Александр Кан прошел долгий путь от музыканта и начинающего фотографа до настоящего профессионала. В рубрике “Фотографы” он рассказывает о своем творчестве и делится опытом съемки на камеру Olympus OM-D E-M1.
Начну, пожалуй, с того, что по образованию я не фотограф, а музыкант, да и нет у нас профессионального фотографического образования как такового. С 3-х лет я учился игре на скрипке, а после поступления в специальную музыкальную школу, продолжил обучение уже по классу флейты. С ней же провел пять лет консерватории, ездил по конкурсам, даже Гран-При получив как-то. Почти десять лет проработал в первым в России драматическом Александринском театре, играл в различных группах, выступал сольно. И, возможно, это не очень интересно людям, занимающимся фотографией, я искренне полагаю, что всё прошло не зря, так как лично для меня, одно вытекает из другого. Никто не поспорит ведь, что хорошее кино может быть отличной школой, воспитанием в построении кадра? А для меня хорошее кино будет полностью испорчено плохим саундтреком, тем более, если он записан не оркестром, а на не самом дорогом синтезаторе.
Так как, собственно я начал фотографировать? В принципе, меня фотография интересовала всегда в той или иной степени. Не скажу, что в детстве мне подарил дедушка «ФЭД», и с тех пор я и снимаю. Дедушек у меня не было, а первым фотоаппаратом был пленочный «Kodak», думаю, как и у многих в начале 90-х. Из настроек там можно было отключить только вспышку, всё остальное - как повезет. Но я всегда с нетерпением ждал распечатанных фотографий, и каждый раз радовался, если с плёнки хоть один кадр будет качественным. Конечно, я тогда не имел никакого понятия о влиянии света на фотографию, мне было лет десять, и я снимал всё, что мне казалось интересным. У меня до сих пор сохранились эти фотографии. Я рад, что у меня сохранилось так же много детских чёрно-белых фотографий, и я каждый раз с трепетом пересматриваю их, вспоминая ещё советское время. К нам тогда часто приходил друг отца, который нас и фотографировал.
Не знаю, на сколько могло повлиять всё то, о чём я написал, на мое нынешнее восприятие фотографии, но, думаю, что какой-то отпечаток, несомненно отложило. Мне и сейчас очень нравятся фотографии того и более раннего времени. Думаю, что многим бы не помешало пересмотреть советскую классику, в частности, литовскую школу фотографии. Не помню точно с какого момента, но точно помню, что у меня появилась если не мечта, то большое желание научиться фотографировать. Проблема была лишь в моей лени и отчасти отсутствия информации. И длилось это желание очень долго, а я так ничего и не пробовал, разве что камера сменилась на более стабильную и предсказуемую конику с зум-объективом и автофокусом. Но дальше фотограий друзей и себя в домашней обстановке дело всё равно не доходило. Я закончил школу, учился в консерватории и все заработанные деньги тратил исключительно на СD. Потом устроился работать в театр и жизнь проходила спокойно и однообразно.
В какой-то момент я решил что-то поменять, и начал с себя. Сменив образ жизни и занявшись спортом (пусть и в домашних условиях), я за полгода похудел на 30 кг. Забыл отметить, что компьютер, хоть и появился меня в 25 лет, я к нему практически не прикасался, а про то что такое Интернет и представления не имел. У кого-то из друзей я тогда впервые увидел цифровую мыльницу, и меня просто поразило качество и сама возможность сразу видеть результат на экранчике!
Со следующей зарплаты я решительно отправился в магазин, не имея никакого понятия и представления о камерах. И купил свою первую цифровую камеру. Кажется, «Canon Powershot». И потом мой компьютер начал наполняться гигабайтами отборнейшей ерунды, которая на тот момент казалась шедеврами! Я и понятия не имел о том, что цифровые фотографии можно редактировать, пользовался настройками камеры, делая всё очень насыщенным и гулял с ней по улицам, таская ее везде и фотографируя всё подряд, а так же помолодевшего себя.
