Вверх
761eda05 20f0 4e67 9749 f787a6e910f0

Наши люди. Фотограф Павел Косенко

Дата публикации: 24.04.2015
Наши люди. Фотограф Павел Косенко

— В каком жанре вы снимаете?

— Я снимаю не в жанре, а в цвете. Цвет — моя ключевая идея, стержень, на который нанизывается все остальное: сюжет, композиция, смысл. Цвет меня интересует как выразительная форма, которая сама по себе способна порождать содержание. Что при этом изображено в кадре, имеет глубоко вторичное значение. Это может быть пейзаж, портрет, улица, документальная, абстрактная или любая другая фотография.

— На какую технику вы снимаете?

— Последнее время практически только на Degradr. Это приложение для iPhone, которое мы с единомышленниками создали сами. Потому что ни один из существующих фотоаппаратов (ни железных, ни программных), к сожалению, не дает настолько хорошего цвета, какого бы нам хотелось. Пришлось сделать свою камеру, работающую на базе iOS. Пока она существует в бета-версии, но уже совсем скоро появится в AppStore.

Это абсолютно революционная программа, которая работает в режиме реального времени и содержит одну единственную кнопку — спуск затвора. Никаких настроек у пользователя нет. Обработка изображения происходит автоматически, на основе интеллектуального анализа того, что попадает в кадр.

В своей практике я использую iPhone 6 и 5s. Кроме этого, иногда снимаю на любимую камеру Fujifilm X-T1 Graphite Silver Edition. Вот эти слова про графитовое серебро принципиально важны, ибо аналогичная камера обычного черного цвета на творчество меня не вдохновляет совсем.

— Назовите три любимые фотографии (чужие или свои).

— Представьте, что у вас десять детей. И вас просят выбрать из них трех любимых. Вот примерно такое же ощущение я испытываю от вопроса про три любимых фотографии. Вместе с тем, за этим вопросом скрывается два других:

Люблю ли я свои фотографии? Конечно, да! И мне трудно понять фотографов, которые не любят то, что делают. Хотя многие из них скорее шутят на эту тему или кокетничают.

Harry Gruyaert. France. Nord-Pas-de-Calais region. 1998

Harry Gruyaert. France. Nord-Pas-de-Calais region. 1998

Люблю ли я фотографии других фотографов? Безусловно! И таких фотографий намного больше, чем моих собственных. Даже в гареме любимую жену назначают на какое-то время, что уж говорить про работы великих.

Laura Letinsky

Laura Letinsky

Если разбудить меня среди ночи и спросить: «Какие твои три любимые фотографии?», то я наверняка назову какие-то три фотографии. А если меня разбудить на час позже, то скорее всего я назову три другие фотографии. Прямо сейчас из любимого в голову приходит работа Гарри Груйера из серии Rivages, один из натюрмортов Лауры Летински и зимняя стамбульская зарисовка Нури Бильге Джейлана. Но что бы я ответил через 10 минут, понятия не имею — знаю лишь то, что это наверняка были бы три другие работы.

Nuri Bilge Ceylan

Nuri Bilge Ceylan

— Кто вас вдохновляет?

— Я очень люблю живопись. Меня вдохновляют картины Тёрнера, Клее, Поллока, Моне, Мартена, Ренуара и невероятного количества других художников. Из соотечественников люблю живопись Борисова-Мусатова, Коровина, Рабина-младшего, Александра Заварина и даже некоторые работы Грабаря и Саврасова. И, конечно, я люблю фотографию. Любимых фотографов могу называть практически бесконечно, вот лишь некоторые из тех, чьи работы меня вдохновляют особым образом: Слим Ааронс, Фред Герцог, Джозеф Генрих Дорченгер, Алекс Уэбб, Дэвид Алан Харви, Гарри Груйер, Сол Лейтер, Рафал Милах, Гордон Паркс. Из русскоязычных учителей и вдохновителей особое место в моей душе занимают Георгий Пинхасов, Сергей Максимишин, Анзор Бухарский, Александр Петросян и Петр Ловыгин.

Георгий Пинхасов. 
Испания. Андалусия. Севилья. 1993 г. Балкон в отеле.

