«Проект NikonPro»
Фотограф-пейзажист Даниил Коржонов, как настоящий поклонник северной природы, любит отправляться в путешествия в самые интересные и благодатные для съёмки места Скандинавии: к берегам Гренландии, в Исландию, Норвегию. Этот год не стал исключением, в марте Даниил побывал в Заполярье — на Лофотенских островах.
Фокусное расстояние: 14 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Все маршруты Даниил прокладывает самостоятельно либо совместно с известными зарубежными фотографами. Во время своего первого визита на Лофотены Даниил провёл около двух недель в поисках подходящих для съёмки мест. Между делом он также налаживал контакты с местными жителями. Сейчас фотограф прилетает на острова, как правило, на 1–2 месяца и водит подряд несколько групп по 8–10 дней.
Особенности фотопилотирования и техника для съёмки
В этом году впервые в рамках тура был организован полёт над Лофотенскими островами. В его осуществлении Даниилу помогали полётные школы городов Бодо и Лекнеса (Bodø и Leknes. — Прим. ред.).
«На свой день рождения я сделал себе и группе подарок, который ждал, пожалуй, года три. Зимой здесь весьма ветрено, часто пасмурно, и летать на маленьком самолётике непросто. Но у меня в школе Лекнеса есть любимый пилот Руар — настоящий викинг. Он с полуслова понимает, что нужно фотографу. На многих моих группах он неплохо отточил свои навыки пилота фотографов».
Фокусное расстояние: 55 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Однако съёмка с самолёта — дело непростое. Погода часто бывает ветреная, а так как самолёты небольшие, то неоднократно можно испытать чувство свободного падения.
«Снимать нужно из открытого окна при 100–200 км/ч на виражах с поднятым крылом. Особенно зимой это никак нельзя назвать комфортными условиями. Но преимущества небольшого самолёта в том, что он может замедляться для более стабильной съёмки без шевелёнки и смаза, неминуемо возникающих на больших скоростях».
Основная часть полёта проходит над деревушкой Рейне, там участники путешествия летают около 20 минут, а затем отправляются обратно в аэропорт. По словам Даниила, Рейне — одно из самых чудесных мест на нашей планете. Находится оно в заполярной части Норвегии. Кстати, несмотря на то что сам архипелаг находится за Полярным кругом, севернее полюсов холода Верхоянска и Оймякона, температура даже самого холодного месяца выше нулевой отметки благодаря воздействию Гольфстрима на южных островах архипелага. А Рейне располагается как раз на юге.
«Самая необыкновенная сторона Лофотенских островов — от Лекнеса до деревеньки О (Å. — Прим. ред.). Горы здесь высокие, деревушки — совсем крохотные, длинные строгие мосты соединяют острова. Настоящая зимняя сказка Заполярья с высоты птичьего полёта».
Фокусное расстояние: 48 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
По словам Даниила, на этом снимке мягкий рассеянный свет получился благодаря тому, что солнце садилось в тучу. Кроме того, «бархатная картинка» — отличительная особенность камер Nikon. Любимая модель фотографа в линейке Nikon — D810, одна из лучших пейзажных камер в своём классе. Устойчивая к воздействиям внешней среды, камера обладает рядом технических характеристик, позволяющих снимать в отличном качестве практически всё — от мельчайших текстур до быстро движущихся объектов — благодаря улучшенной матрице формата FX, сверхширокому диапазону значений ISO и системе обработки изображений EXPEED 4.
Панорама из трёх горизонтальных кадров
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
«Это панорама из трёх горизонтальных кадров. Почему три, а не два? Смотрите: такой вид сразу из самолёта не откроется, часть обзора закрывает штанга между крылом и шасси. Когда самолёт резко поворачивает налево, поднимая крыло, появляется возможность снять следующий кадр без штанги. Самолёт продолжает движение, и возникает параллакс — смещение между кадрами. Программе-склейщику гораздо проще склеить три кадра, чем довольно сильно смещённые два. Для подобной аэросъёмки я ставлю ручной режим с настройками f/5.6, 1/800 и устанавливаю auto-ISO. А ещё желательно залепить скотчем кольцо фокусировки, чтобы не сместить его случайно в полёте. Само собой, его нужно предварительно настроить на фактическую бесконечность».
Сияние должно сиять
Как оказалось, не только съёмка с самолёта требует ловкости и сноровки. Секрет удачно запечатлённых моментов северного сияния тоже кроется в определённом знании и умении. Поскольку Аврора, или северное сияние, — это не замершее неподвижное облако, а танец, движение и вихрь, то поймать его не так просто. Ниже приведено несколько практических советов от Даниила Коржонова, как снимать полярное сияние.
Фокусное расстояние: 14 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
«Если съёмки проходят без луны и Аврора слабая, я снимаю на таких параметрах: 30 s, f/2.8, ISO 2500–3200. Если Аврора танцует, переливается быстро, я снимаю на параметрах: 6–15 s, f/2.8, ISO 1600–3200. Если Аврора танцует, переливается быстро, при этом луна светит больше половины, то я снимаю на параметрах: 3–10 s, f/2.8– f/5.6, ISO 800–2500 в зависимости от активности свечения».
Фокусное расстояние: 14 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
«Какую же выдержку выбрать? Съёмка Авроры — это почти как съёмка воды. Если вы хотите видеть Аврору с деталями, острыми пиками и чёткими границами форм, то выдержка — 5–10 s. Поэтому для съёмок нужен светосильный объектив и камера с чувствительной матрицей. Я снимаю Аврору на Nikon D810 (D810A) в комплекте с объективом AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Для съёмки Авроры нужен светосильный объектив (не темнее, чем 2.8) с большим охватом — чтобы захватить как можно больше неба, да и передний план не забыть».
Фокусное расстояние: 14 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
По мнению фотографа, в северные путешествия не стоит брать несветосильные широкоугольные объективы или универсальные зумы. Для ночных съёмок и съёмок сияния нужна хорошая светосильная оптика с широким охватом. Универсальный и любимый набор Даниила Коржонова для подобных поездок — камера Nikon D810 и объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Данный сверхширокоугольный объектив обладает инновационной оптической схемой и быстрой диафрагмой. Одной из отличительных особенностей 14-24mm является исключительная резкость изображения по всему кадру, зачастую недостижимая при использовании эквивалентных объективов с постоянным фокусным расстоянием.
Фокусное расстояние: 24 мм
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
«Есть на Земле места, которые не отпускают. Деревенька Рейне на Лофотенских островах — это одно из таких мест для меня. Это маленькая сказка из далёкого детства. Сказка про кораблики, море, игрушечные домики и хрустальные пики гор, где наверняка спрятаны сокровища…».