Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Егор Никифоров: «Хочу изменить отношение людей к окружающей среде»

Дата публикации: 17.01.2023
Егор Никифоров: «Хочу изменить отношение людей к окружающей среде»

Егор Никифоров стал победителем в номинации «Подводный мир» в фотоконкурсе «Самая красивая страна» 2022 года. Профессиональный подводный фотограф, эколог, гид и организатор экспедиций. Является финалистом и победителем многих отечественных и зарубежных фотоконкурсов. В конкурсе «Самая красивая страна» дважды стал победителем и шесть раз вошёл в финал. В 2021 году выступил в качестве эксперта. Член новороссийского фотоклуба «Эхо». Живёт и работает в Новороссийске.

«Аурелия». Окрестности посёлка Новый Свет, Республика Крым, ноябрь 2019 года. 
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Аурелия». Окрестности посёлка Новый Свет, Республика Крым, ноябрь 2019 года.
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Olympus OM-D E-M5 / Olympus M.Zuiko Digital ED 12–50 мм f/3.5–6.3 EZ / OLYMPUS M.12-50mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 640, F11, 1/80 с, 12.0 мм экв.

Кажется, что медуза парит в воздухе. Возникает даже ощущение, что снимок сделан на другой планете, населённой необычными существами. Такой эффект удалось получить Егору Никифорову в работе «Аурелия», которая в 2022 году победила в номинации «Подводный мир» в фотоконкурсе «Самая красивая страна».

— В фотоконкурсе «Самая красивая страна» вы участвуете давно, шесть раз выходили в финал и дважды становились победителем. Что дают такие результаты?

Все мы люди тщеславные, хотим выделиться, стремимся к победе. Однако наибольшую ценность для фотографов дикой природы имеет реакция зрителей: улыбки, удивление, восторг. Только так мы можем изменить отношение к окружающей среде, донести до людей, что природа чрезвычайно хрупкая и нуждается в защите. Также конкурсы помогают наработать насмотренность, увидеть результаты коллег и сравнить их со своими, чтобы понять, как это сделано. Наконец, хороший результат вдохновляет. Именно такой творческий заряд я получил в конкурсе «Золотая черепаха» в 2008 году, когда вошёл в финал.

— Как был сделан снимок-победитель «Аурелия»?

Идея появилась давно, и я чётко понимал, какой результат хочу получить. Выбрал самую простую модель — медузу аурелию, которую может встретить каждый отдыхающий на Чёрном море. Снять её решил в формате сплита на фоне мыса Капчик, расположенного в окрестностях посёлка Новый Свет в Крыму. На съёмку отправился рано утром. В этом месте находится небольшая лагуна, в которой всегда можно обнаружить медуз. Снимал боксированной беззеркальной камерой с широкоугольным объективом. На вспышку поставил светоформирующую насадку, сужающую пучок. Собственно съёмка заняла около часа.

—Вы довольно тщательно готовитесь к съёмке. Насколько это необходимо для фотографа, ведь самое ценное — это момент, запечатлённый спонтанно?

Безусловно, каждый фотограф реализует индивидуальный подход, и если спонтанность приносит хорошие результаты, то это здорово. В моей практике каждый кадр является итогом небольшой исследовательской работы. Вообще, так сейчас поступают все известные фотографы. Конечно, не нужно совсем отказываться от случайных кадров, но фотографу важно стараться выстраивать системный подход: глубокое понимание, что хочешь сделать, тщательная подготовка и проч. Кстати, я даже делаю заранее схематичные рисунки и в процессе съёмки стремлюсь реализовать именно эту визуальную идею.

«Брачные игры». Окрестности Находки, Приморский край, июнь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Брачные игры». Окрестности Находки, Приморский край, июнь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Canon EOS 5D Mark IV / Tokina AT-X 10–17 мм F3.5–4.5 DX Fisheye / 10-17mm УСТАНОВКИ: ISO 400, F16, 1/128 с, 17.0 мм экв.

—Когда фотографу начинать участвовать в фотоконкурсах?

