Навязчивое желание делать селфи официально признано психическим заболеванием, которому дали название «селфитис».
В 2014-м году в сети циркулировала история о том, что Американская психиатрическая ассоциация (APA) ввела в обращение термин «селфитис». Так назвали новый тип душевного расстройства, при котором люди одержимы съемкой автопортретов с последующим выкладыванием селфи-снимков в интернет. История наделала много шума, однако в итоге оказалась шуткой и фальшивкой.
Прошло три года, и селфитис стал реальностью.
Двое исследователей – Джанартанан Балакришнан (Janarthanan Balakrishnan) из Тиагараджарской Школы Менеджмента в Индии и Марк Гриффитс (Mark D. Griffiths) из Университета Трент в британском Ноттингеме – опубликовали в Международном Журнале по Психическому Здоровью и Аддикции (International Journal of Mental Health and Addiction) статью, озаглавленную «Поисковое исследование “селфитиса” и разработка поведенческой шкалы при селфитисе».
Исследователи создали шкалу поведения при селфитисе (Selfitis Behavior Scale, SBS), цель которой – количественно оценить уровень зависимости людей от съемки селфи. Для начала была разработан набор факторов, под влиянием которых люди получают склонность к съемке селфи, а также симптомов, подтверждающих воздействие этих факторов.
Далее исследователи пригласили 225 студентов из двух индийских университетов и выделили среди них «пограничных», «острых» и «хронических» – эти состояния для описания селфитиса появились еще в первой фальшивке 2014-го года.
Среди участников исследования с выявленным селфитисом 34% оказались пограничными, 40,5 острыми, и 25,5 – хрониками. Оказалось, что мужчины показывают селфитис чаще, чем женщины – 57,5% против 42,5%. Наиболее подверженной оказалась молодежь в возрасте 16-20 лет.
Девять процентов участников делали более восьми селфи каждый день, а четверть участников ежедневно публиковали не менее трёх селфи в социальные сети.
«Как правило, люди с селфитисом страдают от недостатка уверенности в себе и ищут способы “вписаться” в окружающее их общество. Они могут демонстрировать симптомы, близкие к другим типам аддиктивного поведения», поясняет Джанартанан Балакришнан. «Теперь, когда существование этого психического расстройства, по-видимому, подтверждено, можно надеяться, что будут проводиться дальнейшие исследования для лучшего понимания того, как и почему развивается это навязчивое поведение, а также – что можно сделать, дабы помочь наиболее подверженным людям».