«Проект NikonPro»
Байкал — самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Экспедиции на озеро проходят даже зимой, когда необыкновенно прозрачная вода замерзает и принимает самые причудливые формы. На Байкале можно найти и гигантские торосы, и становые щели, и невероятной красоты трещины на льду.
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 19 мм
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов отправился в фотопутешествие на Байкал в марте. Он считает, что ранняя весна — один из самых удачных периодов для съёмок.
«В марте лёд ещё прозрачен, но температура уже более комфортная. Немногие согласятся подолгу снимать зимой в -30 °C. Если хочется увидеть самый чистый лёд, нужно ехать в январе, сразу после того, как Байкал встанет: торосы самые прозрачные, а лёд не затоптан и не заезжен, ледовые пещеры чистые, всё сверкает».
Объектив AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 200 мм
Маршрут фотопутешествия был следующим: Иркутск — Ольхон (радиальные выезды) — Листвянка (радиальные выезды на судне на воздушной подушке — хивусе). Ледовую часть маршрута Даниил прокладывал вместе с Александром Бурмейстером. Несмотря на внушительную толщину льда (зимой озеро промерзает на глубину 1–1,5 метра) каждый год на Байкале проваливаются под лёд машины, поэтому нужно строго соблюдать правила безопасности и пользоваться услугами опытных проводников, знающих озеро.
Походный набор Даниила обычно выглядит так: камера Nikon D810 плюс объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. В зависимости от геоландшафта используются штативы Gitzo, фонари Petzl и фонарики типа «факел», которые можно купить в обычном хозяйственном магазине.
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм
Даниил довольно часто использует фонари для проработки отдельных деталей сюжета. При ночной съёмке фонарик необходим, потому что предугадать, будет ночь ясной или нет, очень сложно. Впрочем, не всегда и лунная ночь может сыграть на руку фотографу:
«Обычно луна даёт сильную засветку, даже если видна только её четверть, поэтому звёзд на небе меньше. Однако у неё есть собственный холодный свет, поэтому окружающий пейзаж освещён. Безлунные сцены приходится освещать фонариком. А вот дальние планы, такие как горы на горизонте, им и вовсе не проработать. Поэтому иногда мы даже оставляем камеры до восхода луны в том же положении, чтобы проработать пейзаж вдалеке. Кстати, кадры с северным сиянием выглядят очень эффектно, когда пейзаж освещён луной».
Особенно удивительно ночью выглядит место у скалы Шаманка. 13 сэргэ (ритуальных столбов и деревьев бурят и якутов, которые связаны с культом коня и являются символом дерева жизни) стоят здесь в ряд. Люди со всего света приезжают, чтобы завязать ленточку определённого цвета. Каждый цвет означает своё желание. Например, белый — благодарность духам, просьба о помощи.
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 15 мм
«Столбы чётко выделены на фоне звёздного неба, так как мы подсветили их фонариками сзади, сбоку справа и чуть спереди. Без подсветки сэргэ тонут на фоне тёмного неба в плоских силуэтах. Конечно же, для съёмки звёздного неба нужен хороший широкоугольный светосильный объектив. Я беру с собой AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. Без камеры с чувствительной матрицей не обойтись: ночные кадры я снимаю либо на Nikon D810, либо на Nikon D810А. Обычно параметры съёмки выбираю такие: ISO 3200, F2.8, фокусное расстояние 14 мм, выдержка 30 секунд. Если у вас не 14-мм объектив, пользуйтесь правилом 600 для подсчёта выдержки: 600/фокусное расстояние (эквивалентное полнокадровым матрицам) = ваша выдержка. Кстати, важно снимать при очень чистом небе, через 2–3 часа после заката и позже».
Ночная съёмка производится, конечно же, со штатива. Тренога должна быть устойчивой и тяжёлой, чтобы свести к минимуму риск смаза. Фонарики используются в режимное время для прорисовки отдельных деталей композиции. По словам фотографа, весной по озеру стелятся небольшие туманы, поэтому их свет получается направленным, рисующим.
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм
«Вот как раз случай, когда начало светать. Звёзд уже не так много, зато пейзаж освещён мягким светом. Иногда можно сделать второй кадр в сумерках, с разницей в 30–60 минут, оставив камеру в одном положении штатива, а первый — с красивым звёздным небом. Здесь небольшая подсветка дерева фонариком сбоку слева, подсветка Шаманки от деревни».
Скала Шаманка — это мыс в средней части западного побережья острова Ольхон. У северной оконечности острова — мыса Хобой — ландшафт несколько меняется: здесь можно встретить резко обрывающиеся скалы, которые напоминают клыки (с бурятского «хобой» как раз переводится как «клык»), а также ледяные пещеры и гроты.
Объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Фокусное расстояние 24 мм
Тем, кто собирается в подобный поход впервые, Даниил рекомендует брать с собой следующий набор техники: камеру Nikon D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G, штатив (лучше до 2 кг), фильтры и пару фонариков для подсветки. По его словам, камеры Nikon обладают одним из лучших показателей цветопередачи. Один из любимых объективов Даниила — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED. Этот сверхширокоугольный объектив с исключительной резкостью и светосилой вкупе с постоянной диафрагмой F2.8 во всём диапазоне позволяет снимать с рук даже ночью, что очень удобно в путешествиях. Ещё одним из его основных преимуществ является то, что он не ловит «зайцев», то есть на снимках нет бликов от источников света в кадре. Это очень важно при съёмке в городе с большим количеством иллюминации.
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8 ED
Фокусное расстояние 14 мм
Вот личный топ-список объективов Даниила Коржонова:
-
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED: легко поставить фильтры на резьбу 77 мм, фокусные расстояния подходят для большинства задач, идеально резкий по всему полю кадра.
-
AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II: идеален для съёмки дальних планов; основной инструмент для съёмки дальних планов, там, где нужно «сжать» пространство (напрмер, в Тоскане, Провансе).
-
AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED: основной инструмент в паре с фильтрами 165 мм и системой Lucroit для съёмки звёздного неба; невероятное качество снимков начиная с F2.8.
-
AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G: творческий инструмент для съёмки пейзажей с размытым передним планом, обрамлением, боке; хорошо подходит для жанровой и портретной фотографии.