Работы детского и семейного фотографа Лены Гернович невозможно спутать ни с кем другим. Каждая фотография — это настоящая сказка, волшебная и яркая. Как рождаются снимки, откуда берется вдохновение и почему так важное не лениться, Лена рассказала нам в интервью.
— Лена, здравствуйте! Очень люблю ваши фотографии, но затрудняюсь с определением жанра, в котором вы работаете. Понятно, что под официально существующие жанры ваши снимки не попадают, но, может, можно придумать формулировку именно для ваших работ?
— Когда мне задают вопрос про жанр, я всегда теряюсь. Но все же попробую ответить! Самое важное, что присутствует на моих фотографиях — это эмоции, чувства. Мои снимки преимущественно красочные, цветные, черно-белых почти не бывает. И еще – если идти от обратного — lifestyle это точно не про меня! Я люблю снимать красоту, даже больше скажу —нарочитую красоту: если я вижу красивый пейзаж, я представляю, как туда впишутся модели, какая одежда им потребуется для съёмки, продумываю атмосферу кадра… Но самое главное в кадре для меня — это модель. Если в кадре присутствует красивый фон или свет, то это просто красивый свет или фон, он не должен перетягивать на себя внимание; его роль — подчеркнуть глубину происходящего между моделями, мамой и ребенком, например. Или, если в кадре просто ребенок, то фон может усилить непосредственные эмоции. И вот еще — в кадре не должно быть ничего лишнего. А в результате получается то, что получается. Да! Вот он, мой жанр — детская фотография с элементом сказки.
— А что для вас хорошая фотография?
— Если мне хочется спустя какое-то время увидеть, пересмотреть фотографию снова — это значит, что снимок хороший. И еще мне кажется, что хорошая фотография — она не просто про человека, а про что-то большее: я должна увидеть в ней какую-то глубокую суть, и эта суть — грусть, любовь, смысл жизни — должна читаться между строк.
Каждому человеку для истории важно иметь портреты членов своей семьи в рамочке, но когда я смотрю чужие фотографии, мне важно увидеть что-то большее. Притом снимки, которые мне нравятся, могут быть сняты в любых стилях: это может быть и черно-белая фотография, и какая-то фотография про быт, lifestyle – папа уходит на работу, а ребенок бежит его провожать, например… Как зрителя меня цепляют те жанры, в которых я не снимаю. А если у меня есть возможность обсудить с автором его работы, то это приобретает для меня совершенно отдельную ценность.
— У вас есть такая возможность, общаться с коллегами? Или это как раз ценность из-за невозможности иметь подобное общение?
— Совсем недавно у меня в Москве был мастер-класс с work-shop’ом. И в финале этого дня ко мне подходили, благодарили. И восхищенность, вдохновлённость, которую я читала в глазах — дорогого стоили, мне очень важно было это увидеть. Или, к примеру, в прошлом месяце я встречалась с коллегами на благотворительном вечере. Я познакомилась там со многими детскими и семейными фотографами, с которыми поддерживаю сейчас связь. И это меня профессионально согревает. Потому что, пока у меня маленькие дети, у меня очевидный недостаток общения с коллегами; нет возможности вести такой образ жизни, который я бы хотела вести. И потому если удастся найти друзей среди коллег, это будет вдвойне хорошо — потому что по умолчанию появится много важных тем для общения.
— Вы сказали, что у вас пока нет возможности вести идеальный для вас образ жизни. А можете описать свой идеальный день из вашего будущего? День, в котором исполняются все ваши личные и профессиональные мечты?
— Я хочу зарабатывать съемкой в путешествиях, может быть, мастер-классами, больше времени уделять творчеству, творческим идеям. А если говорить про свой идеальный день… Я просыпаюсь в доме на берегу моря в окружении своей семьи. Пусть этот день начнется съемкой на рассвете, с моделью, которая разделяет мои ценности. Потом будет прекрасный завтрак, свежие фрукты и соки, дети и муж рядом.
Вообще в этом идеальном дне очень многое перекликается с тем, что я имею сейчас, просто в нем больше моего личного времени и пространства. Я бы с радостью обсуждала фотографии с коллегами, может быть, мы бы вместе находили что-то, что можно в них улучшить, делали какие-то открытия. И, конечно, день завершился бы романтическим свиданием с мужем — ведь именно он поддерживает меня во всех начинаниях и вдохновляет на покорение новых вершин.
— Когда я смотрю на ваши работы, то мне хочется остановиться и не дышать. Может быть, откроете тайну, как достигается этот эффект?