Многие посылают слабые работы, причём даже не задумываясь над этим. Результат очевиден. Считаю, что сначала нужно пройти определённый путь развития. Изучить классику, понять, как в фотографии работает цвет и свет, как выстраивается композиция, чтобы потом на базе этих знаний создавать свой стиль. И сразу же отправлять работы на конкурс. Ждать нет смысла. На этом этапе многие сами ограничивают себя. А нужно просто посылать работы.

—Вы специализируетесь на подводной фотографии, совмещаете функционал дайвера и фотографа. Как это получилось?

Я родился в Новороссийске, расположенном на берегу Чёрного моря. В шесть лет научился плавать под водой и только потом перешёл в надводное положение. Фотографию начал осваивать в 2005 году. В 2013 году погрузился под воду с камерой. Понял, что на глубине мне нужно больше времени. В том же году прошёл начальный курс Open Water Diver по системе обучения PADI. К настоящему времени достиг уровня Divemaster — это достаточно серьёзная квалификация.

—Какую технику используете для съёмки под водой?

Беззеркальную камеру с широкоугольным объективом. И чем шире угол поля зрения, тем лучше. Именно поэтому я выбираю два типа оптики: широкоугольный дискретный объектив и фишай. Иногда макрообъектив. Применение остальной оптики не имеет особого смысла, потому что между передней линзой и сюжетом образуется слишком большой слой воды, что убивает цвет. В качестве дополнительных источников освещения использую до трёх вспышек. Новичкам могу посоветовать постоянный свет. На первых этапах с ним будет полегче, чем с импульсным.

«Толбачинское чудовище». Долина великанов, подножие вулкана Толбачик, Камчатка, ноябрь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Толбачинское чудовище». Долина великанов, подножие вулкана Толбачик, Камчатка, ноябрь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Olympus OM-D E-M5 / Olympus M.Zuiko Digital ED 30 мм F3.5 Macro / OLYMPUS M.30mm F3.5 Macro УСТАНОВКИ: ISO 500, F10, 1/100 с, 30.0 мм экв.

—Насколько сложно погружаться с камерой?

Любая съёмочная техника под водой всегда означает дополнительную нагрузку. Она занимает руки, изменяет баланс и влияет на плавучесть дайвера, что является достаточно критичным моментом. Баланс регулируется за счёт грузов и лёгких. Иными словами, с техникой в руках нужно по-другому дышать. Поэтому к фото- и видеосъёмке допускаются только подготовленные дайверы. Иногда возникают ситуации, когда приходится сделать выбор: спасать себя или технику. Особо критичного в моей практике, к счастью, не было, но однажды я сделал выбор в пользу техники и в результате получил незначительные травмы рук.

—Как правило, дайверы погружаются в парах, чтобы подстраховывать друг друга. Вы же практикуете соло-дайвинг. Это является нарушением?

Действительно, поскольку дайвинг является экстремальным видом спорта, рекомендуется погружаться в парах, с бадди-партнёром. Однако фотографу дикой природы сложно найти единомышленников (смеётся). Да и секреты съёмки мы не очень любим раскрывать. Поэтому над серьёзными проектами я работаю в основном в одиночку. В паре погружаюсь, когда второй дайвер нужен, чтобы держать осветитель или подстраховывать на больших глубинах.

«Друг за другом». Река Ключевка, Камчатка, сентябрь 2019 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Друг за другом». Река Ключевка, Камчатка, сентябрь 2019 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Olympus OM-D E-M5 / Panasonic Lumix G Fisheye 8 мм F3.5 / LUMIX G FISHEYE 8/F3.5 УСТАНОВКИ: ISO 400, F10, 1/160 с, 8.0 мм экв.

—Страшно погружаться одному?

В принципе, человек привыкает ко всему. Что касается меня, то даже при погружении в Баренцевом море на глубину до 40–45 м я не испытываю ни страха, ни возбуждения. Во-первых, есть определённый опыт, во-вторых, имеются дублирующие системы: компьютеры, дыхательная система. Мандраж испытываю, когда иду глубже, потому что после 45–46 м каждый метр идёт с боем, но связано это отнюдь не со страхом глубины, а с особенностью влияния большого парциального давления азота на мозг.

