Вверх
  • Фотограф Сергей Горшков о Nikon D5
  • Мачу-Пикчу. Затерянный в облаках город инков
  • Фотопроект Frozen. Эффект заморозки в кадре
  • Путешествуем вместе с Даниилом Коржоновом: Байкал
  • Фотооткрытка: новогодний натюрморт своими руками
  • «Не строчить, как пулемёт, а думать!»
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Путешествуем вместе с Даниилом Коржоновом: Байкал

Обсудить

«Проект NikonPro»

Байкал — самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Экспедиции на озеро проходят даже зимой, когда необыкновенно прозрачная вода замерзает и принимает самые причудливые формы. На Байкале можно найти и гигантские торосы, и становые щели, и невероятной красоты трещины на льду.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 19 мм

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 19 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/20 с, 19.0 мм экв., 2.0 МБ

Амбассадор Nikon Даниил Коржонов отправился в фотопутешествие на Байкал в марте. Он считает, что ранняя весна — один из самых удачных периодов для съёмок.

«В марте лёд ещё прозрачен, но температура уже более комфортная. Немногие согласятся подолгу снимать зимой в -30 °C. Если хочется увидеть самый чистый лёд, нужно ехать в январе, сразу после того, как Байкал встанет: торосы самые прозрачные, а лёд не затоптан и не заезжен, ледовые пещеры чистые, всё сверкает».

Объектив AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 200 мм

Объектив AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 200 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 500, F6.3, 1/1600 с, 200.0 мм экв., 1.0 МБ

Маршрут фотопутешествия был следующим: Иркутск — Ольхон (радиальные выезды) — Листвянка (радиальные выезды на судне на воздушной подушке — хивусе). Ледовую часть маршрута Даниил прокладывал вместе с Александром Бурмейстером. Несмотря на внушительную толщину льда (зимой озеро промерзает на глубину 1–1,5 метра) каждый год на Байкале проваливаются под лёд машины, поэтому нужно строго соблюдать правила безопасности и пользоваться услугами опытных проводников, знающих озеро.

Походный набор Даниила обычно выглядит так: камера Nikon D810 плюс объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. В зависимости от геоландшафта используются штативы Gitzo, фонари Petzl и фонарики типа «факел», которые можно купить в обычном хозяйственном магазине.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 30 с, 15.0 мм экв., 2.0 МБ

Даниил довольно часто использует фонари для проработки отдельных деталей сюжета. При ночной съёмке фонарик необходим, потому что предугадать, будет ночь ясной или нет, очень сложно. Впрочем, не всегда и лунная ночь может сыграть на руку фотографу:

«Обычно луна даёт сильную засветку, даже если видна только её четверть, поэтому звёзд на небе меньше. Однако у неё есть собственный холодный свет, поэтому окружающий пейзаж освещён. Безлунные сцены приходится освещать фонариком. А вот дальние планы, такие как горы на горизонте, им и вовсе не проработать. Поэтому иногда мы даже оставляем камеры до восхода луны в том же положении, чтобы проработать пейзаж вдалеке. Кстати, кадры с северным сиянием выглядят очень эффектно, когда пейзаж освещён луной».

Особенно удивительно ночью выглядит место у скалы Шаманка. 13 сэргэ (ритуальных столбов и деревьев бурят и якутов, которые связаны с культом коня и являются символом дерева жизни) стоят здесь в ряд. Люди со всего света приезжают, чтобы завязать ленточку определённого цвета. Каждый цвет означает своё желание. Например, белый — благодарность духам, просьба о помощи.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 30 с, 15.0 мм экв., 2.0 МБ

«Столбы чётко выделены на фоне звёздного неба, так как мы подсветили их фонариками сзади, сбоку справа и чуть спереди. Без подсветки сэргэ тонут на фоне тёмного неба в плоских силуэтах. Конечно же, для съёмки звёздного неба нужен хороший широкоугольный светосильный объектив. Я беру с собой AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. Без камеры с чувствительной матрицей не обойтись: ночные кадры я снимаю либо на Nikon D810, либо на Nikon D810А. Обычно параметры съёмки выбираю такие: ISO 3200, F2.8, фокусное расстояние 14 мм, выдержка 30 секунд. Если у вас не 14-мм объектив, пользуйтесь правилом 600 для подсчёта выдержки: 600/фокусное расстояние (эквивалентное полнокадровым матрицам) = ваша выдержка. Кстати, важно снимать при очень чистом небе, через 2–3 часа после заката и позже».

Ночная съёмка производится, конечно же, со штатива. Тренога должна быть устойчивой и тяжёлой, чтобы свести к минимуму риск смаза. Фонарики используются в режимное время для прорисовки отдельных деталей композиции. По словам фотографа, весной по озеру стелятся небольшие туманы, поэтому их свет получается направленным, рисующим.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.2, 30 с, 14.0 мм экв., 2.0 МБ

«Вот как раз случай, когда начало светать. Звёзд уже не так много, зато пейзаж освещён мягким светом. Иногда можно сделать второй кадр в сумерках, с разницей в 30–60 минут, оставив камеру в одном положении штатива, а первый — с красивым звёздным небом. Здесь небольшая подсветка дерева фонариком сбоку слева, подсветка Шаманки от деревни».

