Вы замечали, как интересно может выглядеть лед вокруг водоемов, какие интересные формы он может принимать? А замечали, какой интересный рисунок на льду может насыпать недавно выпавший снег? Зима преподносит фотографу множество интересных сюжетов, один из них — лёд во всех его формах.
Конечно же, лёд можно снимать по-разному. На фото можно показывать отдельные детали крупным планом, можно лёд сделать элементом зимнего пейзажа.
Находясь возле озера в горах, я предпочел именно второй вариант. Есть мнение, что если театр начинается с вешалки, то пейзаж начинается с переднего плана.
Распространенная ошибка при съемке зимнего пейзажа — фотографирование против открытого солнца. Конечно же, хочется получить кадр с красивым солнышком, но в результате как правило получается снимок с большими пересветами в светлых участках и провалами в черное в темных местах кадра. Поэтому не спешите брать дневное светило в свой кадр: чтобы его как следует показать не хватит возможностей (динамического диапазона) камеры. Вместо солнца на небе получится огромное белое пятно.
Разумеется, из этого правила бывают исключения, но они редки. Например, солнце будет не таким ярким, если находится в тумане или только-только выходит из-за горизонта или заходит за него.
Чтобы избавить себя от лишних проблем, получить более естественную, сочную и интересную картинку, я решил фотографировать не против солнца, а дождаться, пока оно уйдет за гору. За это я был вознагражден последними лучами солнца, освещающими небо и вершины гор. Пока же солнце стоит высоко, вы можете оглядеться по сторонам: наверняка вы найдете интересные ракурсы и направления съемки без солнца в кадре. Зачастую очень хорошо выглядит боковое освещение (когда солнце сбоку), оно может подчеркнуть объем, фактуру снимаемых объектов.
Чтобы делать кадры с ярко выраженным передним планом, удобно пользоваться сверхширокоугольной оптикой. Я использовал объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor в связке с полнокадровой камерой Nikon D810. Для камер с матрицей APS-C (например Nikon D3200, Nikon D5300, Nikon D7100) можно порекомендовать отличный широкоугольник, разработанный специально для “кропа” и дающий очень широкий угол обзора — Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.
Чтобы добиться большой глубины резкости (чтобы резко получился и задний и передний план), съемка велась на закрытой диафрагме. А чтобы получить идеальное качество картинки — на минимальном ISO. Разумеется, при таких настройках выдержку придется делать длинной. Поэтому без штатива при таких съемках не обойтись. Чтобы максимально выразительно показать лед, я выбрал очень низкую точку съемки. Хорошо, когда штатив можно посадить “на шпагат”: практика показывает, что от штатива чаще требуется не солидная высота, а наоборот — возможность съемки с низких точек. В моем случае съемка велась с высоты 15-20 см от уровня льда.