— Один из самых главных факторов хорошей фотографии для меня состоит в том, чтобы в кадре была недосказанность. Чтобы зритель видел начало истории, и хотел её продолжить. Возможно, ему в этом помогут какие-то детали в кадре, которые подскажут, что могло произойти дальше, а возможно, на помощь придут какие-то эффекты. Не всегда такой эффект достигается за счет режиссуры кадра. Например, я сфотографировала Софью в лесу, а уже когда обрабатывала кадр, увидела, что эффект свечения в ладошках у дочери придает фотографии совсем новые смыслы. Кто-то видит, что случилось чудо, кто-то верит, что в этот момент в зимнем лесу родилась новая фея, а я радуюсь каждой версии и чувствую себя при этом доброй сказочницей.
— Елена, я смотрю на ваши фотографии и вижу через них Таиланд, Испанию, Италию… Какие у Вас самые любимые места на планете? Где вам еще хочется побывать?
— У меня нет любимых мест на планете. Я радуюсь всему новому, что вижу. А где бы я хотела поснимать… Я была на мастер-классе очень известного индонезийского фотохудожника Рариндра Пракарса (Rarinda Prakarsa), у него на фотографиях часто прямо из-за деревьев пробиваются огромные, длинные лучи. И когда он стал рассказывать про обработку, то все сразу оживились: «Ну, как? Как Вы эти лучи рисуете?» И тут Пракарса показал исходники фотографий, а там… Там уже эти лучи! Просто в природе такая красота! Я не знаю, где помимо Индонезии бывают такие рассветные лучи, — но где бы они ни были, мне хотелось бы поснимать их, таких лучей в средней полосе России не увидишь. А кроме этого мне интересно снимать все, что не похоже на Россию. Например, в Италии мне безумно интересно было снимать старые улочки. Я мечтаю вернуться в Рим, потому что эти красивые узкие улицы с каменными стенами и брусчаткой непременно должны ожить на моих фото — а для этого там должен появиться какой-нибудь явно итальянской внешности мальчуган лет трёх, с кудряшками. И если говорить про любую другую страну — все обстоит точно так же: мне хочется открывать особенности каждой страны через образ ребенка.
— Съемка за съемкой, обработка за обработкой. Какие у вас есть рецепты от выгорания?
— Я иду и снимаю какие-то свои творческие проекты. Нахожу моделей и делаю то, что хочу я, а после вдохновляюсь получившимся результатом. Этот рецепт очень помогает мне двигаться вперед. Меня вдохновляет природа: когда я еду на машине и проезжаю какие-то красивые места, вижу красивые закаты, у меня внутри все разрывается от того, что хочется выйти, взять в руки камеру, поставить в кадр моделей и поснимать это. И вместо того, чтобы наполняться, я начинаю переживать, что не могу реализовать свой замысел.
Зато когда смотришь на произведения искусства, то впитываешь, вдохновляешься, отвлекаешься от быта, думаешь о вечном. Если есть время, то я стараюсь отвлекаться от фотографии, и иду за вдохновением в музеи. Причем у меня нет привязки к определенному жанру, в зависимости от настроения вдохновить меня могут произведения искусства самых разных направлений, — это касается и музыки, и кино, и театра. С точки зрения визуального вдохновения для меня важнее все-таки картины. А все остальное — кино, театр, книги — это то, что наполняет тебя внутренне. Оно не связано с визуализацией, но если ты наполнена, то идешь и делаешь что-то хорошее и красивое.
— А как вы относитесь к критике?
— Критика — это безумно важная вещь, и я очень хорошо к ней отношусь. Особенно, если это критика от людей, чьими работами я восхищаюсь. Но, увы, подобную критику так просто не получишь, это большая удача. Если была бы такая возможность, то я, конечно, пошла бы к тем людям, чье мнение я ценю, и слушала бы их мнение с большим вниманием, потому что это очень полезно. Но вместо критики куда чаще получается, что спустя два-три года после съемки я смотрю на свои фотографии и думаю: «Вот почему мне никто не сказал, что можно было тут по-другому сделать?»
— Все спрашивают, что нужно делать начинающему фотографу, чтобы перейти в разряд профессионалов, или начать снимать за деньги? А я спрошу, что не нужно делать начинающему фотографу?
— Не нужно лениться! Залог успеха в том, чтобы бесконечно трудиться, оттачивать свое мастерство. Я искренне считаю, что фотографу не нужен особый талант. Хороший вкус нужен, это да. А когда мне говорят, что у меня талант, какое-то особенное внутреннее видение, я понимаю – это не талант, это я за много лет научилась так видеть, бесконечно оттачивая мастерство и получая от этого удовольствие.