Вверх
  • Фотографируем зеркальную гладь воды. Пейзаж с озером
  • Как снимать зимний пейзаж? Лёд в кадре
  • Вечерний Санкт-Петербург
  • Как фотографировать в снегопад: зимние трамваи
  • Как фотографировать на улице
  • Цветы в оттенках серого. Минимализм
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Как фотографировать в снегопад: зимние трамваи

Обсудить

Мне много раз приходилось слышать, что трамвай — устаревший вид транспорта. Однако, чего не отнять у него, так это красоты и романтики. Именно поэтому сюжеты с участием трамваев столь любимы и художниками, и фотографами. Что может быть прекрасней романтической городской зарисовки с участием трамвайчика? Вот и я решил сделать такую.

<span role='device-inline' data-device-id=16161 data-device-review=15966-nikon-d810-nedelya-s-ekspertom data-device-primary=true>Nikon D810</span> - ISO 1250, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв., 2.0 МБ Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв., 2.0 МБ

Для съемки я выбрал столь же романтичную как и сам трамвай погоду — пушистый снегопад, под которым приятно гулять. Время съемки тоже подобрано не случайно: съемка велась в сумерках. Тогда, когда городские огни уже работают, однако есть еще и естественное освещение. Такое сочетание дает красивое сине-желтое освещение на снимках. Небо не превращается в одно сплошное черное пятно, как часто бывает на ночных фото, да и огни фонарей не смотрятся излишне контрастными.

Как видите, без городского освещения днем снимки будут получаться серыми, не столь интересными.

Как видите, без городского освещения днем снимки будут получаться серыми, не столь интересными.

Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.8, 1/200 с, 85.0 мм экв., 2.0 МБ

В Москве не так уж много трамвайных маршрутов, однако распределены они равномерно, и практически в каждом округе столицы можно найти свой трамвай. Я для своей фотопрогулки выбрал район станции метро Войковская.

Поскольку речь идет о вечерней съемке в снегопад и без штатива (длинные выдержки использовать бессмысленно — трамвай движется), я взял с собой светосильный объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, впрочем данная модель подойдет только для камер с “отверточным” приводом автофокуса (вроде моего Nikon D810). Владельцам камер с матрицей APS-C (Nikon D3200, Nikon D5300) я бы посоветовал для вечерней уличной съемки объективы с фокусным расстоянием около 50мм: Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Чтобы едущий трамвай не смазался от собственного движения, я снимал на выдержках в районе 1/125 с. ISO же я отдал на откуп автоматике, благо современные камеры Nikon отлично умеют регулировать ISO сами, не завышая его без надобности. При съемке зимой, в мороз, стоит соблюдать простые правила безопасности, которые помогут не испортить фотоаппарат. О них мы недавно писали в отдельной статье.

Кадр без применения вспышки.

Кадр без применения вспышки.

Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.2, 1/200 с, 85.0 мм экв., 2.0 МБ

Сделав несколько кадров с трамваями, я задался вопросом: как лучше сфотографировать падающий снег? В реальности снег валил изо всех сил, а на фото он был виден разве что в свете фонарей трамваев. И тут на помощь мне пришла встроенная вспышка. Включив ее, я подсветил падающие перед фотокамерой снежинки. Естественно, они не оказались резкими (не вошли в глубину резкости), зато они превратились в красивые кружки. Есть несколько тонкостей в такой съемке. Чтобы на переднем плане не получались ярко-белые пятна вместо нежных кружочков, необходимо внести отрицательную экспокоррекцию в работу вспышки. Я использовал коррекцию -3EV. Вспышка должна лишь слегка подсвечивать кадр, ни в коем случае не выступая в качестве основного источника освещения.

Так будет, если не внести отрицательную коррекцию по вспышке и отдать ее под полный контроль автоматики. Тёмный трамвай потерялся в белесых пятнах.

Так будет, если не внести отрицательную коррекцию по вспышке и отдать ее под полный контроль автоматики. Тёмный трамвай потерялся в белесых пятнах.

Nikon D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв., 1.0 МБ
Обычно в фотоаппаратах Nikon (например на D5300) экспокоррекция по вспышке  вносится кнопкой с таким значком или же через быстрое меню (которое вызывается кнопкой i). Поскольку в разных камерах способ внесения экспокоррекции по вспышке реализован немного по-разному, лучше обратиться к инструкции к фотоаппарату, чтобы узнать как это делается именно на вашем аппарате.

Обычно в фотоаппаратах Nikon (например на D5300) экспокоррекция по вспышке вносится кнопкой с таким значком или же через быстрое меню (которое вызывается кнопкой i). Поскольку в разных камерах способ внесения экспокоррекции по вспышке реализован немного по-разному, лучше обратиться к инструкции к фотоаппарату, чтобы узнать как это делается именно на вашем аппарате.

Размер кружочков, получающихся на фото, мы можем легко регулировать: чем сильнее закрываем диафрагму — тем кружочки становятся меньше.

Теперь, когда техника настроена (а ее лучше настроить заранее), остается лишь ждать своего трамвая. Лично мне особенно нравятся не новомодные прямоугольные трамваи, а старинные, округлые вагончики Tatra: они особенно романтичны. Возможно, из-за налета времени: кажется, что они приехали из какой-то другой эпохи. Может быть, мы — последнее поколение, которое увидит этот красивый транспорт в действии и сможет запечатлеть его на фото.

Nikon D7100 - ISO 1600, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв., 1.0 МБ Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв., 1.0 МБ

Опубликовано: 10.02.2015

Серия статей "Как снимать пейзаж?"

Обсудить
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов
Опубликовано 10.02.2015

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Константин Воронов, 2015-02-18T00:15:10

Здравствуйте, Артем! Спасибо, что поделились своим опытом съемки и кадром!

От себя добавлю, что в статье нет кадров, снятых с моста Победы, кроме как раз таки "неудачного" примера. Действительно, мост Победы — трудная точка для съемки, там много проводов, закрывающих вид.

Так же отмечу, что меня при съемке мало волновали двери трамвая, ведь моя задача была - не показать трамвай со всеми деталями, а передать на снимке определенное настроение, вызвать у зрителя определенные ассоциации. Именно поэтому я снимал в снегопад и с теми параметрами, что описаны в статье.

Кстати, если Вы преследуете противоположную задачу и хотите показать именно сам трамвай, как предмет (целиком, с дверями и прочими элементами), возможно стоит его взять в кадре крупнее, воспользовавшись правилом "оставляй только необходимое по сюжету, отсекай всё лишнее".

Svetlov Artem, 2015-02-17T19:36:17

Снимаю трамваи с 2002 года, основал несколько сайтов трамвайных фотографов. 3 года снимал на 50 мм на кропнутой камере... то есть пытался, пока он не развалился. У такого обьектива слишком маленький угол обзора для сьёмки трамваев.
Заметьте, что в обзоре нет снимков со стороны дверей - у моста Победы негде так встать, что бы трамвай влез в кадр в объектив с таким фокусным расстоянием.

Советую снимать такие сцены на что-нибудь более широкоугольное. Ещё можно понаблюдать за трамваями, найти места где они всё время останавливаются, и снимать их со штатива - на любой объектив.

Наталья, 2015-02-11T20:16:45

Только вчера я добиралась домой на трамвае. Отметила про себя, как романтично смотрится он при вечернем освещении. И вот сегодня эти фотографии - просто сказочные! Действительно, ощущение детства, каких-то далеких, но очень хороших и добрых воспоминаний. Я бы повесила такую фотографию у себя дома. Можно было бы назвать "Трамвай желаний"...

F9520b7d 87d1 428c aa6a c5c143595aec