Георгий Пинхасов.
Испания. Андалусия. Севилья. 1993 г. Балкон в отеле.

Joseph Mallord William Turner. 
Диона, основательница Карфагена, 1815.

Joseph Mallord William Turner.
Диона, основательница Карфагена, 1815.

Paul Jackson Pollock.
Номер 5

Paul Jackson Pollock.
Номер 5

Paul Klee. 
Red and White Domes. 1914

Paul Klee.
Red and White Domes. 1914

Slim Aarons

Slim Aarons

Борисов-Мусатов В.Э. 
Автопортрет художника с сестрой 1898

Борисов-Мусатов В.Э.
Автопортрет художника с сестрой 1898

— Назовите ваше любимое произведение искусства.

— Как и в случае с любимыми фотографиями, ответ на этот вопрос будет разным, в зависимости от того, в какой момент мне его зададут. Поэтому не буду оригинальным, назову «Черный квадрат» Малевича, который в моем личном рейтинге всплыл бы так или иначе.

Чем он меня привлекает? Красотой! Там такие чудесные трещины на краске… Шучу. Конечно, революционным манифестом. Это тот самый случай, яркий пример, когда форма порождает глубокое философское содержание и предлагает посмотреть на мир совершенно новым взглядом. Но, кстати, трещинки действительно чудесные — речь, конечно, о том квадрате, который висит в Третьяковке на Крымском валу.

Малевич Казимир Северинович. Черный супрематический квадрат. 1915. Холст, масло.

Малевич Казимир Северинович. Черный супрематический квадрат. 1915. Холст, масло.

— Что такое хорошая фотография для вас?

— Хорошая фотография — та, которая нравится вам. Та, которая вызывает эмоции, ощущения, чувства. Та, которую хочется смотреть снова и снова, к которой хочется возвращаться. Та, которую хочется повесить на стенку и ежедневно ею любоваться. Ключевое слово — «вам». Именно вам, и никому другому. То, что хорошая фотография лично для вас, совсем не обязательно хорошая фотография для других, и наоборот. Определение хорошей фотографии зависит от двух ключевых факторов:

  1. Ваш личный визуальный опыт.
  2. Ваши личные вкусовые предпочтения.

Основная сложность понимания хорошей фотографии заключается в том, что она будет меняться по мере вашего личного и творческого развития. То, что вызывает восторг сегодня, вероятно завтра будет казаться скучным и банальным. А может быть и нет. Это зависит от того, поменяются ли за это время ваши представления о хорошей фотографии или нет.

— Назовите ваше любимое место для путешествий.

— На сегодняшний день мои фавориты — Япония и русская Арктика. Япония, потому что это другая планета и крайне близкая лично мне эстетика. Арктика, потому что это возможность побыть наедине с самим собой, завораживающей красотой и бесконечной силой природы.

Арктика

Арктика

Япония

Япония

— Самая запоминающаяся съемка.

— Чем увлекательнее съемка, тем больше она поглощает, и тем меньше запоминается, потому что внутри процесса ты находишься в особом состоянии творческого подъема. Это сродни наркотическому опьянению, при котором чувствуешь себя абсолютно счастливым человеком. Испытав такое однажды, подсаживаешься на этот креативный «наркотик» и вспоминаешь не то, где, когда и с кем ты его «употреблял», а само состояние, в котором пребывал в тот момент. Так вот, состояние вдохновения я помню хорошо, и эта память стимулирует к постоянному повторению (не всегда, правда, получается). А вот какие это были конкретные съемки, так сходу и не вспомню, хотя это происходит постоянно. Честно говоря, я не считаю это важным. Важно не ЧТО, ГДЕ и КОГДА, а КАК. Точно так же, как для меня важен не результат, а процесс.

— В каком месте и в какое время в прошлом вы бы хотели оказаться и поснимать?

— Меня полностью устраивает время, в которое я живу. Самым интересным мне кажется то, что происходит здесь и сейчас — каждый день вокруг меня, где бы я ни находился.


Дата публикации: 24.04.2015
Комментировать

Другие статьи рубрики

Показать больше статей

Вопросы эксперту