Мне много раз приходилось слышать, что трамвай — устаревший вид транспорта. Однако, чего не отнять у него, так это красоты и романтики. Именно поэтому сюжеты с участием трамваев столь любимы и художниками, и фотографами. Что может быть прекрасней романтической городской зарисовки с участием трамвайчика? Вот и я решил сделать такую.
Для съемки я выбрал столь же романтичную как и сам трамвай погоду — пушистый снегопад, под которым приятно гулять. Время съемки тоже подобрано не случайно: съемка велась в сумерках. Тогда, когда городские огни уже работают, однако есть еще и естественное освещение. Такое сочетание дает красивое сине-желтое освещение на снимках. Небо не превращается в одно сплошное черное пятно, как часто бывает на ночных фото, да и огни фонарей не смотрятся излишне контрастными.
Как видите, без городского освещения днем снимки будут получаться серыми, не столь интересными.
В Москве не так уж много трамвайных маршрутов, однако распределены они равномерно, и практически в каждом округе столицы можно найти свой трамвай. Я для своей фотопрогулки выбрал район станции метро Войковская.
Поскольку речь идет о вечерней съемке в снегопад и без штатива (длинные выдержки использовать бессмысленно — трамвай движется), я взял с собой светосильный объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor, впрочем данная модель подойдет только для камер с “отверточным” приводом автофокуса (вроде моего Nikon D810). Владельцам камер с матрицей APS-C (Nikon D3200, Nikon D5300) я бы посоветовал для вечерней уличной съемки объективы с фокусным расстоянием около 50мм: Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Чтобы едущий трамвай не смазался от собственного движения, я снимал на выдержках в районе 1/125 с. ISO же я отдал на откуп автоматике, благо современные камеры Nikon отлично умеют регулировать ISO сами, не завышая его без надобности. При съемке зимой, в мороз, стоит соблюдать простые правила безопасности, которые помогут не испортить фотоаппарат. О них мы недавно писали в отдельной статье.
Кадр без применения вспышки.
Сделав несколько кадров с трамваями, я задался вопросом: как лучше сфотографировать падающий снег? В реальности снег валил изо всех сил, а на фото он был виден разве что в свете фонарей трамваев. И тут на помощь мне пришла встроенная вспышка. Включив ее, я подсветил падающие перед фотокамерой снежинки. Естественно, они не оказались резкими (не вошли в глубину резкости), зато они превратились в красивые кружки. Есть несколько тонкостей в такой съемке. Чтобы на переднем плане не получались ярко-белые пятна вместо нежных кружочков, необходимо внести отрицательную экспокоррекцию в работу вспышки. Я использовал коррекцию -3EV. Вспышка должна лишь слегка подсвечивать кадр, ни в коем случае не выступая в качестве основного источника освещения.
Так будет, если не внести отрицательную коррекцию по вспышке и отдать ее под полный контроль автоматики. Тёмный трамвай потерялся в белесых пятнах.
Обычно в фотоаппаратах Nikon (например на D5300) экспокоррекция по вспышке вносится кнопкой с таким значком или же через быстрое меню (которое вызывается кнопкой i). Поскольку в разных камерах способ внесения экспокоррекции по вспышке реализован немного по-разному, лучше обратиться к инструкции к фотоаппарату, чтобы узнать как это делается именно на вашем аппарате.
Размер кружочков, получающихся на фото, мы можем легко регулировать: чем сильнее закрываем диафрагму — тем кружочки становятся меньше.
Теперь, когда техника настроена (а ее лучше настроить заранее), остается лишь ждать своего трамвая. Лично мне особенно нравятся не новомодные прямоугольные трамваи, а старинные, округлые вагончики Tatra: они особенно романтичны. Возможно, из-за налета времени: кажется, что они приехали из какой-то другой эпохи. Может быть, мы — последнее поколение, которое увидит этот красивый транспорт в действии и сможет запечатлеть его на фото.