Известный российский фотограф Анна Крауклис: о самых фотогеничных месяцах жизни, о том, почему нужно раскрывать профессиональные секреты, и в чем любая мама выиграет у самого лучшего фотографа.
— Анна, как получилось, что вы стали детским фотографом, а теперь и преподавателем детской фотосъемки?
— В моих работах всегда было что-то детское… В 5 лет я говорила родителям, что хочу стать иллюстратором детских книг, какое-то время я им работала, но мне было сложно, слишком близко принимала к сердцу каждое замечание. Вот тогда, в 19 лет пришло ощущение, что есть профессии, которые могут быть только творческими, зарплаты и начальники с ними плохо совмещаются.
— И как в 19 лет вы с этой тяжелой мыслью смирились?
— Я преподавала рисование детям в начальной школе, мне это очень нравилось. У подъезда меня поджидали целые компании, приносили в подарок леденцы и помаду, до сих пор эти компании вспоминают, как я им варила ириски, (дело было в голодные 90-е), учила их снимать на пленочную камеру, и мы вместе печатали фотографии. Даже, когда я на протяжении 10 лет занимала должность арт-директора, в мою работу с крупными, серьезными компаниями, все равно, проскальзывало что-то детское. Я поняла, что дети все время со мной, в начальной школе, в иллюстрировании книг и даже в совсем «взрослых» проектах, поэтому, когда я увлеклась фотографией, вопроса: «Кого я хочу снимать?» - не возникло. Мне казалось, что запечатлеть младенца легко. Это мнение изменилось после первой же съемки. Ребенок все время просыпался и плакал, реквизит смотрелся на нем довольно нелепо, попытки подвесить малыша в платке, как в гамачке, не удались, я только потом узнала, что это трудно даже, когда есть большой опыт. Только съемка на руках у мамы получилась более-менее удачно.
— Новорожденных детей мамы даже папам неохотно дают подержать, а вам почему столько людей доверяет, как вы думаете?
— Попробую объяснить на конкретной истории, которая случилась год назад. Поздно вечером ко мне около зоопарка подбежала женщина с выпученными глазами, вручила ключи от своей дорогой машины и попросила посмотреть за ее ребенком, который там сидел: «Вдруг он заплачет, а я через 5 минут вернусь» - бросила она. Это один случай, а было таких много. Мамы, как-то чувствуют, что мне можно доверять, доверять даже совсем маленького ребенка, и с ним абсолютно точно ничего не случится, в какие бы корзинки я его не укладывала. Я никогда не буду фотографировать ребенка в позе, которая кажется мне хоть чуточку опасной. Меня не убеждают мнения о том, что у младенцев мягкий позвоночник, поэтому, их можно «складывать как угодно». Я не буду экспериментировать, даже если меня попросят родители. Друзья мне говорят, что я «мама всех детей», наверное, в этом есть определенная правда.
— Есть ли у мамы какие-то преимущества даже перед самым авторитетным детским фотографом? Она ведь лучше знает, где у ее ребенка какая кнопка находится…
— Конечно, у мамы есть серьезный козырь, в отличие от профессионального фотографа. Она с ребенком 24 часа 7 дней в неделю, она все о нем знает, но это и затрудняет возможность увидеть красивое и необычное в каждом моменте. Для того, чтобы вызвать улыбку или забавную гримасу, мамы, да и фотографы прыгают, трясут головой, мяукают и гавкают, разговаривают как герои из мультфильмов, строят рожи. Все ради фотографии! Ну все это про малышей старше полугода, 3х-месячный может и испугаться, а новорожденный вряд ли оценит. (улыбается)
— Вот мы все говорим «мамы-мамы», а как вы считаете, папа способен сделать хорошую фотографию младенца?
— В принципе, детей могут снимать и мужчины. Но мне кажется, что только мама может видеть в своем ребенке абсолютное совершенство. Глаза, реснички, ручки, ножки – шедевры. Их можно разглядывать бесконечно. Мне кажется, вот этого мужчина осознать не может. Отец лучше воспринимает ребенка, когда тот начинает общаться, поэтому, есть фотографы, снимающие детей постарше, но известных мужчин, фотографирующих младенцев, я не знаю.