Я начал потихонечку осваивать Интернет, зарегистрировался в социальной сети. Печатал с очень медленной скоростью. И вот однажды мне вдруг написала девушка с предложением сделать несколько моих портретов. Посмотрев её фотографии, я был под таким впечатлением, что, разумеется, согласился. После её фотографий, мне стали часто предлагать съёмку разные фотографы, и каждый раз я поражался, как они так снимают?!
Думаю, что она по-настоящему вдохновила меня на то, чего я так давно хотел, за что я ей и по сей день благодарен. Она же заставила меня пойти в модельные агентства, куда меня, несмотря на мой 26-летний возраст взяли. Не могу сказать, что мне это нравилось и было сильно интересно, но как новый опыт и дополнительный заработок, показалось мне вполне приемлемым вариантом. И, надо отдать должное, первую зеркальную камеру я купил именно благодаря этому. В мае 2009 года меня отправили в Германию на показы «Адидас» на две недели, после чего я, уже не плохо ориентируясь в сети, и прочитав большое количество нужной и ненужной информации, смог себе купить Canon 50d и объектив Sigma 50 1.4. С появлением «крутой камеры», я сразу же забросил все модельные дела, так как мне стало это просто совершенно не интересно, да и у нас в стране это если и приносило, то совершенно смешные деньги. Я снова начал фотографировать всё подряд, имея новые возможности, и узрев, что фотографии нужно ещё и обрабатывать!
Сейчас мне смешно смотреть на большинство картинок того периода, однако в то время, как выяснилось, многим людям они нравятся! Так, постепенно, снимая и смотря многое, чем кишит Интернет, я понял, что мне интереснее всего снимать людей. Ко мне стали обращаться за съёмкой, и мне казалось, что вот оно! Я добился чего хотел! Регистрируясь на разных фотосайтах, получая похвалу, я каждый раз радовался и верил, что то что я делаю, действительно круто! Но каждый раз я натыкался на странички других фотографов и спускался на землю. Многое из того, что когда-то мне нравилось, сейчас не вызывает абсолютно никаких эмоций. Думаю, что многие, кто начинает снимать, и видя какую-то ядерную обработку, не умея того сами, думают, что это и есть верх мастерства. Потом на фотофорумах они вычитывают про суперсветосильный объектив, покупают его наконец, и снимают всё на открытой диафрагме, получая восторженные отзывы по поводу боке.
Или же вылизывают фотографии до такой степени, что человек уже мало похож на человека. Я сам прошёл через всё это. Мне казалось, что если найти хорошую геометрию, поставить человека посередине, подойти поближе, открыть диафрагму, а потом выбелить ему глаза, сделать «таинственный» цвет, то это будет хит! И, самое что смешное - работало! И сейчас я на многих сайтах и пабликах в топе вижу перефотошопленные фотографии, с откровенно пустыми лицами, глупо скомпонованные и лишенные какой-либо смысловой нагрузки. Но это уже проблема воспитания, думаю.
А тех фотографов, кто кичится лайками и делает похоже на то, что однажды возымело популярность, я бы хотел предостеречь. Самоповторы тормозят какое-либо развитие, и в какой-то момент вам надоест делать одно и то же, но вы вдруг осознаете, что ничего другого толком делать и не умеете. Я считаю, что нельзя идти на поводу у публики, нужно искать что-то новое, удивлять, себя в том числе!
Постепенно, осознав свои навыки никчёмными, я начал искать что-то новое. В форме, подаче. Я понял, что хорошая обработка та, которая не заметна. Стал больше уделять внимание свету, так как предпочитаю изначально снять так, что бы потом как можно меньше времени проводить за компьютером, обрабатывая картинки. Перепробовав достаточно большое количество различных камер разных форматов, в том числе и цифровые полнокадровые и среднеформатные, параллельно активно экспериментируя с плёночными камерами, я пришёл к выводу, что хорошую фотографию снять можно и на телефон. И если раньше я принимал участие в гонке за размером матрицы, то на данном этапе мне это стало абсолютно неинтересно. Этим летом мне поступило предложение от компании OLYMPUS принять участие в тестировании флагманской модели Olympus OM-D E-M1, и я с радостью согласился! Во-первых, я до этого имел совсем небольшой опыт с беззеркальными камерами, во-вторых, особенно после съёмок на среднеформатный Pentax 6х7, мне, как никогда хотелось поснимать чем-то, после чего я бы не беспокоился о том, что мой рюкзак снова порван, а спина как-то не очень себя чувствует, ну и в третьих, ещё со времен проживания времени на фотосайтах, меня всегда привлекала цветопередача этой марки!
