— В каком жанре вы снимаете?
— Сейчас можно сказать, что я снимаю в гибридном жанре. Раньше я снимал психологический портрет, потом гуманистический жанр на Leica, потом стрит на iPhone. А сейчас я не вижу жанров – мне кажется можно снимать что угодно, как угодно, и перемешивать все это в одном проекте. И будет круто! Поэтому точно могу сказать, что сейчас не мыслю категориями жанров. Можно это назвать «гибридным проектом» или «гибридным жанром».
— На какую технику вы снимаете?
— Последнее время я снимаю на две камеры — это Sonу7R и iPhone 4s. До этого снимал на Canon 5d, Rolleflex 2.8FX, Leica M7, Contax T2. Наверное, можно было бы продолжить список, но я много уже не помню.
Sony A7R
— Назовите 3 любимые фотографии.
— Мне сложно прям вот так выбрать три фото. Я бы назвал авторов, которые сейчас для меня что-то значат. Но тут надо быть осторожным, потому что все может поменяться завтра, как поменялось уже много раз. Когда-то мне , как и многим, нравился Брессон, Аведон, Ньютом. Сейчас – совсем другие фотографы: Вольфганг Тильманс, Ричард Биллингхэм, Джоэл Стернфелд, Алек Сот, Юрген Теллер. Искренне люблю Терри Ричардсона за оптимизм. Я вообще отдельными фотографиями не меряю: иногда нравится все у автора, но конкретно ничего. Иногда нравятся развороты книжек, иногда что-то еще. С другой стороны, мне больше интересны современные проекты как часть большого текста. В общем, не забираясь в дебри, мне давно уже сложно выделить какие-то отдельные фото.
Хотя, может вот только эта. Джозеф Кошут снял хорошо стулья. 1965 год
Райн МакГинлей. Мне кажется, ему прям удалось показать Юность в одной фотографии. Хотя Голдин и Кларк подобрались к ней, кажется, ближе или сильнее. Не ясно какой термин точнее.
Манфред Виллманн. Прям мегагармония, бывает же так в природе и в голове фотографа. Хотя многие говорит, что за *****!
Или вот проект Алека Сота – это, наверное, мое любимое. Тут 50 фотографий, есть что поискать. Но это тема отдельной лекции.
— Кто вас вдохновляет?
— Я кино люблю. Кино помогает мне что-то понять. Тут можно много посоветовать: посмотреть «Солярис» или «Сталкера», и «Пределы контроля», и «Выживут только любовники», или «Быть Джоном Малковичем». Хотя могу предположить, что все это вы видели еще в детстве и скажете: «да, как это глубоко», «мы тоже за все хорошее – против всего плохого!» или «ах, какая любовь!», и «Малкович такой красавчик», ну или «Зачем это … смотреть!?» В общем Вы все это знаете и без меня, так что посмотрите лучше это: «Розовые фламинго», «Приключения Пресциллы, королевы пустыни», «Дурное воспитание», «Смерть в Венеции». Отдохнете глазом и душой. Есть еще и другие хорошие фильмы, которые скорее всего Вы еще не видели.
— Назовите ваше любимое произведение искусства.
— Вы уже поняли, что мне нравятся стулья. Вот снова три стула. Стулья Эамесов. Ничего не могу с собой поделать. Конечно, Вы скажете, это дизайн, Леша. Не искусство. Да. Соглашусь я с Вами. Но они такие классные и удобные! И их опять же выставляют в музеях современного искусства. Так что.
В моем рейтинге искусства побеждают стулья Эамесов. Но они идут после стульев Кошута, вернее даже в другой номинации.
За ними, конечно, стоит Джоконда Леонардо вместе с людьми, стоящими к ней спиной, чтобы сфотографироваться на ее фоне и три фотоаппарата. Снято это прекрасный Мартином Парром, хотя каждый из Вас может с легкостью повторить этот незабываемый опыт.
Почему-то сейчас еще нравятся часы Гонзалес-Торреса, потому что я за точность. И за любовь!
— Что такое хорошая фотография для вас?
— Хорошая фотография, та, которая выглядит как понятная всем любительская ерунда, а обыватель смотрит и не понимает, что там снято и зачем. И почему, когда он снимает тоже самое, то его фотография такой не считается. И еще важно, чтоб это было актуально времени. Ну, это для тех, кто понимает, что время идет. Вот это тогда хорошая фотография! Но я бы отговаривал мыслить отдельными фотографиями – надо мыслить серией. Вернее серией-типологией.
— Назовите ваше любимое место для путешествий.
— Люблю Японию; люблю Францию; Америку люблю – Чикаго, СФ, Кивест, какие-то еще места, их много; Бернинг Мэн, например. Индию люблю, Непал, Китай. Люблю Англию, хотя там еще не был. Вот посмотрите, наснимал.
— Самая запоминающаяся съемка.
— Мне кажется, это одна из последних рекламных съемок для Coca-Cola – снимал как счастливые семьи радуются тому, что них есть новая био-бутылка Bonaqua. Очень не плохо получилось. Потом были выставки в общественных местах с большой проходимостью – где много людей проходят мимо и не смотрит. Очень показательный феномен времени. Где-то здесь и должна все-таки родиться современная российская фотография.
— В каком месте и в какое время в прошлом вы бы хотели оказаться и поснимать?
— Я б хотел встретиться с Брессоном и Адамсом 1950-х и рассказать им, что спустя 65 лет многие мои коллеги все еще продолжают хотеть снимать как они. Вот мы б поржали все вместе!
— Какой у вас автомобиль?
— У меня белый. Белый автомобиль.