«Проект NikonPro»
С фототехникой Nikon я работаю очень давно: когда-то у меня были плёночные Nikon F100 и F5. А моей первой цифровой камерой стала Nikon D2X с кроп-фактором. Я быстро оценил её преимущества перед плёночными братьями. Во-первых, сразу видно, что снимаешь, не нужно ждать проявки плёнки. А во-вторых, кроп-фактор позволял увеличить фокусное расстояние примерно в полтора раза. И если в то время, допустим, я пользовался зум-объективом с фокусным расстоянием 200-400 мм, то на новой камере это значение превращалось в 300-600! Можно было снимать практически любых животных и близко, и далеко; не было необходимости таскать с собой десяток разных стёкол — достаточно оказалось взять одно. Так что и D500 попала мне в руки не случайно.
Профессионалы снимают на полнокадровые камеры. Последнее слово техники в этом сегменте — топовый Nikon D5, самая шикарная камера за всю историю компании. В ней собрано всё лучшее и нужное: прекрасный автофокус, широкий динамический диапазон, просто безграничные возможности. Она мне подходит на 1000 процентов! Но я снимаю одновременно несколькими камерами и всегда стараюсь использовать самую лучшую оптику. Например, светосильный AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II или супертелевик AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Такая «тяжёлая артиллерия» необходима в большинстве моих проектов, ведь к диким животным близко не подойти.
Честно говоря, я ждал, когда Nikon выпустит камеру, которая станет помощником в моих поездках. Очень долго у меня не было времени как следует протестировать D500, но, наконец, в начале года я взял её в офисе Nikon и… теперь это моя вторая камера. В съёмке животных и птиц я использую её вместе с AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR или вышеупомянутым телевиком 800 мм.
Не зря D500 называют младшей сестрой D5, ведь она, без преувеличения, воплотила в себе все положительные качества топовой модели. При печати фотографий с обеих камер на бумаге формата 50х70 см большой разницы в изображениях не заметно, качество картинки превосходное.
К тому же теперь не нужно таскать с собой два огромных объектива. Так, недавно отправившись в тундру, я взял с собой AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR и спокойно снимал им на D500. При этом получил фокусное расстояние 600 мм и сохранил диафрагму 2,8 — по-моему, такого объектива в мире даже не существует! Светосила такого комплекта и качество получаемых снимков выше всяких похвал.
Что ещё приятно удивило в D500? Она очень лёгкая. Для тех, кто, как я, много ходит, снимая дикую природу, это актуально: у нас каждый грамм на счету. Теперь можно позволить брать с собой в экспедицию не две камеры и два объектива, а один комплект. Я сейчас специально приобретаю новый AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, чтобы всегда иметь его под рукой. Этим объективом удобно пользоваться в ситуациях, когда не знаешь, чего ожидать на новом месте. У него превосходное качество картинки, боке. Вообще, к оптике Nikon у меня особое, очень тёплое, отношение.
Но вернёмся к проблеме веса оборудования. Уменьшить тяжесть рюкзака вдвое важно ещё и потому, что недавно ужесточились правила перевозки багажа в самолётах, что тоже немаловажно. Поэтому возможность взять с собой вторую, более лёгкую, камеру упрощает задачу фотографа не только во время съёмок, но и в момент самого путешествия.
Ещё один плюс новой камеры — скорость съёмки до 10 кадров в секунду и буфер на 200 снимков. В дикой природе всё происходит молниеносно, и нужно быть готовым снять тот момент, ради которого, бывает, ты и снарядил всю экспедицию. Здесь очень важно вовремя оказаться там, где нужно, сфокусироваться и, когда момент пойман, успеть снять те 10–20 кадров, которые, как правило, укладываются всего в несколько секунд. Камера должна строчить, как пулемёт!
Так, недавно я снимал куропаток, буквально белое на белом, но камера без труда ловила летящую птицу. Когда фокус «цепляется» за объект съёмки, то дальше всё зависит от мастерства фотографа и от возможностей техники: важно не упустить объект из кадра, не сбить фокус. Чем животное мельче, тем оно, как правило, активнее двигается и тем труднее его снимать. Особенно усложняется задача, если движение объекта фронтальное. Если раньше у меня получалось немало бракованных кадров в таких ситуациях, то с новым поколением камер всё изменилось: до 90% снимков в фокусе, волноваться не о чем.
Известно, что активность диких животных и птиц приходится на предрассветное и предзакатное время, когда освещение самое сложное. Но с появлением камеры D5 мы, наконец, можем снимать практически при любых условиях освещённости. Нужно только правильно настроить чувствительность, использовать штатив и получать кадры, которые передадут атмосферу именно этого времени суток и правильное настроение животного. И, повторюсь, камера D500 практически не уступает «старшей сестре» по многим параметрам, позволяя снимать в тех же условиях, что и топовая модель.
В сложных условиях освещённости я снимал ток тетеревов незадолго до восхода солнца, в сумерках: как раз в это время птицы самые активные, в эти моменты обязательно происходит что-то интересное. С восходом солнца их активность сходит на нет, вот почему важно брать на съёмку камеру с чувствительной матрицей. Особая сложность состоит в том, что тетерев сам по себе тёмный и практически сливается с сумеречным фоном.
Так как при значениях ISO выше 3200 шумы на матрице становятся достаточно заметными, почти все динамичные кадры я делал на ISO 2500. При этом использовался широкий диапазон выдержек от 1/1000 до 1/125 для эффекта «смазывания» (тут я, правда, значение ISO уменьшал до 100–200 единиц).
Специально задуманная съёмка с D500 и длиннофокусной оптикой позволила мне увеличить фокусное расстояние объектива AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR почти до 1200 мм! Получалось выхватывать самые интересные моменты, которые происходили вдали от моего укрытия, сделать множество портретов птиц, запечатлеть их взаимоотношения. Современная техника «достаёт» всё новые и новые расстояния, позволяя фотографу оставаться незамеченным.
У Nikon D500 есть поворотный сенсорный экран, но я его ни разу не открывал. Наверное, он будет полезен при съёмке с нижней либо, наоборот, верхней точки. Я никогда не пользуюсь экраном, мне удобнее простой видоискатель.
Кстати, фокусировочные точки расположены практически по всему полю кадра — просто фантастика! Можно выбрать любую точку, а при необходимости моментально изменить её. В Nikon D5, например, так сделать нельзя: фокусировочное поле занимает лишь половину кадра.
Суммируем лучшие качества D500: маленький вес, удобный фокусировочный экран, качество и скорость съёмки, лучшие черты «старшей сестры» D5. Могу сказать, что это идеальная вторая камера. И я точно не расстанусь с ней в ближайшее время.
Другие фотографии Сергея Горшкова на Nikon D500 — в галерее Nikon.pro.
Читайте также статью Даниила Коржонова о камере Nikon D500.