Фил Борджес фотографирует только людей. Но не просто людей, а только тех, кого мы, жители городов, не видим. Тех, что живут своей собственной, какой-то очень непонятной жизнью далеко от нашей европоцентристской цивилизации. В течение уже почти двадцати пяти лет Фил Борджес путешествует по миру и изучает культуру народностей, находящихся на грани исчезновения. На его фотографиях мы видим обитателей того мира, по отношению к которому по традиции используем клише «страны третьего мира», «малые народы», «неблагополучные — или просто развивающиеся — государства».
«Я хочу, чтобы зритель видел в этих людях индивидуальность, знал их имена, что-то из их истории, а не просто смотрел на фотографии и видел на них члена какой-то маленькой этнической группы или племени», — говорит Фил. Именно поэтому каждая фотография мастера снабжена четким комментарием, рассказывающим историю жизни запечатленного камерой человека. Эти комментарии можно найти на персональном сайте фотографа. Есть среди работ Борджеса и фотографии, сделанные в России.
Почти все снимки Борджес делает с близкого расстояния, что позволяет добиться резкости всех деталей портрета. При этом задний план сохраняется размытым, поскольку, как правило, существенно удален от места съемки; это позволяет сконцентрировать взгляд на человеческой фигуре, которая буквально заслоняет от нас всю окружающую реальность.
«Я был вдохновлен ставшими классикой портретами аборигенов Ирвинга Пенна, сделанными на фоне исчезающего в бесконечности заднего плана. Несмотря на то, что я использую подобную технику, фон для меня всегда второстепенен. В первую очередь мои работы — это портреты личностей, а не представителей той или иной национальности», — говорит Фил.
Фил Борджес — автор нескольких книг-альбомов («Тибетский портрет», «Терпеливый дух», «Дар», «Миссия женщины»), герой многочисленных персональных выставок, участник творческих групп, создающих фильмы для National Geographic, Discovery.
Однажды в 1999 году Фил Борджес направлялся на встречу с эквадорским шаманом, когда его познакомили с Трансито, ссохшейся старушкой, жившей со своей собакой в деревне в Андах. Эта невероятная старая леди, как выяснилось, почти в одиночку произвела реформу глубоко укоренившейся эксплуататорской плантаторской системы. «Когда Трансито была еще девочкой, большинство аборигенов на кабальных условиях работали на гасиендах в качестве прислуги, — объясняет Борджес. — Трансито постоянно подвергалась сексуальному насилию со стороны владельца гасиенды, где она работала, и когда ей исполнилось семнадцать лет, она стала открыто говорить об этом». За протест ее неоднократно сажали в тюрьму и каждый раз силой возвращали на гасиенду. Но этот опыт превратил Трансито в страстную защитницу работников гасиенды, она продолжала протестовать против жестокого обращения. Одной из таких акций была забастовка. «Работники объявили забастовку, и внезапно всем обитателям гасиенды стало нечего есть, — рассказывает Борджес. — Это показало всем, насколько важны эти люди для экономики Эквадора».
Борджес сделал портрет Трансито и понял, что этот снимок станет первым в проекте, который он нарисовал в своем воображении, — проекте, посвященном исследованию расширяющихся возможностей женщин во всем мире. «Вы не можете помочь, вы можете только наблюдать вопиющее неравенство полов в странах третьего мира, — говорит Борджес. — Это имеет место во всех сферах: в образовании, в домашнем хозяйстве, в политике, в финансах и здравоохранении. И я подумал, что хочу снять серию портретов женщин, которые бросили вызов этому сексистскому положению дел и тем способствовали повышению уровня жизни в своих общинах».