— Отношения мамы и папы с рождением ребенка часто меняются, и в лучшую, и в худшую сторону. А у вас были истории, когда после фотосъемки клиенты рассказывали про какие-то изменения в их жизни? Все-таки, фотография, это новый взгляд на себя, на малыша.
— Одна мама написала мне после съемки: «Спасибо! Сегодня мы впервые почувствовали себя семьей». Другая мама поделилась тем, что, увидев фотографии, ее муж наконец-то сказал ей то, чего она так долго ждала, а было это всего лишь: «Ничего себе! Какая же ты красивая!» Бывают и смешные случаи, например, я попросила маму посмотреть на меня так, как будто она неожиданно увидела любимого мужа. Она выполнила мою просьбу, обернулась и показала «ему» кулак. (улыбается)
— Почему вы вообще решили учить мам?
— Я не только учу мам, но и учусь у них сама. Объясняя что-либо другим, сам начинаешь понимать предмет разговора глубже, поднимаешься на ступеньку выше. И потом, на мой взгляд, хорошая детская и семейная фотография, не та, где идеальная резкость и правильный горизонт, это легко исправить, а та, в которой есть эмоциональная наполненность и глубокое личное отношение. По-моему, это то чего так не хватает в многочисленных «профессиональных фотографиях», чему практически невозможно научить. Эта любовь, которую ты либо чувствуешь, либо нет.
— Как проходит обучение?
— Первый интенсив рассчитан на 12 дней (подробности смотрите здесь: krauklis.fotoshkola.net), это серия из четырех уроков с домашними заданиям для родителей малышей до 6-8 месяцев, или тех, кто станет родителем в скором будущем. Материал, который я сейчас готовлю, основан на практике. Я буду давать готовые решения к конкретным задачам. Исходя из этого, мамы попробуют сделать то же самое со своим ребенком. От теории к практике. Мне кажется, такой способ быстрее приведет к результату, как коммуникативный метод в обучении языка. Мама хочет снимать как только родился ребенок… Он ведь уже завтра будет другим! Значит, сегодня нет времени изучать фотографию классически: что такое диафрагма, как ставить свет, выставлять натюрморт. Но, вместе с тем, камера, это как музыкальный инструмент. Мы можем научиться снимать на ней и не зная нот, но только знание нот и техники, позволит не только играть произведения, но и сочинять их.
— А мамы смогут после этого фотоинтенсива стать профессиональными фотографами?
— Профессиональная съемка новорожденных – это, все-таки, другое. Помимо камеры, которая, кстати, может быть довольно простой, нужен реквизит, место где его хранить. Куча вложений в его покупку и обновление, нужен абсолютно отдельный опыт и знания, отличающиеся от обычной детской съемки. То есть, если заниматься съемкой новорожденных профессионально, это серьезное решение. И тут учится можно бесконечно.
— А вы можете прямо сейчас дать несколько советов мамам как снимать малышей?
Первый совет – не ждите от себя гениальных снимков сразу! Не было такого фотографа или художника, который бы сделал шедевр с первого щелчка. Важно не сдаваться, искать свое место, своих учителей, свои мастер-классы, которые дадут нужный толчок. Если нет времени учиться фотографировать, то снимки можно улучшить, следуя простым рекомендациям: отключите вспышку, выбирайте светлое время дня, не ждите праздничного момента — снимайте обычную жизнь! В большинстве любительских камер есть режим портрет — он размывает задний фон. Уделяйте внимание цветовым сочетаниям, деталям. Подбирайте одежду проще, чтобы сочетались, например, майка ребенка и папы, а яркая занавеска не отвлекала. Если ребенок еще не сидит — постелите красивое одеяло, плед, полотенце. Развивающие коврики слишком яркие, агрессивные, с крупным рисунком, они перетягивают внимание от ребенка на себя. Игрушки в кадре должны быть понятны и любимы малышом. Однажды, я снимала годовалого мальчика. Его любимой игрушкой оказалась топор! Не обычный, а надувной, конечно. В их семье есть смешная игра — папа ползает по коридору, а ребенок бегает за ним с топором. (улыбается)
— Фотоинтенсив рассчитан на мам с детьми от 0-8 месяцев, какие из месяцев самые благоприятные, а какие самые трудные для съемки?