—На какой глубине самые красивые сюжеты?

Большая часть интересных объектов находится у поверхности воды. Например, в Белом море на глубине до 3–4 м, в Чёрном — до 15, в Баренцевом — до 25. Для погружения на 3–4 м достаточно маски, дыхательной трубки и ласт. Этот вид плавания называется снорклингом. Ту же аурелию, которая победила в конкурсе «Самая красивая страна» 2022 года, я снял без акваланга! Самые простые, но интересные сюжеты вы можете сфотографировать на ближайшем водоёме, просто погрузив технику в воду. Даже нырять не нужно! Но это будет всё та же подводная фотография. Очень привлекательный жанр съёмки сплит, или в полводы, когда у вас одна часть кадра находится под водой, а другая — над ней. У сплита две проблемы: разница в освещённости и в резкости между двумя частями изображения. Каждый из фотографов решает эти проблемы по-своему.

—Насколько дорого заниматься подводной фотографией?

Дороговизна подводной съёмки — это миф. Например, у меня есть портрет тритона — снимок «Маленький дракон», который вошёл в финал конкурса «Самая красивая страна» 2022 года. Сетап для его съёмки стоит 40–45 тыс. руб. Да, это подержанный бокс и зеркалка, но комплект рабочий. К слову, новый подводный бокс стоит в два-три раза больше, чем сама камера (без объектива), для которой он приобретается.

«Маленький дракон». Окрестности Новороссийска, Краснодарский край, апрель 2017 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Маленький дракон». Окрестности Новороссийска, Краснодарский край, апрель 2017 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Canon EOS 50D / Tokina AT-X 10–17 мм F3.5–4.5 DX Fisheye УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/64 с, 10.0 мм экв.

—Какие советы можете дать новичкам, которые хотят заниматься подводной фотосъёмкой?

Совершенно необязательно начинать с далёких тропических стран. Первые эксперименты можно провести на ближайшем пруду, ручье или небольшой луже в парке около вашего дома. Просто измените точку зрения, опустите камеру ниже — пересеките водную гладь, и вам откроется совсем другой мир. В качестве бокса возьмите мягкий чехол. А уже позднее, в процессе обучения дайвингу или фридайвингу, вы поймёте, какую картинку хотите получить, что вам по душе — погружение на десятки метров или снорклинг в небольших водоёмах. На начальных этапах рекомендую выбирать простые камеры, поскольку их не жалко утопить. А топятся они обязательно. Например, в мои камеры вода попадала три раза. Причина в банальной спешке и невнимательности. Во время замены аккумулятора волосок или песчинка попадает на главный уплотнитель, и это становится критичным. В любом путешествии должен быть запасной фотоаппарат, потому что поездка всегда дороже, чем камера.

—У вас есть ученики?

Елена Малафеева из Екатеринбурга. Она пришла из пейзажной фотографии и смогла повторить мой опыт в сплитах. Кстати, переучить на съёмку сплитов подводного фотографа гораздо сложнее. У пейзажиста это получается лучше.

«Земля — общий день». Цемесская бухта, город Новороссийск, Краснодарский край, ноябрь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Земля — общий день». Цемесская бухта, город Новороссийск, Краснодарский край, ноябрь 2021 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Olympus OM-D E-M5 / Olympus M.Zuiko Digital ED 12–50 мм f/3.5–6.3 EZ / OLYMPUS M.12-50mm F3.5-6.3 УСТАНОВКИ: ISO 500, F22, 1/250 с, 12.0 мм экв.

—Творчество каких современных подводных фотографов можете рекомендовать для изучения?

Сразу назову Пола Никлена — интересный подводный фотограф. Ещё могу отметить такие имена, как Алекс Мустард и Аудун Рикардсен. Кстати, в своё время пересмотрел почти все ранние фильмы Кусто. Сейчас они выглядят простовато. Дело в том, что современные визуальные технологии позволяют получать гораздо более эффектные результаты.

