Андрей Голованов — фотокорреспондент Олимпийского комитета России — рассказал Prophotos.ru о том, как он снимал зимнюю олимпиаду в Пекине.
Это моя 15 Олимпиада, с 1994 года я не пропустил ни одной. Пять юношеских Олимпиад также в моем багаже. Было трудно работать как никогда: ковидные ограничения, замкнутый контур (гостиница-арена-гостиница в течение 25 дней) и было очень холодно в горах (зима была без снега, на соревнованиях он весь был искусственным).
Расскажите о том, как стать фотографом на Олимпиаде? Сколько вообще человек едет от каждой страны с официальной аккредитацией? Кто эти люди? Сколько фотографов было в этот раз?
Надо любить спорт, снимать его и разбираться в видах спорта, знать специфику и героев. У каждой страны есть квота. Но так как в СССР мы не использовали её по максимуму, то теперь Россия может послать около 17-22 фотографов. Доехало 15 фотографов, другие не воспользовались аккредитацией по финансовым и ковидным делам.
Как строится работа на месте и в чем она заключается? Есть ли какой-то предварительный план на съёмку, если да, то кто его составляет? Какая цель и задача ставится перед олимпийским фотографом?
Снять все — это задача для меня. Трудно воплотить это в жизнь из-за логистики и транспорта. Расстояния были немалые. Но я старался. Хоть поезд и ходил со скоростью 300 км в час, но старты начинались в одно и тоже время. Я заранее планировал кого-то снимать в предварительных соревнованиях, а других — в финалах, если чувствовал накал эмоций победы. В этот раз главным были лыжи, так как я чувствовал, что Александр Большунов будет лидером Олимпиады. И, конечно, фигурное катание. Там звезд хватало! Только в женском фигурном катании такие имена: Камилла Валиева, Анна Щербакова и Александра Трусова.
Эта Олимпиада была непростой. Расскажите, в чем она отличалась от всех предыдущих?
Ограничения в передвижении и маска, которая мешала мне снимать: очки на холоде постоянно запотевали.
Что запомнилось больше всего? Может, какой-то случай, кадр с историей или конкретная съёмка?
Запомнилась последняя мужская гонка на 50 км (хотя по факту была гонка на 32 км, так как перенесли из-за мороза на один час и сократили дистанцию). Мне пришлось два раза — на третий не хватило сил — сделать рывки между отрезками трассы гонки. И если спортсмены бежали по укатанной трассе, то мне пришлось вдоль трассы по народной тропе, держась на крутых спусках за кабель высокого напряжения. Силы были еще нужны, чтобы добраться до финиша и занять выгодную позицию. Хотя я немного и согрелся, но было очень зябко: пришлось надеть 2 пары перчаток, так как металл камер, объективов и монопода особо не грел.
Дарите ли вы свои снимки спортсменам в том или ином виде? Вообще фотограф со спортсменами общается? Не конкретно на этой олимпиаде, а в принципе.
Сейчас все просто — обменялись контактами телефона, и ты посылаешь ему на whatsapp фото. Лучший кадр Олимпиады я сделал в аэропорту Пекина, когда снял Александра Большунова с пятью медалями для обложки журнала «Команда России». Он долго не верил в успех и не понимал что я снимаю, но потом через месяц написал, что фотография выдающаяся!
Болеет ли фотограф за спортсменов во время съёмки или прежде всего работает?
Лучше не переживать, это мешает съемке.
Вопрос про технику: на что снимают олимпиаду? Откуда у фотографа эта техника (своя/агентства/производителя)? Что можете сказать про новинки, с которыми удалось поработать?
Снимаю на оборудование компании Canon, так как я амбассадор этого бренда. В арсенале у меня всё самое лучшие. На Олимпиаде в Пекине я работал камерой Canon EOS-1D X Mark III и Canon EOS R3. Объективы: 15-35 мм, 24-105 мм, 70-200 мм, 200-400мм, 400 мм, 600мм.
Даёт ли новая техника какое-то значимое преимущество в процессе съёмки? Может, какие-то функции отметить или возможности.
Автофокусировка стала разноплановая. Можно фокусироваться и по лицу, и по глазам, и в шлеме, и по одной точке — всё работает превосходно. За счет скорости затвора фотоаппарата появилась возможность фиксировать несколько интересных фаз в движении.
Карты «просто работали», как им и положено, я не заметил проблем с ними.
На фото: CFexpress Sandisk Extreme Pro 64GB, CFexpress Smart Gear 256GB, SDXC Sandisk Extreme Pro 64GB, SDXC Transcend 32GB.
И последний вопрос. Нас читают многие фотографы, работающие в абсолютно разных жанрах. Что вы им пожелаете с высоты собственного опыта? Что нужно, чтобы вырасти до олимпийских высот?
Есть мечта — к ней нужно стремиться!