (скорее два): каково ваше мнение о результатах работы по светилу фиксом (отдельные фразы о приоритета телезума на заметку взяты) с парой светофильтров: серого и поляризационного? И на сколько опасным для сенсора было открытие диафрагмы на 3,5 при таком наборе фильтров? Если найдется парочка минут для короткого резюме, буду признателен.

Sergey Zhuravlev, 2015-03-26T11:58:44

Константин, спасибо и за ваше мнение.
Согласен, что в определенных случаях (журналистика например), требуется словесное дополнение, описание фотографии, но если в творческой фотографии, смысл должен нести сам снимок, а не подпись к нему, иначе какой смысл в фотографии вообще? Это как пить средненькое по качество вино на фоне красивого заката в обществе очаровательной девушки- где в итоге и вино вам покажется самым замечательным. Но тут роль сыграет антураж, обстановка...а не вкус вина. Так же и с фото. ( все ИМХО ).

Константин Воронов, 2015-03-26T11:02:11

Здравствуйте, Сергей! Спасибо вам за инициирование такой интересной дискуссии :)
Вы очень интересную тему подняли на самом деле... Как вообще человек воспринимает визуальную, да и любую другую информацию?
Любую информацию человек воспринимает лишь в контексте. Фотография без контекста информационного, культурного, социального — лишь набор пятен на экране монитора.
Именно поэтому фотографии часто подписывают, дополняя словесной информацией изображение. Никакого криминала в этом нет.
Простой пример (из того, что под руку попалось):
http://gdb.rferl.org/2DD825... одна из фотографий-победителей World Press Photo 2015. Казалось бы - какие-то детские платьица, ничего особенного. Подумаешь, я свою рубашку так же смогу на черном фоне сфоткать... :) Фотографию делает драматичной подпись: "Школьная форма трех девочек, похищенных исламскими боевиками в столице Нигерии Абудже". Только благодаря подписи, мы понимаем что к чему и в чем здесь смысл. И почему эта фотография удостоилась такой высокой награды.
Или еще пример, тоже из World Press Photo:
http://gdb.rferl.org/B96D50...
Какая-то толпа... Какой-то мужик пялится на кубок... Что такого-то?!! За что снимок награжден-то? Любой такое снимет! :) Однако, каждый, кто разбирается в футболе (то-есть, знакомый с КОНТЕКСТОМ), понимает в чем драма этого фото. Вспомним разгром сборной Аргентины на ЧМ-2014 и участие в этом всём Лионеля Месси, который на фото).

В нашем материале тоже с контекстом всё в порядке: статья у нас так и называется: "Солнечное затмение в кадре". Так что любой умеющий читать человек понимает, что на фото в статье будет все-таки именно Солнце, а не Луна (кто же спорит, что на фотографиях они могут быть похожи?!). Так же, любой человек, знающий что 20марта 2015года было солнечное затмение, знаком с контекстом и готов адекватно воспринимать подобные снимки, так как он сам мог видеть на улице в этот день что-то подобное: на территории России Солнце превратилось в полумесяц.

Sergey Zhuravlev, 2015-03-26T08:51:50

А примеры по ссылке, очень даже хороши, и без подписей видно, что это именно солнечное затмение, с луной не перепутаешь

Sergey Zhuravlev, 2015-03-26T08:48:53

Александр, знать и уметь- это две разные вещи. Вы можете долго и красиво говорить о съемке, но результаты как говорится "на лицо"...

Alexandr Malchenko, 2015-03-26T08:05:55

Сергей, спасибо и нижайший поклон за комплимент!!! Я действительно фотограф с хорошим чувством юмора. А Ваша принадлежность к сей братии весьма сомнительна, имхо. Вам, имхо, даже в пример привести нечего, зато рассуждаете знатно и уверенно. Но, не расстраивайтесь, пжл, вот Вам хороший пример "подписанных" фотографий солнечных затмений от авторов этого ресурса: http://prophotos.ru/inspira.... В свою очередь торжественно обязуюсь шлифовать и совершенствовать свой стиль (термин "манеры" более органично будет применить к описанию поступков и действий прямоходящего организма в обществе себеподобных), благо есть где и благодаря кому. Отдельное "благодарю" Геннадию и Константину за интересные заметки и полезные рекомендации. Геннадий, благодаря Вашим тестам были приняты окончательные решения, и Х-Т1 прочно обосновалась в руках, да и умеренный телезум 50-140/2.8 благополучно присоединился к ней вскорости.

Sergey Zhuravlev, 2015-03-26T06:54:51

Я думал вы фотограф, а вы просто-юморист.
Читайте внимательнее "примеры не мои", но они наглядно показывают как должно выглядеть солнечное затмение на снимке.
А вы и дальше снимайте в свойственной вам манере, только не забудьте подписывать снимки -"Это не Луна, а Солнце!" Удачи

Георгий Полицарнов, 2015-03-26T06:29:42

Вспомнилось: "не читал, но осуждаю":)

Георгий Полицарнов, 2015-03-26T06:29:11

Сергей, Вы привели пример с полным затмением в его максимальной фазе. К сожалению, в этот раз оно наблюдалось только с самых северных районах. Например, на Шпицбергене. Например, ближайшее полное солнечное затмение москвичи увидят 16 октября 2126 года.

Alexandr Malchenko, 2015-03-25T23:17:17

Спасибо, Сергей! Ваши примеры действительно потрясающие и, самое главное, имеют огромное практическое значение для фотографов-любителей (детально и вдумчиво описана применённая фототехника и оптика, приёмы съёмки, а также приведена дополнительная информация, характеризующая время и условия съёмки). Думаю, что автору статьи, под которой проистекает сей диалог, эти примеры также будут интересны и позволят дополнить и качественно расширить материал темы. Не могу не оценить и тот факт, что приведенные Вами примеры, массово тиражируемые огромным хором интернет-ресурсов, действительно позволят неискушённым гражданам огромной страны не перепутать затмение солнца с ..., как Вы там выразились, тихой лунной украинской ночью... Исчо раз пасибо, творческих Вам успехов и удачных кадров ;-)

Sergey Zhuravlev, 2015-03-25T09:57:19

да уж... а чем еще, как не фактурой могут отличаться на снимке 2 абсолютно круглых объекта?

Солнце я снимать не пробовал, Луна в этом плане гораздо интереснее. Имхо

Sergey Zhuravlev, 2015-03-25T09:37:28

примеры не мои
но тут без всяких сомнений, у зрителя понимание, что он видит на фото затмение солнца.

На вашем же фото, а-ля серп луны в облаках, тихой украинской ночью.

Георгий Полицарнов, 2015-03-25T09:35:32

Сергей, пробовал. Но в случае съемки затмения разница будет только в фактуре. А Вы солнце снимать не пробовали? Телевиком?

Sergey Zhuravlev, 2015-03-25T09:32:42

Зашибись.С каких пор звезда состоящая из газа и твердый космический объект стали визуально выглядеть одинаково? Луну не пробовали снимать телевиком, при ясном небе?

89668bc9 8706 4969 8b54 ba5a530f8958