—В то же время вы снимаете как на цифровую технику, так и на плёночную. Что побуждает обращаться к аналоговой технологии, ведь это более дорогой и трудоёмкий процесс?

Плёнка сильно дисциплинирует и учит создавать качественное изображение без графических редакторов. Ты делаешь не миллион кадров, но только один стоящий. Большая проблема современных фотографов в том, что они забыли, как формируется кадр, что такое светопись. Они погрязли в цифровых манипуляциях и не видят в фотографии фотографию. Наконец, плёночная техника позволяет познакомиться со средним форматом, причём в рамках разумного бюджета.

—Когда поняли, что состоялись как фотограф?

В 2010 году фотографы высокого уровня сказали мне: «Не бросай фотографию, ты — классный!» Эта фраза прозвучала как невероятная. А сейчас я на равных соревнуюсь с этими фотографами в конкурсах. Более того, они стали моими знакомыми. В те годы я даже не мог предположить, что войду в этот круг.

—Какое самое большое достижение в профессии?

В 2019 году мой снимок «Под пологом ночи» был опубликован в журнале BBC Wildlife, причём и в цифровом формате на сайте, и в бумажной версии. Вообще, все победы в крупных фотоконкурсах воодушевляют, придают уверенности и стимулируют повышать планку. Хотя чем она выше, тем более болезненной оказывается реакция, если не удаётся достичь желаемого уровня.

«Под пологом ночи». Коралловый полип в прибрежных водах Баренцева моря. Кольский полуостров, Мурманская область, февраль 2019 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Под пологом ночи». Коралловый полип в прибрежных водах Баренцева моря. Кольский полуостров, Мурманская область, февраль 2019 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Canon EOS 5D Mark II / Sigma AF 15/2.8 EX DG Diagonal Fisheye УСТАНОВКИ: ISO 2500, F0, 32 с, 50.0 мм экв.

—Какая ваша мечта?

Создать фотошколу, посетить Новую Землю, Чукотку, остров Врангеля и снять моржа. Это самое опасное в мире животное после гиппопотама. Морж довольно агрессивный и бесцеремонный. Запросто может задавить фотографа, который решил поснимать его в придонной части, и такие моменты придают остроту жизни.

—Какие места в России можете рекомендовать для подводной фотосъёмки?

Наверное, вы удивитесь, но я назову северные моря. Тундра, гранитные утёсы, холод, пронизывающий ветер, безжизненные берега. Думаешь, что и под водой ничего нет. Но стоит погрузиться, как оказываешься в красивом, удивительно ярком и живом мире, который по разнообразию организмов можно смело сравнивать с тропическими водами. Северные моря я называю богатыми. Обитающие там организмы в разы крупнее своих теплолюбивых собратьев. Например, известный морской анемон — актиния — на Красном море напоминает по своим габаритам стакан, а на Камчатке это уже небольшое ведёрко. Ключевую роль играют два фактора: низкие температуры и обилие солнца. Таким образом, могу рекомендовать подводную фотосъёмку на Камчатке и в Баренцевом море.

«Мелодия севера». Окрестности села Териберка, Мурманская область, февраль 2020 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

«Мелодия севера». Окрестности села Териберка, Мурманская область, февраль 2020 года
© Фото: Егор Никифоров / Предоставлено РГО

Olympus OM-D E-M5 / Meike 6.5 мм f/2.0 Ultra Wide Fisheye / OLYMPUS M.9-18mm F4.0-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 800, F22, 1/250 с, 12.0 мм экв.

Егору Никифорову удаётся показывать мир дикой природы с неизвестной стороны. Он обнаруживает красоту там, где мы её не замечаем. Например, лягушка — у людей она вызывает, как правило, брезгливое отношение, а в работах Егора Никифорова демонстрирует гармонию совершенства. Красота природы безгранична и безусловна. Нам остаётся только наблюдать и восхищаться.

Узнать больше про Егора Никифорова:

Дата публикации: 17.01.2023
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

comments powered by Disqus