Таймлапс — один из самых впечатляющих способов съёмки, который объединяет фотографию и видео. Даже те, кто не знаком с понятиями «таймлапс», «интервальная» или «цейтраферная» съёмка, наверняка видели ролики с несущимися на огромной скорости облаками, быстро восходящим солнцем или летящими по небосклону звёздами.
Как создаются эти ролики? Можно ли снимать их в путешествиях? Что для этого требуется?
Я начал работать с таймлапсами 7 лет назад и буквально объехал весь мир, снимая «ускоренное» видео. В этом году планирую несколько экспедиций на Алтай для съёмок фильма. Таймлапсы — лучший способ показать течение времени, неизменность гор, древних наскальных рисунков и каменных воинов. Предлагаю разобрать процесс их создания на примере моих съёмок на Алтае.
Что такое таймлапс? Это несколько сотен фотографий, снятых с равным интервалом и затем объединённых в видео. Например, если 10 минут фотографировать с интервалом 1 кадр в секунду, вы получите 600 кадров. После их объединения (обычно это 25 кадров в секунду) получится 24-секундный ролик. Таким образом, видео ускоряется в 25 раз, что позволяет увидеть быстрый полёт облаков, наблюдать движение звёзд или, например, теней.
Благодаря развитию техники, сейчас можно снимать потрясающие таймлапсы даже с минимальным оборудованием. Большинство камер Nikon имеют встроенный таймер таймлапсов, поэтому внешний пульт, обязательный для большинства других камер, нам не пригодится. Я использую Nikon D7100 и Nikon D5200 с объективами Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G и Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor.
Высокогорный Алтай — отличное место для практики. Здесь облака окутывают горы, а у подножий идёт постоянный процесс облакообразования. Найдите удобную точку съёмки, установите камеру на штатив или другое неподвижное основание, выберите в меню пункт «Съёмка с интервалом», определите интервал и количество кадров — всё, можно снимать. Проще всего начать с облаков. Например, на этой серии кадров белые кучевые облака постепенно скрылись за тучами, а в разрывах между ними появилась луна.
Можно рассчитывать на хороший результат при совмещении статичных объектов и движения. Например, величественные горы и окутывающие их облака. Эта серия снимков сделана в Курайской межгорной котловине с холма, с которого открывается великолепный вид на Северо-Чуйский хребет. Я установил камеру на штатив и сделал 940 снимков с интервалом в 1 секунду.
Очень интересные съёмки получаются с обзорных точек. Чтобы захватить в кадр больше пространства, лучше использовать сверхширокоугольный объектив (например, Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G). Я поднялся на обзорную вершину в Курайском хребте и снял серию кадров с видом на Северо-Чуйский хребет. Лучи солнца, пробивающиеся через движущиеся облака, дали очень интересный эффект на итоговом видео. Было снято 300 кадров с интервалом в 2 секунды, то есть 12 секунд видео.
Съёмка закатов и рассветов тоже отлично подходит для практики. Солнце садится за горизонт, окрашивая небо в яркие тёплые тона, которые сменяются холодными цветами сумерек… Чтобы автоматика не испортила съёмку, меняя баланс белого, устанавливайте его вручную. На закате я обычно использую настройку «Ясный день». Она хорошо подходит и для тёплых закатных, и для холодных сумеречных тонов.
Один из моих любимых приёмов — съёмка древних объектов. Например, каменный воин в долине Чуи. На этом месте находилось святилище. Вокруг воина можно увидеть скифские курганы и наскальные рисунки. Он стоит на Алтае уже две с половиной тысячи лет. Думаю, это отличный сюжет для таймлапсов. Я сделал 300 кадров с интервалом в 1 секунду и получил такое видео.
Ещё одно видео с каменным воином: 340 кадров с интервалом 1 в секунду.
Обратите внимание на настройки камеры. Всегда используйте ручной режим экспозиции и баланса белого. Если вы оставите автоматический режим, камера будет замерять экспозицию и баланс белого перед каждым снимком. В итоге у вас получатся разные снимки, что приведёт к сильному мерцанию итоговых кадров. Установите экспозицию, светочувствительность и баланс белого вручную. Диафрагма должна быть полностью открыта, это главный способ избежать мерцания. Оно появляется, когда при каждом новом снимке диафрагма закрывается с небольшой погрешностью (всего около 0,005%, но это очень заметно). Поэтому выбирайте композицию с фокусировкой на «бесконечность» и отключайте автофокус.
Итоговое видео можно собрать в видеоредакторах. Я использую Sony Vegas или Adobe Premiere. Благодаря огромному разрешению фотографий, при обработке можно добавить движение: например, зум или панорамирование. Некоторые камеры сами объединяют снимки и выдают готовое видео, но в этом случае нельзя добавлять движение при постобработке. Поэтому я всегда работаю с RAW-файлами в Lightroom и видеоредакторе.
Таймлапс — один из самых технически сложных и впечатляющих способов съёмки. Потребуется некоторое время, чтобы набить руку. Ищите новые идеи, обращайте внимание на движущиеся объекты, снимайте, смотрите на результаты и исправляйте ошибки. Чем больше практики, тем скорее вы снимете свои первые удачные видео.