Вероятно, вы знаете, что с мая этого года в странах Европейского Союза действует GDPR – Общий регламент ЕС по защите персональных данных. Крайне сомнительный с точки зрения здравого смысла документ, делающий практически невозможной жанровую и стрит-съёмку – вы должны получить от каждого лица, попавшего в кадр, разрешение на распространение его «персональных данных». Фотосообщество в недоумении, многие фотографы негодуют, однако закон есть закон, и наказания в случае его нарушения предусмотрены совсем не шуточные.
Организаторы прошедшего в Голландии фестиваля придумали достаточно своеобразный ответ на требования нового закона. Они предложили всем посетителям, кто не хочет быть сфотографированным, приклеить на лоб красный кружок.
Новостной сайт NU.nl рассказывает, что компания H&L, организатор мероприятий, внедрила такую практику на кулинарном фестивале Haarlem Culitar. Позиция организаторов разъяснялась в Правилах и условиях посещения, которые распространялись на флаерах:
Пункт #12 гласил: «[Посещая мероприятие,] вы даёте разрешение на фото- и видеосъёмку в рамках мероприятия, для целей публикаций. Если вы хотите быть неузнаваемыми на фотографиях и видео, можете получить у организаторов красный кружок и прилепить его себе на лоб. Можно также нарисовать кружок губной помадой».
Примечательно, что из 70000 посетителей мероприятия лишь трое воспользовались этой возможностью и наклеили себе на лоб красный кружок. Мне кажется, тем самым люди подавляющим большинством проголосовали против абсурдного закона, продемонстрировав свою готовность не скрывать лицо и попадать в любые публикации.
«На наших мероприятиях действуют правила внутреннего распорядка. Одно из них состоит в том, что мы делаем фотографии и публикуем их в Facebook’е, и посетители дают на это разрешение [по умолчанию]», поясняет Хенни Леефланг (Henny Leeflang), представитель H&L. «Для тех, кто в явном виде не желает этого, мы придумали красный кружок».
Если кто-либо с красной точкой на лбу попадёт на фотографию, организаторы фестиваля обработают изображение, чтобы лицо стало неузнаваемым.
H&L считает свою новую политику «непринуждённым ответом» новым законам о приватности и планирует применить ту же практику на следующем «фестивале еды», который пройдёт позже в этом месяце.