Вверх
919b9645 5c66 4d6c baf8 1d2df6d6d3dc

Как снимать цветы крупным планом?

Дата публикации: 14.05.2015

На дворе май. После зимы природа наконец-то становится яркой и интересной, распускаются листья, начинается цветение растений. Вокруг появляется множество интересных сюжетов для съёмки. Собственно, сами цветы — отличный объект для фотографирования. Пока цветы на клумбах ещё только готовятся расцвести, на полях и лужайках уже можно найти множество красивых цветов.

Как снимать цветы крупным планом? NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F5.6, 1/160 с, 50.0 мм экв.

Как показать красоту полевых цветов на фото? В этой статье мы поделимся некоторыми советами.

Чтобы можно было управлять всеми параметрами съёмки и получать снимки достойного качества, удобнее всего фотографировать зеркальной фотокамерой. Для таких съёмок подойдут даже самые простые модели (например, Nikon D3300 или Nikon D5500).

Важное достоинство зеркальных фотоаппаратов — сменные объективы. Китовые объективы (в комплекте с которыми аппараты поставляются в продажу) универсальны, но они не всегда могут максимально красиво и качественно показать тот или иной сюжет. Чтобы получить красиво размытый фон или снимать с очень близкой дистанции, можно воспользоваться специальными объективами.

Полевые цветы обычно не очень крупные по размеру, поэтому лучше фотографировать их с небольшого расстояния. Многие универсальные объективы от Nikon могут похвастаться небольшой дистанцией фокусировки, которой вполне хватит для съёмки цветов. Например, Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor или даже китовые объективы класса 18–55 мм. С другой стороны, универсальные объективы не всегда могут обеспечить красиво размытый фон. Поэтому, чтобы получить красивый кадр с резким цветком и размытым фоном, фотографы часто используют фикс-объективы с высокой светосилой. Прекрасным выбором будут макрообъективы, например, Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor или Nikon AF-S DX Micro Nikkor 40mm f/2.8G, рассчитанный специально для «кропнутых» фотокамер. Я же использовал старый добрый «полтинник» Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Это, пожалуй, самый универсальный фикс, который можно найти в сумке любого продвинутого фотографа. Он даёт прекрасное размытие фона, обеспечивает красивое боке, а также имеет высокую светосилу. Из недостатков (в нашем случае) стоит отметить достаточно большую минимальную дистанцию съёмки — 45 см. В целом, для большинства сюжетов хватит и такой дистанции. Но если хочется снимать без использования макрообъективов более крупным планом, на помощь придут удлинительные макрокольца, которые можно использовать с любым объективом. Они позволят значительно сократить дистанцию фокусировки с минимальными потерями в качестве снимка.

Напомним читателям, что дистанция фокусировки отсчитывается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата. Эта метка обозначает плоскость матрицы.

Напомним читателям, что дистанция фокусировки отсчитывается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата. Эта метка обозначает плоскость матрицы.

Nikon PN-11 — макрокольцо от Nikon.

Nikon PN-11 — макрокольцо от Nikon.

Итак, мы вооружились фотокамерой с правильным объективом. Теперь самое время подумать над компоновкой кадра, освещением и параметрами съёмки.

Правильный подбор подходящих условий съёмки во многом гарантирует вам красивые, выразительные кадры. Поскольку мы фотографируем на природе, основным и почти всегда единственным источником освещения будет Солнце. Поэтому фотографу придётся подстроиться под расписание светила, чтобы поймать самый красивый свет. Лучшим временем для съёмки считается «режимное время» — утро или вечер, когда Солнце находится низко над горизонтом и даёт самое выразительное освещение. Впрочем, цветы можно фотографировать не только утром или вечером. Можно снимать весь день, если на улице пасмурно и освещение более-менее рассеянное. Или просто фотографировать в тени. А вот при полуденном солнечном свете снимать не стоит: на снимке появятся очень тёмные, контрастные тени и слишком светлые блики, изображение станет невыразительным.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/3200 с, 50.0 мм экв.

При выборе главного объекта съёмки, проявите внимательность. Выберите самые интересные цветы (или один цветок) на поляне! Подумайте над компоновкой кадра. Если сомневаетесь, то воспользуйтесь простым правилом третей: расположите объект съёмки ближе к одному из углов кадра, уберите его из центра. Не стесняйтесь встать перед своим героем на колени — так кадр получится более выразительным. Низкая точка съёмки позволит показать цветок гораздо лучше, нежели обыденный вид сверху. Например, кадры к статье сняты с высоты около 20 см от поверхности земли. Кстати, с такой высоты будет удобнее компоновать кадр не через видоискатель, а включив режим Live View.

Помните, что фон (даже если он размыт) — важная составляющая кадра. Продумайте его. Уберите с него отвлекающие элементы. С другой стороны, на фоне можно расположить и какие-то интересные вещи, дополняющие сюжет. Например, здесь в качестве фона выступают крыши старого города.

При таких съёмках очень важно контролировать показатели диафрагмы, ведь с её помощью мы сможем регулировать глубину резкости и степень размытия фона. Диафрагму удобно контролировать в режимах «A» или «М». Даже если вы фотографируете с очень небольшой дистанции, не всегда стоит снимать на самой открытой диафрагме: глубина резкости может получиться настолько маленькой, что в неё не войдёт даже сам цветочек, а фон будет размыт слишком сильно. Найдите оптимальное значение диафрагмы опытным путём. Я сделал несколько кадров и выбрал из них тот, который снят на диафрагме F5.6.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1250 с, 50.0 мм экв.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/400 с, 50.0 мм экв.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F5.6, 1/160 с, 50.0 мм экв.

При съёмке цветов очень важно точно сфокусироваться. Ведь глубина резкости мала, как и объект съёмки. Научитесь пользоваться точками фокусировки. Поскольку цветок может колыхаться на ветру, он будет то и дело уходить из зоны резкости. Поэтому, если дует ветер, я включаю следящую фокусировку (у Nikon эта функция называется AF-S). Она позволит держать колыхающийся цветочек в фокусе более уверенно. C помощью функции 3D-слежения камера может следить за объектом, даже если он уйдёт из зоны выбранной вами точки фокусировки.

Кстати, цветы могут стать отличным передним планом при съёмке пейзажа или архитектуры. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Дата публикации: 14.05.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Профессиональный фотограф с десятилетним опытом работы. Шесть лет занимается преподавательской деятельностью. По образованию журналист, автор курсов и обучающих статей по фотографии. Сфера интересов — пейзажная, предметная, портретная фотография.

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
comments powered by Disqus