Маша Ивашинцова (1942-2000) занималась фотографией всю жизнь, но никому не показывала свои работы. В конце 2017 года муж её дочери наткнулся на ящики с негативами и непроявленной пленкой, которые пылились на антресолях. Опубликованные ниже фотографии – это лишь небольшая часть из 30 тысяч снимков, которые оставила после себя Маша.
Берега Невы, 1979 год
Дети в Вологде, 1979 год
Маша Ивашинцова родилась в 1942 году в аристократической семье. После революции 1917 года их имущество, в том числе роскошную квартиру в центре Ленинграда, конфисковали большевики.
Детская площадка на космическую тему в Ленинграде. В детстве Ивашинцова по желанию бабушки занималась балетом, однако после смерти бабушки родители забрали Машу из балетной академии и отправили в технический колледж.
Уличный портрет в Санкт-Петербурге в 1976 году. После того, как ее художественную карьеру прервали, Ивашинцова сменила множество профессий, успев поработать, в том числе, и театральным критиком. Ее личная жизнь также была очень бурной.
Она вышла замуж за армянского лингвиста Мелвара Мелкумяна. На фото – его портрет уже после развода.
Мелкумян с их дочерью Асей. Эта фотография была сделана в 1976 году. К тому моменту брак Ивашинцовой распался. Ася переехала в Москву с отцом, а сама Ивашинцова осталась в Ленинграде.
Ася, единственная дочь Маши Ивашинцовой, 1978 год.
Группа людей перед Первомайской демонстрацией. Ленинград, 1979 год.
В Ленинграде Ивашинцова была в отношениях с двумя мужчинами - поэтом Виктором Кривулиным (на фото сверху) и фотографом Борисом Смеловым.
Ивашинцова прячется за Смеловым, который в то время был популярным фотографом.
Портрет «маленького советского инженера в модном, на манер французского, детском комбинезоне». Дневники, оставленные Ивашинцовой, раскрывают ее как женщину, считавшую свой талант ничтожным по сравнению с талантами мужчин, окружавших ее. Её дочь Ася рассказывает, что Ивашинцова «искренне верила, что меркнет на их фоне, и поэтому никогда в жизни никому не показывала свои фотографии».
И хотя она фотографировала почти каждый день, обостряющаяся депрессия разрушила ее желание работать, и к 1981 году Ивашинцова стала безработной.
Коммунистическая демонстрация в Ленинграде. В обществе, где статус безработного считался преступным, Маше предоставили выбор: тюремное заключение или помещение в психиатрическую больницу.
Семья Ивашинцовой рассказывает, что она выбрала второе и в течение десяти лет находилась в психиатрической лечебнице, где ее постепенно «сломали» препаратами для психически больных людей.
Фотография прикованной обезьяны, которая смотрит в мир за окном, была сделана за три года до того, как Ивашинцову отправили в психбольницу. Ее дочь пишет: «Иногда мне кажется, что в этом снимке я вижу предостережение, своего рода предчувствие…»
Разрушенная статуя Сталина в Ленинграде. Ася считает, что ее мать «никогда не могла приспособиться к этому всеобъемлющему, кричащему миру социалистического ажиотажа». (Прим.ред: Возможно, цитата неточная – это перевод с английского) .
Портрет мальчиков в Старой Руссе.
Фотографии Ивашинцовой нашел муж ее дочери, который после ухода с работы в ноябре 2017 года наткнулся на коллекцию из 30 тысяч снимков, разбирая антресоли.
Теперь к Асе обращаются художественные галереи с просьбой выставить работы ее матери и люди, надеющиеся приобрести фотографии.
Портрет друга семьи в 1974 году.
Ася Ивашинцова-Мелкумян запустила сайт, посвященный истории жизни ее матери. Летом 2018 года пройдёт выставка в Вене.
У Аси пока нет четкого плана, что она будет делать со всеми фотографиями. Она отсканировала лишь небольшую часть коллекции, но продолжает делать эту работу и шаг за шагом знакомит мир со снимками своей матери.