Вверх

Русский пинхолист Иван Кочетов

Дата публикации: 03.10.2014

Современному фотолюбителю нелегко познать суть этого явления. Как можно фотографировать на камеру без линз, где в качестве объектива выступает всего лишь отверстие? И не просто фотографировать, а еще получать неплохие результаты. Фотограф-пинхолист Иван Кочетов рассказал нам о секретах пинхол-фотографии.

“Меня зовут Кочетов Иван. По-профессии я телеоператор, в свободное время погружаюсь в мир пинхол-фотографии.

Русский пинхолист Иван Кочетов

Пинхол - это фотография без объектива или же безлинзовая фотография (lensless photography). В английском языке “pinhole” значит “отверстие, проделанное иголкой”. Её принцип основан прямолинейном распространении света, когда с помощью крошечного отверстия отсекаются все рассеянные лучи и на внутренние поверхности камеры проецируется перевёрнутое отражённое изображение. Прародителем пинхола следует считать камеру обскуру, отличие между ними только одно - внутри обскуры не предполагается наличие светочувствительного материала. Почему я говорю о “материале”, да потому что в пинхоле может быть заряжено всё что угодно: будь то плёнка, фотобумага или же сенсор цифровой камеры.

Пинхолом я занимаюсь с 2007-го года. Впервые я узнал об этом на лекции по оптике, которую вёл известный советский кинооператор Андрей Степанович Тюпкин. Тогда я ещё верил во всемогущество цифровых технологий и у меня в голове не укладывалось: как простая банка с дыркой может формировать изображение. Для начала я решил проколоть иголкой непрозрачную крышку от тушки моей плёночной зеркалки, и хотя качество и резкость были удручающими, все кому я их показывал (включая препода), отмечали хорошее чувство композиции. Затем, на первом курсе своего телевизионного института я решил подготовить для сдачи Оптики реферат по пинхолу и наткнулся в интернете на английский текст Джона Грэпстеда, который послужил мне основой для моей работы. И каково было моё удивление, когда спустя почти 8 лет сам Джон Грэпстед из США прокомментировал мои пинхольные работы, выложенные на фэйсбуке. Конечно, я поблагодарил его за ту помощь, которую он мне оказал, сам того не подозревая.

Особенность пинхола заключается в том, что чем больше размер кадра, тем лучше. На средний формат, а тем более листовую плёнку или проще получить резкую детализированную фотографию, нежели на 35-мм камеру с присобаченной пинхольной крышкой. Здесь представлены цветные фотографии, которые я отснял на свою фотокамеру Holga, переделанную в пинхол путём удаления объектива и затвора. Короткое фокусное расстояние (т.е. расстояние от дырки до плёнки) в 28 мм обеспечивает широкий угол обзора - порядка 100 градусов. А дырка в 0,18 мм - резкую детализированную картинку. Я использовал цветную негативную плёнку Kodak portra 160 тип 120 и сканер Nikon Coolscan 9000.

Среди особенностей и “неповторимого рисунка пинхола” следует отметить большое виньетирование на широком угле, что придаёт фотографиям неповторимое обаяние и “ломографичность”, световую дифракцию - т.е. расслоение белого цвета на спектр, особенно хорошо заметное, когда солнце находится к кадре и светит в отверстие, рекордно тёмную диафрагму (относительное отверстие у пинхола колеблется от f/90 до f/300, что можно сравнить с со 64-кратным нейтрально-серым светофильтром, накрученным на объектив с диафрагмой 22, в связи с чем выдержка днём измеряется несколькими секундами - необходимо носить с собой штатив или же научиться снимать с уровня земли. Отсюда и необычные ракурсы и смазанные суетливые люди. Пинхол фотография пропитана патетикой созерцания. Это прикосновение к вечности и попытка увидеть мир таким, каким без специальных присполоблений (пинхол-камер) его увидеть невозможно.

Люблю фотографировать Москву. Так Москва Сити я снял на банку из под кофе, куда после определённых приготовлений поместил ч/б плёнку 9х12. Экспозиция длилась 10 секунд, после чего я проявил плёнку и отпечатал её контактом.

Собираюсь в путешествие - беру свою “пинхольгу” с собой. Так этой весной я посещал республику Калмыкию и фотографировал там местные достопримечательности.

Этой осенью был в Израиле, где отснял четыре цветные плёнки среднего формата. Везде моя камера удивляла и привлекала к себе внимание.

Мои работы можно посмотреть на vk.com/dark_сameraman. Также я веду в контакте группу по фотографии “Ручная оптическая печать”.

Дата публикации: 03.10.2014
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту

6f76ca6e c991 4672 b497 4482a04320cf