«Проект NikonPro»
Свадьба — это кульминация взаимоотношений пары, эмоциональный пик, день безудержного счастья, и мне трудно понять серьёзные фотографии с этого торжества. Когда человек счастлив, он улыбается и смеётся. И я стараюсь добиться этих чувств на фотосессии. Я стараюсь делать снимки, выходящие за пределы узкого жанра свадебной фотографии, стараюсь, чтобы их содержание, свет, эмоции и сам сюжет могли жить самостоятельной жизнью, отдельно от героев этих снимков. Начинающему фотографу может показаться, что оригинальная интересная фотография требует чрезмерных технических и творческих сложностей процесса. Я намерен развеять эти мысли примерами из своего опыта.
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Универсальность и человеколюбие
Вход в свадебную фотографию очень прост, достаточно купить камеру и назвать себя профессионалом. Однако эта простота обманчива. В реальности настоящая творческая свадебная фотография как направление включает в себя многие жанры: и пейзаж, и портрет, и репортаж, и натюрморт, и даже макро.
Свадьба — это зона положительных эмоций и энергетики, в которой противопоказано находиться в состоянии негатива. Я люблю людей, люблю наблюдать за ними. В мире мало профессий, которые позволяют войти в другую семью и провести в ней целый день. Но я уверяю вас, больше 90 % фотографов не используют эту возможность! Я часто вижу, как они стоят в сторонке. Сделают пару кадров — и отходят. А надо жить внутри событий, которые происходят на свадьбе, погружаться в них с головой, проживать этот день вместе с молодожёнами и их гостями.
Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Надёжная многофункциональная техника
У меня есть камеры Nikon D810, две D750, топовая D4s. Так вот, свадьбы я снимаю только двумя D750. Не пользуюсь тяжёлой D4S, потому что большой «кирпич» носить с утра до вечера утомительно. Впрочем, было время, когда я снимал двумя Nikon D4, но это в прошлом.
А вот Nikon D750, на мой взгляд, оптимальная камера по соотношению цены и качества. У неё изумительная картинка с необычайно высоким динамическим диапазоном. Условия при свадебной съёмке сложные: белое платье невесты, тёмный костюм жениха, яркий солнечный свет днём, — нужно, чтобы все детали присутствовали и в светах, и в тенях. Ещё несколько лет назад всё это было непростой задачей для цифровой фототехники. В новом поколении камер Nikon эта проблема полностью решена.
Большим бонусом является откидной экран у D750. Снимать с точки зрения человеческого роста не всегда интересно, хочется разных ракурсов. И с откидным экраном больше не нужно лежать в грязи и пыли, чтобы снять кадр от уровня земли.
Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/320
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 28 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Уберечь себя от непоправимой ошибки
Вообще две камеры — необходимое условие для свадебного фотографа. Это касается любой событийной съёмки, повторить которую невозможно. Проводить свадьбу дважды никто не станет, если у вас всего одна камера и с ней что-то случилось. Несколько лет назад я снимал свадьбу на Сицилии. Древний итальянский городок, посреди площади стоит пара, вокруг — гости, которые специально прилетели на торжество из России. Я бегаю вокруг, снимаю молодожёнов во всех возможных ракурсах. Поднимаю камеру и вижу, что у меня ломается затвор (к слову, это был непродолжительный период, когда я снимал камерой другого производителя). Я просто перекинул объектив на другую камеру и продолжил съёмку. Представьте себе, если бы у меня не было запасной… Я бы, наверное, этот позор не смог смыть до конца своих дней. Какое в таком случае может быть оправдание?! К тому же сам процесс съёмки двумя аппаратами, когда не тратится время на смену объектива, заметно ускоряется.
Что касается выбора оптики, всё зависит от размаха свадьбы. Если это грандиозное событие с большим количеством гостей, где нужно много передвигаться, я снимаю зумами: NIKKOR 24-70mm и 70-200mm. Иногда 85mm f/1.4. Если свадьба камерная, что чаще всего у меня случается (это когда присутствуют только молодожёны и их друзья — очень модное направление свадеб без серьёзных материальных затрат), здесь я работаю только фиксами. Конечно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием дают интересную картинку. Но это заметно только фотографу! Ни один клиент за 14 лет моих съёмок не сказал: «О, так это ж вы зумом сняли, а вот это — фиксом!». Хорошая картинка окупает всё, и неважно, чем это снято.
Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Преимущества естественного света
Я очень люблю свет от витрин, фонарей, улиц. Вот падает солнечный свет на дом, отражается от окон, стен, окна дают блики… Я обожаю ходить по центру Москвы ярким солнечным днём в любое время года. Когда солнце находится в зените (когда учебники по фотографии не рекомендуют проводить съёмку), городская атмосфера наполнена прекрасным светом отражений, рефлексов и бликов. Солнце может быть врагом только в чистом поле в полдень, где нет никаких отражающих поверхностей. Но и тогда можно найти интересное по свету решение.
Главная задача фотографа — сделать фото выразительным. А света, который позволит сделать кадр объёмным, очень много даже в серый хмурый день. Обратите внимание на естественные поглотители света — арки, кроны деревьев, тёмные стороны домов… То же самое и при съёмке в помещении, например, в доме невесты. Необязательно использовать только свет от окна, смело берите в оборот лампы, торшеры — всё, что светится. Современные камеры позволяют фотографировать с высоким значением ISO. Часто я снимаю с ISO 10 000 единиц — и никакого шума, который был виден на мониторе компьютера при увеличении 100 %, на отпечатке 30х40 см просто нет.