— На мой взгляд, первый месяц, это самый красивый и выразительный возраст в жизни человека. В это время снимать его лучше спящим. С месяца до трех фотогеничность первых недель почти утрачена, появились колики, многие висят на маме дни и ночи, поэтому, в этот период, фотографировать лучше только на руках у родителей. Прекрасное время с 3-5 месяцев! Ребенок улыбается, общается, хорошо себя ведет, но в нем еще остаются черты младенца. Самые разные по содержанию и эмоциям кадры удаются в это время. 6-7 месяцев хороши тем, что многих уже можно посадить в подготовленную экспозицию, ребенок открыт миру, у него налажен интересный контакт с папами, бабушками, дедушками. В 7-8 месяцев, когда кроха пополз, маме уже не справится со съемкой самостоятельно, ей нужен помощник. И совсем другие фотографии получаются, когда ребенок пошел. Он так увлечен собой, новыми открытиями, новой свободой, что ему просто не до фотографа.
— Но ведь маленькие дети быстро устают. Как организовать съемку так, чтобы она была короткой, но результативной?
—Любительская или профессиональная съемка, это просто повод пообщаться с мамой и папой. Малыша стоит приучать воспринимать съемку, как игру, как обыкновенное дело! Держите камеру под рукой, снимайте самые обычные, бытовые сюжеты, вот вы наливаете ванну, а папа держит сына одной рукой, второй ест, да еще что-то успевает читать на компьютере. Снимите это, это ваша история. Собака пытается обнюхать лицо дочки, а она хохочет, ведь у пса мокрый и холодный нос. Снимайте скорее! Если фотографировать ребенка регулярно, он не будет уставать от этого процесса, который станет частью жизни, а не утомительным и рутинным занятием.
— Вам, видимо, не очень нравятся детские фотосессии в блестящих нарядах, с метровыми накладными ресницами у мам? Почему? Многим нравятся…
— В представлении ребенка, как я это вижу, накрашенная и наряженная мама, это мама, которая уходит. Уходит на работу, в ресторан, в гости. А своя, родная мама, она с распущенными волосами, в домашней одежде, ползает на коленках, не боится испортить прическу. Она теплая, вкусная и родная. Ее хочется обнимать, к ней приятно прижиматься, вдыхать ее аромат и щекотать нос ее волосами. А если и ребенка нарядить в костюм, в котором ему тесно и все чешется? Тут уж не до улыбок, а еще мама взволнована не срыгнет ли малыш на свой «смокинг». Естественно, растянутую майку и треники, маме лучше надеть не на фотосессиию, но джинсы и рубашка, летнее платье вполне подойдут.
— Когда вы преподаете, рассказываете ученикам абсолютно все? Не боитесь раскрывать никаких секретов?
— Наверное, не боюсь, пока я не почувствую своего потолка, чего бояться? Энергетически, я ощущаю, что, когда раздаю себя, я как бы увеличиваюсь, становлюсь сильнее. (улыбается)
— Создается впечатление, что мамы-модели и мамы-ученицы становятся для вас близкими людьми, это так?
— Да, за последний год, например, у меня не было ни одной семьи, которая пришла «просто пофотаться». Со многими возникает чувство давнего знакомства. Я всегда пытаюсь, насколько это возможно, узнать мам до съемки, посмотреть их фотографии, почитать, о чем они пишут, чем интересуются, сложив все это вместе, понять, какой у них ребенок, строги ли они с ним, или, наоборот, боготворят… Это настроения я стараюсь передать в кадрах. Говорят, получается. (улыбается)
Беседовала: Екатерина Баяндина