Зена Холлоуэй родилась в 1973 году в семье пилота гражданской авиации. Впервые подводный мир привлек ее в возрасте восемнадцати лет во время поездки в Египет. Совершенствуя свои навыки путем постоянных тренировок и регулярных погружений, в 1997 году она получила свою первую работу — заказ от Фаберже. На ее счету уже достаточное количество выполненных заказов и множество наград. Для работы она использует две камеры Canon EOS-1Ds Mark II и не любит обрабатывать свои снимки.
С 1995 года Зена работает подводным фотографом в Лондоне, где живет и сейчас с мужем и двумя дочерьми.
Работа фотографа интересна, но больше всего Зену привлекает подводный мир. Разговаривая с ней, чувствуешь себя в сказке Ганса Христиана Андерсена. Она словно русалка, которая делает все, чтобы приспособиться к нашему сухопутному миру, но на самом деле постоянно тоскует по морским глубинам, где ей и подобает быть.
Несмотря на то, что курс дайвинга проходил в мрачном затопленном карьере в Питерсхэме, она была очарована, восхищена и увлечена новым хобби настолько, что передумала изучать архитектуру и устроилась в школу дайвинга на самую грязную работу, которая включала уборку туалетов. Затем она работала инструктором на Каймановых островах, где и познакомилась с работой подводного видеооператора. Делая памятные видеофильмы для туристов, Зена совершила более девятисот погружений, в среднем по три погружения в день. Со временем, накопив деньги на аренду необходимого оборудования, она решила попробовать себя в подводной фотографии.
Она набиралась опыта в самых экзотических местах: в Израиле, Египте, Тунисе, Уругвае и Занзибаре, работая со съемочными группами канала Discovery и BBC, принимала участие в съемках затонувших кораблей времен Второй мировой войны и судов из флота адмирала Нельсона, полных скелетов и золотых безделушек. С 1994 года, став свободным фотографом, Зена обзавелась внушительным списком постоянных клиентов и различных наград, среди которых награда Королевского фотографического общества, призы на кинофестивале в Португалии и на фестивале подводных фильмов во Франции.
Студией подводного фотографа может быть не только океан, но и бассейн. В Гилдфорде есть бассейн, который Зена время от времени использует, но это можно делать только по ночам с десяти вечера до пяти утра. В Лондоне есть съемочный аквариум 10x10 метров и 4 метра в глубину с окнами по бокам, но Зена не любит работать там, она считает, что из-за тесноты сложно общаться с моделью и находить удачные ракурсы. Она говорит, что неоднократно видела, как хорошие идеи были испорчены таким образом. Сама она любит находиться в воде вместе с объектом съемки. В бассейне западного Лондона она иногда снимает детские занятия по плаванию, эти снимки также попадают в ее книги. Зена любит снимать детей, она считает, что они обладают особой энергетикой, ее шестимесячная дочь Брук уже не раз становилась моделью.
Обычно подводному фотографу требуется ассистент на берегу, который умеет обращаться с оборудованием. Если такого ассистента нет, а у фотографа заканчивается пленка, ему приходится вылезать из воды, сушиться, снимать снаряжение, чтобы при замене пленки вода не попала в дорогостоящую камеру или бокс для нее, иначе все может закончиться печально, а процесс растянуться до бесконечности. Так что не стоит недооценивать важность посторонней помощи.
К проблемам подводной съемки относятся сложности с макияжем. Вот уже много лет Зена Холлоуэй работает с одним и тем же визажистом, который хорошо справляется с задачей. Освещение тоже доставляет немало хлопот. Обычные лампы могут быть расставлены вокруг бассейна, но этого зачастую недостаточно из-за высокого коэффициента отражения от водной поверхности, а специальные подводные светильники не имеют достаточной мощности и требуют частой замены батарей. Как говорит сама Зена, вода просто пожирает свет.
Значительная часть работы делается на одном дыхании. Для проведения удачных съемок каждой модели необходима команда из трех опытных ныряльщиков: один для обеспечения безопасности, второй, следящий, чтобы в перерыве между снимками модель получала дыхательную трубку, и третий, наблюдающий со стороны, но готовый вмешаться в случае непредвиденных обстоятельств. Все это увеличивает расходы на каждую модель до тысячи фунтов.
Для того чтобы получить эффект прыжка в воду, отнюдь не обязательно снимать сам прыжок, тем более что это обычно получается не так, как хотелось бы. Для этих целей Зена использует сжатый воздух, который, проходя через трубку с отверстиями, создает нужный эффект. Так был сделан снимок с обнаженными моделями для компании O’Neil, производящей одежду для серфинга. Кадр, изображающий девушку с золотыми рыбками, был снят в бассейне в Гилфорде, и все были рады, что рыбки не пострадали. Они находились в пластиковом пакете, в который и испражнялись, постепенно отходы скапливались в углах пакета, их пришлось удалять, используя Photoshop.
О фотографии на суше (столь привычной для нас) Зена говорит как о чем-то странном. Но все же менеджер Эмма Саттон однажды убедила ее сделать несколько снимков моделей в аквариуме, находясь на суше. Именно эти снимки получили награду 19-ой церемонии Ассоциации онлайновых издателей. Сама Зена не может представить себя снимающей на суше — она счастлива под водой.