Вверх

Съёмка соревнований на широкоугольный объектив с трансмиттером

Дата публикации: 16.08.2018

«Проект NikonPro»

Когда и как грамотно применять съёмку на широкоугольный объектив в спортивном репортаже? Что нужно учитывать при работе с трансмиттерами на больших соревнованиях? Какой технике можно доверить такую работу? Своим опытом делится спортивный фоторепортёр, амбассадор Nikon Роберт Максимов.

Съёмка соревнований на широкоугольный объектив с трансмиттером

Как правило, спортивный репортаж — преимущественно съёмка с телеобъектива. Но зачастую снимки на один лишь «телевик» дают однообразную картину. Поэтому «дальнобойный» репортаж я разбавляю кадрами с широкоугольного объектива. Это, кстати, вечная тема моих споров с фотографами из агентств: они работают только, например, с AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, другие объективы даже не рассматривают. Объясняют это тем, что возьмут у них только крупные планы, остальное никому не нужно. Однако сам я часто сталкиваюсь с требованием получать разноплановые кадры, так что для раскрытия темы один-два снимка обязательно делаю на широкий угол.

Действительно, в классической спортивной съёмке широкоугольники используются крайне редко. Всё-таки у нас в приоритете крупные планы, эмоции, динамика. А это, как правило, работа для таких линз, как AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Признаюсь, со съёмкой на широкий угол на крупных состязаниях не всё так просто. Да, на маленьких соревнованиях такая съёмка доступна практически каждому желающему. Но на крупных — чемпионатах, Олимпийских играх — получить допуск на установку камеры с широкоугольным объективом непосредственно на «поле битвы» крайне проблематично. На соревнованиях по лёгкой атлетике использовать этот приём очень сложно, его мало где разрешают. А применять ближние ракурсы на баскетбольных матчах или, скажем, под водой во время соревнований по плаванию позволяют только избранным профессионалам из ведущих агентств либо своим клубным фотографам. Тем не менее я беру широкоугольники на большие турниры, если хочу поставить камеру на трансмиттере. И совершенно точно без такого объектива не обойтись, когда нужно сделать панорамный кадр, например, с церемонии открытия Олимпийских игр — к подобному снимку вообще все готовятся заранее и очень серьёзно!

Тандем из широкоугольного объектива с трансмиттером на соревнованиях по лёгкой атлетике позволяет получить эффектные кадры, которые иначе не снимешь — так близко к объекту съёмки на соревнованиях попросту не подберёшься. С разрешения шеф-фотографа (а если я сам выступаю в этой роли, то всегда даю себе это разрешение!) камеры ставятся на специальных точках. Например, метание молота: тут всё действие происходит за сеткой, а через неё снимать плохо. Установка камеры с широкоугольным объективом на нижнюю точку позволяет показать совсем другой план, делающий снимок интересным. Очень люблю использовать этот приём и на прыжках в длину, и на низких стартах — камеру можно установить там, куда фотографов вообще не допускают. Тут есть интересный нюанс: снимать до выстрела старта запрещено. Если нажать на кнопку спуска раньше, звук затвора заставит спортсменов рвануть вперёд. Так же, как и в гольфе, нельзя снимать во время замаха, а только в момент удара. Нарушившего правило горе-фотографа попросту удалят с поля.

Давайте посмотрим, как это работает. Трансмиттер-приёмник установлен на камере, второй передатчик, который даёт команду снимать, — либо на второй камере, либо на пульте в руках фотографа.

Стоит учесть несколько важных нюансов, если вы планируете съёмку с трансмиттером на соревновании. Во-первых, у нас запрещено использование американских и японских передатчиков; разрешены только европейские и китайские системы. При нарушении этого правила службы безопасности либо конфискуют аппаратуру, либо удалят виновника, такое случалось на чемпионатах. Во-вторых, на крупных соревнованиях фотограф обязан перед съёмкой регистрировать передатчики, чтобы их рабочие частоты не совпадали с частотами спецслужб. Часто перед мероприятием приносят список разрешённых частот, и это примиряет все заинтересованные стороны.

Дальность работы трансмиттеров — не более 100 метров. И есть ещё третий важный момент: помимо частот, на трансмиттере есть диапазоны «подчастот», или раздельные каналы. Так вот, эти каналы нужно выбрать так, чтобы они отличались от настроек других фотографов, иначе при нажатии на спуск будут срабатывать и фотоаппараты коллег.