Скала Шаманка — это мыс в средней части западного побережья острова Ольхон. У северной оконечности острова — мыса Хобой — ландшафт несколько меняется: здесь можно встретить резко обрывающиеся скалы, которые напоминают клыки (с бурятского «хобой» как раз переводится как «клык»), а также ледяные пещеры и гроты.

Объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Фокусное расстояние 24 мм

Объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Фокусное расстояние 24 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/500 с, 24.0 мм экв., 1.0 МБ

Тем, кто собирается в подобный поход впервые, Даниил рекомендует брать с собой следующий набор техники: камеру Nikon D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G, штатив (лучше до 2 кг), фильтры и пару фонариков для подсветки. По его словам, камеры Nikon обладают одним из лучших показателей цветопередачи. Один из любимых объективов Даниила — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. Этот сверхширокоугольный объектив с исключительной резкостью и светосилой вкупе с постоянной диафрагмой F2.8 во всём диапазоне позволяет снимать с рук даже ночью, что очень удобно в путешествиях. Ещё одним из его основных преимуществ является то, что он не ловит «зайцев», то есть на снимках нет бликов от источников света в кадре. Это очень важно при съёмке в городе с большим количеством иллюминации.

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм

Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 320, F22, 1/40 с, 14.0 мм экв., 2.0 МБ

Вот личный топ-список объективов Даниила Коржонова:

  • AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED: легко поставить фильтры на резьбу 77 мм, фокусные расстояния подходят для большинства задач, идеально резкий по всему полю кадра.

  • AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II: идеален для съёмки дальних планов; основной инструмент для съёмки дальних планов, там, где нужно «сжать» пространство (напрмер, в Тоскане, Провансе).

  • AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED: основной инструмент в паре с фильтрами 165 мм и системой Lucroit для съёмки звёздного неба; невероятное качество снимков начиная с F2.8.

  • AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G: творческий инструмент для съёмки пейзажей с размытым передним планом, обрамлением, боке; хорошо подходит для жанровой и портретной фотографии.

Опубликовано: 24.12.2016

Серия статей "Путешествуем вместе с Nikon"

Обсудить
B7c047f9 949f 4d39 9911 f6b593d1e06d square 100
Даниил Коржонов
Опубликовано 24.12.2016

Молодой лауреат премии Best of Russia и амбассадор Nikon почти всё время проводит в путешествиях по миру и привозит удивительные пейзажи. Работы Даниила можно встретить в зарубежных журналах Outdoor Photographer, Practical Photography, Photoworld и даже в рекламных кампаниях, например, Apple Mac Book Pro-2014. Даниил считает, что для пейзажного фотографа больше подходит определение «любитель», потому что тот, кто снимает природу, в первую очередь, должен её любить. С 6 лет Даниил занимался в художественной школе, интерес к родной природе и живописи перерос в увлечение фотографией. Во время студенчества к фотографии Даниил возвращался только летом или зимой благодаря горной секции МФТИ. Здесь он научился организовывать походы и теперь планирует свои фотопутешествия.

Подробнее о Данииле Коржонове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

glaux, 2017-04-13T08:52:32

Был на Ольхоне, также зимой, доехал по льду Байкала, правда днем и вечером. На ночь остаться не удалось.
Технически небо такое снять не всегда получится, даже зимой, поскольку бывают тучи, дымка, что на Байкале не редкость (хотя ясные дни, по идее, должны быть 300 дней в году).
С точки зрения техники можно взять с собой скажем D7100 или D5300 c Tamron 10-24 (или более дорогим Nikkor 10-24), снимать на 10 мм. с f3,5 по правилу 600, ISO можно и поменьше поставить 1600, например. Поскольку картинка у никона тянется хорошо, можно дотянуть градиентом в Lightroom небо до максимально возможного уровня (что и сделал автор), потом пройтись корректирующей кистью ну и в общем можно экспозицию без ущерба для качества на 1-2 ступени вытянуть, плюс помогает паразитный свет от поселка Хужир. Таким образом можно обойтись дешевой б/у техникой.
Ехать надо в феврале-марте как откроют ледовую трассу, лучше взять машину (подойдет любая, но лучше УАЗик или джип), поскольку ногами там топать далеко, да и оборудование на себе таскать. На ночь остановиться в Хужире (там есть гостиницы).
Небо на f 3,5 с меньшим ISO будет черным а не синим, но тоже красивым. Летом фотографии будет сделать сложнее, из-за большей дымки от пожаров и пара от воды. Ну и помощник нужен для освещения переднего плана, особенно кораблей на причале сзади (в рубке корабля он же пыхнет вспышкой).
Автору спасибо за статью, есть чему технически поучиться и в выборе экспозиции снимка.

0c0b53f6 5096 41c3 9f82 b7b5aa3d3e00