«Проект NikonPro»
Амбассадор Nikon Даниил Коржонов любит отправляться в необычные и зачастую не самые климатически приветливые места нашей Родины. Прошлой зимой он совершил двухнедельный лыжный поход на Северный Урал, чтобы запечатлеть северное сияние над плато Мань-Пупы-Нер, увидеть мансийские болваны и пройти перевал Дятлова. В этом году фотограф побывал на Южном Урале, в национальном парке Таганай, где провёл три дня на метеостанции в Гремучем ключе, совершая вылазки по нескольким маршрутам: на Откликной Гребень, Белый ключ, на горы Круглица и Двуглавая сопка.
«Зиму я очень люблю: она преображает природу в невероятную сказку. Одни снежные ёлки Таганая чего только стоят! Укутанные в снежные шубы, они стоят, как духи-призраки парка… По парку сейчас очень приятно путешествовать: есть несколько приютов, ночевать можно в тёплых домиках и гулять только со своей камерой.
В то утро (а вернее, ночь) мы отправились на Двуглавую сопку. Термометр показывал –25ºC, а снега в парке было столько, что тропу на вершину совсем замело. Через полчаса мы уже карабкались напрямик на вершину, почти по пояс в снегу. И усилия не прошли даром — пожалуй, это был один из самых потрясающих рассветов в моей жизни: клочья тумана срывались с горы, а только что выглянувшее солнце поджигало невероятные формы облаков-драконов. Освещение менялось каждую секунду… Краски были не только в небе, но и на земле, словно отражение рассветного неба.
А это фото сделано за несколько минут до рассвета. Высокие облака стали опускаться на Откликной, образуя такие необыкновенные волны. Таганай словно накрыло большим прозрачным одеялом».
Хотя Южный Урал значительно отличается погодными условиями от Северного, не стоит забывать о том, что зимняя съёмка на природе сопряжена с определёнными опасностями и непредвиденными ситуациями. Следует основательно готовиться к даже самому короткому походу и соблюдать массу условностей относительно работы и хранения камеры.
«Обычно я ношу камеру в компактном кофре под курткой. Но здесь есть большие минусы: если сильно потею, то камера потом на улице обрастает льдом. Самое неприятное, когда объективы покрываются льдом изнутри линз. Снаружи лёд можно отскрести, а вот внутри… придётся ждать до печки. И на печке нужно их сушить очень аккуратно: я так спалил один кофр и немного обжёг камеру. Ещё есть один очень неприятный момент: кофр холодный и сам промерзает, а он же у лёгких, у груди. Так у меня бывало, что я морозил себе грудь, и было больно дышать в конце похода».
Даниил выработал целый ряд правил, как пользоваться съёмочной аппаратурой зимой. Например, технику нельзя вносить с мороза сразу в помещение, а на ночь её нужно убирать в герметичный мешок. Все перепады температур очень плохо сказываются на камере. Отдельный разговор — батарейки. Если GPS работает на пальчиковых батареях, он будет сильно тормозить. Кроме того, их нужно держать не во влажных карманах, а в пакетике. Во время снегопада рекомендуется снимать так: надеть на камеру полиэтиленовый пакет, замотав всё скотчем или резинками.
Бывают ещё такие проблемы: когда идёшь с палками на лыжах, то на руках в перчатках тоже появляется испарина. Когда перчатки влажные, их нужно снимать, чтобы сделать кадр. Вспышку можно, конечно, использовать зимой, но тогда нужно брать с собой много батареек. Главное — не снимать со вспышкой, когда камера отсырела. А вот батарейный блок абсолютно бесполезен зимой: это увеличивает массу и размеры камеры, что очень критично в походах. Пальчиковые батарейки в блоке садятся моментально.
В этот раз поход Даниила на Урал был непродолжительным, к тому же его участники расположились на постоянной базе, где всегда можно было подзарядиться. В этой поездке Даниилу, по его словам, очень помогли Алексей Яковлев, директор парка Таганай, а также местные фотографы — Дмитрий Гостев и Миша Трахтенберг, которые ходили вместе с ним по маршрутам.
«На Таганае было очень легко: в парке мы жили в приютах, где можно даже подзарядить батареи, поесть и согреться после съёмок. Кстати, техника Nikon ещё ни разу не давала сбоев из-за мороза. Всегда работает как часы. Важно также помнить, что батарея быстро садится на холоде, поэтому нужно брать запас. На зимние съёмки у меня обычно уходит 4–5 батарей. Этого хватало на две недели автономных съёмок на Северном Урале».
С собой в походы Даниил обычно берёт «стандартный набор»: камеру Nikon D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED и штатив Gitzo. Иногда в рюкзаке может оказаться ещё и линза AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G для съёмки портретов друзей. Бывает, что Даниил оставляет объектив AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED дома или в лагере — в сложных трекингах лишний риск и дополнительная тяжесть ни к чему. Однако Даниил всегда берёт с собой фонарики в качестве источников искусственного света.
Вертикальная панорама из 2 горизонтальных снимков.
NIKON D810 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED
ISO 3200, F3.2, 30 S
«Я люблю не только снимать сцены с естественным светом, но и расставлять акценты в пейзаже. Фонарики в этом помогают. Это простые туристические фонарики Petzl, их обычно 2–3 в сцене. Контровый свет хорошо работает для подчёркивания фигур, силуэтов, боков кадра, а также чётко пишет фактуру. Когда на снимке изображён человек с фонариком, это тоже придаёт отдельный смысл фотографии».
«Вот такой космический корабль “припаркован” на Таганае совсем рядом с метеостанцией. Где ещё, как не в горах, увидишь такое потрясающее звёздное небо?.. А уже через час после сумерек началась метель, и под утро всё было словно в молоке: снежная буря и метель нашли на гору».
«Это фото — верторама из двух горизонтальных снимков, то есть вертикальная панорама. Ваня сидел неподвижно, пока камера экспонировала кадры. Из освещения — два фонарика. Один спрятан позади камня, вторым я светил чуть сбоку слева (на 2–3 секунды), отбежав от камеры, чтобы проявить фактуру снега, ведь без направленного света она будет плоской.
Ну а звёзды прекрасно склеиваются автоматически при помощи программы Ptgui».
В панораме пространство выглядит совсем иначе, чем через видоискатель камеры с широкоугольником. Для создания панорамы Даниил использует от 2 до 50 снимков, всё зависит исключительно от композиции и авторской задумки.
Конечно, трёх дней недостаточно для того, чтобы обойти все красоты Таганая. По словам Даниила, осталось ещё много мест, ради которых туда стоит обязательно вернуться. Одним из главных достоинств парка является доступность: отправиться фотографу любого уровня туда легко, недорого, да и уровень подготовки может быть любой — сотрудники парка всегда могут довезти на снегоходе до приютов на метеостанции или на Белом и Гремучем ключах. Кроме того, у парка есть довольно информативный сайт, где путешественник может найти любую интересующую его информацию.