Надо сказать, что на плёнку я отчасти перешёл от того, что цвет, особенно кожи (что для портретов немаловажно), на цифре меня не устраивал настолько, что в большинстве случаев я всё переводил в ч/б. И вот у меня в руках компактный, но серьёзный Olympus OM-D E-M1. Надо отдать должное, что несмотря на непривычные габариты, в руке он лежит как влитой! И не покидает ощущение, что в твоих руках - реально профессиональная камера! У меня не было таких тактильных ощущений от камер ни разу. Дизайн так же оставляет самые приятные впечатления, так как я вообще люблю неоклассику, а он всем видом отправляет к плёночным ОМ! В Моём распоряжении оказался набор первоклассной оптики, и я был поражён, насколько мало места может занимать набор объективов на все случаи жизни! Понятно, что первым делом, я не договариваясь ни с кем о съёмке, решил просто прогуляться с ним и попробовать в деле, снимая всё подряд. Это были и так любимые-нелюбимые всеми котики, птички, прохожие и т.д. Первое, что меня приятно удивило - работа автофокуса. Раньше на цифре я часто использовал ручную фокусировку, т.к. точность и скорость автофокуса порой лишала возможности получить хорошие кадры. Тут же камера отработала себя на 100%. Более быстрого и точного фокуса я ещё не встречал.
Скорость серийной съёмки окончательно поразила меня, ибо подобное мне доводилось встречать только у топовых репортерских камер, стоимость и размеры которых в разы превосходят данную модель. Придя домой и скинув отснятое на компьютер, я всё хотел найти к чему бы придраться, так как не может же быть такого, что всё настолько здорово. Но, несмотря на то, что снимал я всё в jpeg, меня это устроило настолько, что если и вносить коррекцию, то совсем незначительную. Далее я решил проверить камеру в работе с портретной съемкой. И взял с собой 35-мм плёночную камеру и среднеформатную 6х6. Работа с объективом M.ZUIKO DIGITAL 75mm f/1.8 раскрыла мне такую картинку, что я и позабыл о не проявленных плёнках. Самое главное, что в jpeg тон кожи был настолько хорош, что едва ли мне пришлось его дорабатывать. Всё больше убеждаясь в том, что у меня в руках надёжный и классный инструмент, я рискнул отснять им свадьбу, правда взяв в запас дополнительный аккумулятор. И снова результаты меня приятно удивили. Такое количество не бракованных кадров в плане фокуса у меня встречалось чуть ли не впервые!
Отдельное внимание хотелось бы уделить стабилизатору на матрице. Я никогда раньше не мог себе позволить снимать с рук длиннее 1/15, и то, это нужно было выдохнуть, не дышать, прижать локти к груди и 1 шанс из 10, что выйдет кадр без смаза. Тут же я мог себе позволить не задирая ISO выше 800 снимать на 1/6! Для меня это просто фантастика! Я не перестаю удивляться развитию технологий, которые явно опережают мои представления о возможном! Чтоб объектив как M.ZUIKO DIGITAL 75mm f/1.8, размером меньше китового зума зеркалки давал такой рисунок и резкость, чтоб моё восприятие от зум-объективов как M.ZUIKO DIGITAL 12-40mm f/2.8 полностью изменили к ним отношение и перестали быть синонимом «мыла», чтоб компактная беззеркальная камера смогла по многим параметрам превзойти полнокадровую? Это нужно было постараться!