Разнообразить фотосессию можно искусственным дождём. Помните кадры из фильма «А я иду, шагаю по Москве», где девушка идёт под дождём босиком, а парень кружится вокруг неё на велосипеде? Всё это снято с помощью поливалок пожарных машин. Насколько эффектно это смотрелось! Так почему мы не можем это сделать на съёмке романтической истории? А для имитации дождя будет достаточно бутылки воды и помощи бесплатного ассистента из числа гостей.
Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Взаимодействие с парой
Я очень не люблю стандартную постановку и заученные позы. Наша задача — раскрыть и показать взаимоотношения в паре, а не составить протокол собравшихся по торжественному случаю. Отказываясь от этого штампа, я создаю на площадке управляемый хаос. Чем больше движения, суматохи — тем больше шанс поймать интересный кадр. Зачастую люди не обладают бешеным темпераментом и ведут себя скромно, даже сверхскромно. Чтобы вывести их из этого состояния, нужно вовлечь их в какой-то процесс, движение. Попросите ребят подвигаться: потолкаться, стоя плечом к плечу; потанцевать под музыку; отвернуться в стороны, а затем по команде резко обернуться и посмотреть друг на друга. Пусть они немного поиграют, подурачатся, расслабятся. Сделав в первые же минуты интересный кадр, вы завоюете безоговорочное доверие пары.
Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Чувство момента
Кстати, я не рекомендую снимать в режиме серийной съёмки. Старайтесь выработать в себе ощущение решающего кадра. То, о чём говорил Картье-Брессон: нам интересна только кульминация действия.
Как только первый интересный кадр сделан, я тут же подхожу и показываю его молодожёнам. Каким бы красивым ни было ваше портфолио, пара пока не представляет себя на ваших фотографиях. Для них кадры с другими людьми — как съёмка с моделями. Почему-то именно себя люди часто не могут представить такими же счастливыми, лёгкими и раскованными. И в процессе вот этого небольшого представления, хаоса, они улыбаются и выглядят органично — потому что забывают, что находятся на съёмке, они не позируют. Если можете использовать на фотосессии музыку — очень здорово. Максимум движения, ни одной остановки, сохраняйте темп на протяжении всей фотосессии. И не забывайте показывать хорошие кадры молодожёнам.
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Разноплановые места для съёмки
Я стараюсь менять локации как можно чаще. Потому что, когда несколько часов снимаешь в парке, как бы ты ни ухищрялся, сразу понятно, что вся съёмка прошла в одном месте. А если чаще менять локации, уже всё иначе: новый свет, новый фон, раздвигаются границы и длительность во времени значительно увеличивается. И тогда сложится ощущение, что вы несколько дней путешествовали с парой. Поэтому призываю вас не снимать на одном месте и не делать повторов поз и сюжетов, чтобы фотосессия была максимально разнообразной.
Не забываем про гостей
Ошибка абсолютного большинства свадебных фотографов — пытаться всеми силами избавиться на фотосессии от гостей, забрать пару на прогулку и работать только с ней. Я беру на фотосессию всех: родственников, друзей. Гости — это же настоящие статисты и массовка, которые бесплатно сделают всё, что вы захотите! Вы можете заставить их в буквальном смысле работать на вашу идею. Просите их что-то делать в кадре, вовлекайте в игру. Ищите новые ракурсы — например, снимите компанию с верхней точки.
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Экономичная постобработка
За что люблю Nikon — я практически перестал снимать в формате NEF, потому что последнее поколение камер даёт замечательный по качеству JPEG. Я снимаю JPEG + NEF только на всякий непредвиденный случай, если вдруг будет ошибка в экспозиции. И кстати, цвет кожи, который дают топовые камеры Nikon, не нуждается в дополнительной обработке.
Снимаю я только в ручном режиме, потому что мне важно получить предсказуемый результат. К тому же это существенно сокращает время обработки: на каждой из локаций, если не меняются условия освещённости, я делаю 10–20–50 снимков с одной экспозиционной парой, затем делаю обработку только одного кадра, и уже эти параметры (пресет) распространяю на остальную группу.
Очень полезный момент: выработать в себе качество делать композицию окончательной, без планов на обрезание кадра при обработке. Тогда постобработка заключается только в отборе кадров. Это освобождает колоссальное количество времени!
Весь процесс подготовки состоявшейся съёмки занимает у меня один день. Сажусь с утра за Lightroom, и к вечеру у меня готовы фотографии (не больше 1000) и предварительный макет фотокниги.
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 800
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED
Поиск вдохновения и копилка идей
Для меня неисчерпаемый кладезь идей — кинематограф. Включите фильм, не наблюдайте за главными героями, а посмотрите, что делают остальные, присутствующие в кадре, как работает свет, как создаётся атмосфера. Смотрите много качественных, снятых известными операторами фильмов, делайте скриншоты и собирайте эти идеи, чтобы претворять их в жизнь на съёмках. Более того, вы удивитесь, но я считаю, что фильм практически любого жанра можно назвать свадебным, так как во всех фильмах есть взаимоотношения мужчины и женщины. Поэтому каждый из этих фильмов способен подарить вам множество идей для ваших фотосессий. Комедии Гайдая, например, дают замечательные идеи, в них много движения и юмора. Здорово смотреть немое кино, где упор сделан не на слово, а на движение. Смотрите фильмы Чарли Чаплина, Бастера Китона, Лени Рифеншталь и более поздних классиков — Бернардо Бертолуччи, Андрея Тарковского и многих других авторов.
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Как и любое человеческое качество, визуальную эрудицию можно в себе воспитать, и чем больше вы впитаете качественных изображений, тем быстрее сами будете фонтанировать идеями на фотосессиях. А это обязательное условие успеха свадебного фотографа!