Этот проект был приостановлен в связи с событиями 11 сентября 2001 года и работой, которая потребовалась для реализации еще одной мечты Борджеса: создания организации, которую он назвал «Мосты взаимопонимания» (Bridges for Understanding). Она объединяет школьников в развивающихся странах (среди которых Индия, Кения, Перу и Непал) с их ровесниками в Америке, посылая волонтеров, везущих им знания и средства их передачи — фотоаппараты, компьютеры, средства доступа в интернет, — с помощью которых они могут рассказать о своей культуре. «Я хотел создать своего рода лабораторию межкультурного взаимопонимания», — говорит Борджес. Сейчас эта организация нашла приют в Getty Images, ее поддерживают пожертвования в виде оборудования и программных продуктов, в том числе от Canon, Adobe и Microsoft. У организации есть долговременная программа развития, опирающаяся на цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН.
Хотя программа имела огромный успех, для фотографической деятельности Борджеса она оказалась пагубной. «Я просто влил туда всю свою энергию, — говорит он. — Я занимался только административной работой и сбором средств. Я не снимал четыре года. Я знал, что мне нужно начать фотографический проект, или я сойду с ума».
Катализатором этой перемены была счастливая случайность — звонок из CARE, агентства, которое занималось гуманитарной помощью. Эта организация обратилась к Борджесу с предложением о сотрудничестве. Он узнал, что CARE борется за расширение прав и возможностей женщин. Новой миссии общества идеально подошел бы нереализованный проект Борджеса, на который когда-то его вдохновила Трансито. Борджес занялся фотографией, снимал в Афганистане, Бангладеше, Гане, Гватемале и других странах третьего мира, вовлекая множество женщин в программы CARE. «Ребята из CARE хорошо придумали, — говорит он. — Они не привозят сотрудников из-за рубежа. Они нанимают местных жителей». Одной из таких местных работниц стала Аби, молодая женщина из эфиопского мусульманского афарского клана. Афарские эфиопы делают всем девочкам «обрезание», когда им исполняется двенадцать лет, — они считают, что этого требует ислам. Аби не хотела такой судьбы и сбежала из своей деревни в возрасте десяти лет в столицу страны Аддис-Абебу.
«Это было абсолютно героическим поступком, — говорит Борджес. — До этого никто даже не осмеливался отказаться». Но это было только начало героической истории Аби. Восемь лет спустя она вернулась в свое племя как социальный работник CARE. Она помогала организовывать станции здоровья и строить колодцы с чистой водой. Аби также начала кампанию против женского обрезания. Ее постоянно унижали мужчины клана. «Они обвиняли ее в том, что CARE платит ей за уничтожение их культуры, — говорит Борджес. — А она говорила им, что нигде в Коране не написано, что девочек надо обрезать».
В конце концов Аби убедила женщин деревни, которые исполняли ритуал, позволить ей заснять его на видеокамеру. А потом ей удалось показать отснятый материал всем мужчинам-старейшинам, ни один из которых не видел ритуала своими глазами. «Мужчины были так шокированы, что проголосовали пятнадцать против двоих за то, чтобы прекратить женское обрезание в своей деревне, — говорит Борджес. — Теперь мы пытаемся распространить это и на другие афарские деревни». Хотя этот итог и не был прямым результатом инициативы CARE, подчеркивает Борджес. «Эта история свидетельствует скорее не о вымирании обычая женского обрезания, а о том, как женщины в сообществе получают право голоса», — объясняет он и результатом называет то, что афарские женщины теперь могут участвовать в собраниях деревни. «Все, что нужно, — это объяснить женщине ее права и дать ей инструменты обращения с ними — и она сможет изменить общество. Это лучший путь борьбы с нищетой и несправедливостью».
За каждой моделью Борджеса стоит большая история, начиная с бангладешской женщины, которая создала организацию по защите проституток, и заканчивая афганской фотожурналисткой. Своя история есть у каждого портрета в книге «Women Empowered: Inspiring Change in the Emerging World». Несмотря на что, что новый проект Борджеса рассказывает о других, он сам — тоже один из героев, потому что обладает способностью найти в этих историях возвышенное, в то время как другие фотографы только фиксируют мрачные подробности. «Я стараюсь брать негативные моменты и оборачивать их во вдохновляющую суперобложку, — говорит Борджес. — Так люди обратят больше внимания на то, что я хочу показать».