Две недели назад я получил подарок. Ну, или почти подарок: благодаря программе поддержки профессиональных фотографов NPS Nikon и личному участию директора сервис-центра PhotoOne Ильи Чечкина в мои руки попала прекрасная камера, недавно выпущенная фирмой Nikon — D850. Собственно, с тестами камеры и отзывами амбассадоров Nikon я знакомился сразу же по мере их публикации и, отчасти, был готов к её основным характеристикам. Но очень хотелось составить собственное мнение, тем более что основная моя работа связана со съёмками в балетном театре.
Много лет я работаю с техникой Nikon, последние десять — с топовыми репортажными камерами Nikon D3, D3s и D4. Это связано с очень жёсткими требованиями, предъявляемыми к скорости и точности фокусировки. Я снимаю балет и должен быть уверен, что камера сфокусируется в полной темноте или против света, даже если артист летит на меня в прыжке через всю сцену. Это важно — возможности сделать дубль не бывает по определению.
Основными объективами в моём арсенале давно уже стали AF-S NIKKOR 70-200mm F2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, но в сумке постоянно «дежурят» и AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D IF-ED, и AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED. С некоторыми из них я и работал новой камерой.
Основное впечатление от внешности — всё на своих местах, всё привычно, не нужно перестраивать мелкую моторику при съёмке, что особенно важно при недостатке света на съёмочной площадке. В театре весь свет во время спектакля на сцене, фотографу его уже не достаётся.
Порадовала кнопка ISO, вынесенная на верхнюю часть внешней панели — чуть более крупная, она на ощупь отличается от соседних и перепутать невозможно. Видоискатель оказался очень комфортным, к тому же одинаковая с моим D4 система позволила тут же заменить штатный наглазник моим запасным DK-19 — это очень помогает при съёмке в условиях театрального освещения.
Удобное управление с помощью джойстика точками фокусировки, а их в Nikon D850 столько же, сколько в D5, — 153 штуки — также не вызывало трудностей. Перемещение точки фокуса при одноточечной фокусировке происходит очень быстро.
Цепкость автофокуса в следящем режиме (режим AF-C) близка к таковой у D4 и D5 — промахов по фокусу практически не было. Оговорюсь, у Nikon D850 оказался всё-таки не самый жёсткий тест. В моём съёмочном графике в это время не было большого разнообразия спектаклей, но я всё же постарался выбрать для испытаний наиболее сложные условия.
Первым спектаклем стал «Брундибар» в Мариинском театре — закулисье, репетиция и спектакль. Вторым — «Лебединое озеро». А в промежутке я работал в балетном классе. В съёмочные задачи входил именно тест возможностей и сравнение их с камерами D4 и D5, поэтому я старался не жалеть новичка.
Кроме точности работы фокусировочного блока, меня интересовали предельно допустимые для нормальной картинки ISO, поэтому в условиях разного света делались кадры с высокими и сверхвысокими значениями чувствительности матрицы. Результат оказался впечатляющим: рабочее ISO камеры для театрального света — 10 000 единиц (для сравнения могу сказать, что в моём Nikon D4 — 2000–2500 единиц).
Театральному фотографу это очень важно, так как значительно расширяет возможности для работы. Картинка на высоких ISO остаётся пластичной и прекрасно корректируется в конвертере, не теряя цветового и тонального диапазона. Вообще, работать с сырым форматом, снятым на Nikon D850, очень приятно — возможности при конвертации колоссальные, остаётся только воспользоваться ими.
Размер файла подразумевает использование больших и быстрых карт памяти. Мой Nikon D4 поделился одной из своих карточек SONY XQD 128GB, но её объёма хватило только на тысячу с небольшим кадров. Впрочем, в новой камере, как и в старой, два гнезда для карт памяти. Это поможет тем фотографам, которые снимают много или привыкли дублировать результат съёмки.
Мне очень понравилась работа аккумулятора: за время многочасовой съёмки он разрядился только на треть, причём это небольшой штатный аккумулятор. Впрочем, я планирую покупать эту камеру вместе с батарейным блоком MB-D18, в который встаёт дополнительно мощный аккумулятор EN-EL18b и вспоминать о зарядном устройстве придётся редко. Батарейный блок придаст камере дополнительный баланс, что очень важно при работе с длиннофокусной оптикой без штатива или монопода.
Я люблю различные ракурсы и оценил возможности, которые даёт поворотный экран: удобно и работать с пола, и поднимать камеру над головой. Не будем забывать, что фокусировка по экрану небыстрая. В данном случае работает контрастный тип фокусировки, нужно помнить об этом при съёмке динамичных событий.
Общее впечатление в высшей степени положительное. Могу рекомендовать эту камеру для работы в любом театре, в том числе и для съёмки танца.