Бывает, разрешают использовать камеры с трансмиттерами на хоккее под крышей над воротами. Правда, на камеру устанавливаются длиннофокусные объективы — минимум 70–200 мм, а то и вовсе 300 мм. Меньше нельзя — очень высоко. Там есть специальный мощный кронштейн со страховочным тросом. Этот трос одним концом должен быть закреплён на камере и объективе, а другим — на месте крепления кронштейна, чтобы в случае падения камеры она повисла и не рухнула на лёд. Как правило, вся конструкция устанавливается за пару часов до начала матча. На состязаниях по лёгкой атлетике камеру можно поставить на позицию за час до старта соревнований.

Теперь разберёмся, как выставить кадр. Сначала надо решить, какой именно кадр хочется сделать. Только определившись с этим, нужно подать заявку на съёмку с трансмиттером, указать в форме камеру, вид трансмиттера. Ещё понадобится маленький крепкий штатив — примерно 20 см в высоту, большой не допустят. Далее следует получить разрешение шеф-фотографа или главного судьи и, наконец, установить камеру в нужном месте.

Фокус на таких снимках выставляется в ручном режиме. Можно сделать это в момент настройки, попросить кого-либо встать на нужную вам точку либо самому рассчитать по глубине резкости, где будет находиться объект съёмки.

Самое главное — правильно предсказать нужный план с низкой точки, чтобы и спортсмен не выпрыгнул, и лишнего не захватить. Это достаточно сложно, нужно хорошо представлять себе, что предстоит снимать. Для таких задач по отстройке плана, чтобы не ползать на коленях, пригодится камера с поворотным дисплеем. Например, просто шикарная Nikon D850.

Какие объективы выбрать? Для «широких» кадров я использую «классический» набор: либо AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED, либо AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED с обычным защитным фильтром от песка и прочих сюрпризов. Аналоги других фирм не пробовал, потому что последние 40 лет я пользуюсь только фирменной оптикой и изменять своим принципам не собираюсь. Только «родные» объективы дают максимально качественную картинку, быстрый автофокус и лучшее качество снимка. Честно говоря, на серьёзных съёмках не до экспериментов. Если ради пары кадров мне понадобится объектив, которого у меня нет, то я обращусь в Nikon либо к коллегам.

Современная техника позволяет работать в любых условиях и получать великолепные кадры. Но не забывайте, что кое-что по-прежнему зависит от самого фотографа. Просто так нажимать на кнопку трансмиттера бесполезно, всё равно нужно ловить именно тот кадр, который задуман изначально. Представьте себе «идеальный» снимок и то, что вы хотите на нём увидеть. Спортсмен в полёте или уже в приземлении? Как он расположен на низком старте? В какой части кадра находится главное? Чёткое понимание конечного результата повышает шансы на успех.

Техника — лишь инструмент, ведь сильный кадр зарождается не в видоискателе, а в голове. Помните об этом, наблюдайте, анализируйте; только так можно добиться успеха в нашем непростом деле. Недавно я снимал на соревнованиях по лёгкой атлетике стипль-чез (прыжки через яму с водой). Несмотря на то, что участников было немного, кадры выглядят эффектно, потому что они сняты на широкоугольный объектив. Я заранее задумал этот план и просто ждал подходящего момента.

Дата публикации: 16.08.2018
Комментировать
Ccd8b9f4 a716 4221 8bf8 11a4e809a5ed square 100
Роберт Максимов

Известный мастер спортивного репортажа Роберт Максимов в 1969 году — почти 50 лет назад — уже снимал для легендарного советского издательства «Физкультура и Спорт». Много лет амбассадор Nikon был официальным фотографом Федерации лёгкой атлетики России. Его камера запечатлела самые яркие моменты 19 летних и зимних Олимпийских игр (в том числе мастер был официальным фотографом московской летней Олимпиады 1980 года), нескольких сотен чемпионатов мира и Европы по разным видам спорта, на многих из них Роберт Максимов работал шеф-фотографом.

Фотограф награждён медалью Николая Озерова, является лауреатом национальной премии «Золотой глаз России» и национальной теннисной премии «Русский кубок», признан Лучшим спортивным фотожурналистом года 2000, 2003, 2004 гг.

Сейчас Роберт Максимов является официальным фотографом Федерации тенниса России, проводит мастер-классы для фоторепортёров, является соавтором-разработчиком программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъёмки спортивных мероприятий и учит фотокорреспондентов умению находить нестандартные решения в спортивном репортаже.

Подробнее о Роберте Максимове можно прочитать на сайте NikonPro.ru

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
18dd00a7 6c76 4a0a ac0a 637a89ff6945