Часто фотографии делаются специально для того, чтобы повесить их на стену. Какая фотография подойдет практически в любой интерьер? Конечно же, минималистичная черно-белая! Не зря такие снимки продают даже во многих мебельных магазинах. Сделать фотографию в стиле черно-белого минимализма технически не так уж сложно. Чаще всего объектом съемки выступают цветы, сухоцветы или какой-либо другой растительный материал: семена, плоды, ветви, листья. Как раз цветы мы и попробуем сфотографировать. Для основного фото был использован красивый и крупный южноамериканский цветок под названием протея. Его можно найти в цветочных магазинах.
Кроме цветка нам потребуется черный фон. В качестве фона можно использовать практически всё. Главное, чтобы поверхность была неотражающей и равномерно черной. Ну и разумеется, она должна быть подходящего размера (точно больше, чем лист бумаги формата А3). Это может быть и черная ткань, и черная бумага, и стена, покрашенная в черный цвет. Я для съемки использовал специальный бумажный фотофон.
Важно помнить, что черный фон — это тот фон, на который не попадает свет. Чтобы фон оставался черным, на него не должно падать освещение (из окна, от люстры и т. п.).
Теперь разберемся с фототехникой. Я использовал фотокамеру Nikon D5300. Однако для наших целей подойдет практически любой аппарат. К объективу камеры требования тоже просты: он должен быть достаточно резким, уметь фокусироваться на близкой дистанции. Лучше всего использовать объективы умеренного теледиапазона, идеальным выбором станут макрообъективы (например, Nikon AF-S Micro Nikkor 60mm f/2.8G ED). Я же использовал Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor (с учетом кроп-фактора фотоаппарата он даст фокусное расстояние, эквивалентное 75 мм на полном кадре, то есть — умеренный теледиапазон). С такими съемками неплохо справятся и современные универсальные зумы: их минимальная дистанция фокусировки достаточно мала. Хороший бюджетный универсальный зум — Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor для “кропа” и Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR для полного кадра.
Владельцам компактных фотоаппаратов можно посоветовать фотографировать на максимальном или близком к максимальному зуме своего аппарата. Помимо фотокамеры нам понадобится штатив, ведь снимать придется при искусственном, относительно слабом освещении. Кстати, об освещении. Конечно, можно использовать и дорогое студийное освещение. Но можно обойтись и гораздо более бюджетными решениями. Для создания этих снимков я использовал вещи, которые есть в каждом доме: настольную лампу и китайский фонарик на светодиодах. Но обо всем по порядку.
Сначала выстроим композицию. Помните, что мы снимаем в стиле минимализма. Значит, в кадре не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от объекта съемки. При компоновке помните о существовании правила третей: расположите цветок не строго посередине кадра, а ближе (но не вплотную) к одному из его углов.
Теперь, когда композиция готова, можно и про освещение подумать. Какое освещение лучше всего подчеркивает объем, рельеф предмета на фото? Боковое. А вот фронтальное освещение от встроенной вспышки покажет всё в самом невыгодном свете. Оно может оставить некрасивые тени на фоне. Поэтому от встроенной вспышки сразу отказываемся и ищем ей лучшую замену.
Результат работы встроенной вспышки: совершенно плоско освещенный цветок и ненужная тень на фоне. Встроенную вспышку мы использовать не будем.
Результат работы встроенной вспышки: совершенно плоско освещенный цветок и ненужная тень на фоне. Встроенную вспышку мы использовать не будем.
Организуем боковое освещение. Для этого сбоку от цветка достаточно поставить настольную лампу. Хорошо, если у лампы голова будет поворачиваться: так мы сможем настроить оптимальный угол освещения. Если при съемке такой свет будет давать слишком жесткий рисунок (на предмете появятся слишком контрастные, четкие тени), то освещение можно легко смягчить. Для этого можно поместить листок полупрозрачной бумаги между лампой и цветком. На фон свет от лампы попадать не должен. Фон должен находиться на порядочном удалении от объекта съемки, на дистанции не менее метра. Всё остальное освещение (например, от люстры) стоит выключить. Съемку стоит производить в темное время суток, чтобы на нашем кадре не сказывался свет от окна.
При грамотно выстроенном боковом освещении мы получим такой кадр:
Как видите, фон на снимке совершенно черный. Дальше всё зависит от вашего вкуса и фантазии. Черный фон подчеркнет контраст на фото и форму предметов. Но можно сделать кадр и “повеселее”, отдельно подсветив фон. Например, можно сделать световое пятно на фоне. Для этого посветим на фон нашим фонариком:
Кстати, с фонариком связан еще один забавный трюк. Если основное освещение у нас будет исходить от лампы с желтоватым, теплым оттенком, то освещение от светодиодного фонарика даст свет голубоватый, холодный. Настроим баланс белого на фотоаппарате: раз основное освещение у нас исходит от лампы, выберем предустановку баланса белого “лампы накаливания”. Свет от лампы на фото будет выглядеть естественно. Однако, фонарик-то светит гораздо более холодным светом. В таком случае, на фото скажется разница цветовых температур, и свет фонарика станет голубым. Так мы сможем сделать на фоне голубое пятно. Разумеется, чтобы всё это увидеть, придется сделать не черно-белый снимок, а цветной.
Баланс белого на фотоаппарате настроен по лампам накаливания. Поскольку именно они светят на цветок, он получился естественного цвета. А вот фон, подсвеченный светодиодным фонариком, стал голубоватым.
Итак, мы организовали освещение и композицию. Поговорим немного о настройках камеры. Мы уже выяснили, что стоит настроить баланс белого соответственно используемым источникам освещения. Однако, если мы планируем делать черно-белый кадр, баланс белого не так важен. Как сделать кадр черно-белым? Рецептов великое множество. Любой мобильный телефон умеет переводить снимки в Ч/Б, а уж фотоаппарат и подавно! О том, как вашим фотоаппаратом можно создавать черно-белые снимки, лучше всего посмотреть в инструкции. Что касается фотоаппаратов Nikon, то для получения черно-белых снимков прямо в камере, можно использовать режим “Монохромный”.
Выбор режимов Picture Control в камере Nikon D5300. Нажав на стрелочку “вправо” на мультиселекторе, мы попадем в меню дополнительных настроек монохромного режима.
Дополнительные настройки монохромного режима. С их помощью можно увеличить контрастность, резкость изображения. Однако важно помнить, что универсальных параметров не бывает: для разных сюжетов могут потребоваться разные настройки этого режима. Сделайте пробные снимки с различными вариантами регулировки этих параметров. Посмотрите, какой вариант работает лучше всего.
Чтобы увеличить контраст черно-белого изображения, можно покопаться в настройках.
Наверняка вы заметили, что источники света, которые мы используем, дают не очень-то яркий свет. Следовательно, для получения качественных снимков и съемки на минимальном значении ISO придется использовать штатив. Минимальное значение ISO (обычно это ISO 100) даст качественное изображение без цифрового шума. Однако, если снимать при таком ISO в условиях скудного освещения, придется сильно удлинить выдержку. Как следствие — снимать получится только со штатива, при съемке с рук изображению будет получаться смазанным. Поэтому смело устанавливаем фотоаппарат на штатив. Диафрагму стоит немного прикрыть, до значений F8-F11. Такие значения обеспечат достаточную глубину резкости при съемке с довольно близкого расстояния. Естественно, если вы снимаете совсем близко какие-то очень мелкие предметы, то диафрагму стоит закрывать сильнее. Снимать удобнее всего в режиме “А” (приоритет диафрагмы): в этом режиме мы сможем настроить диафрагму, а выдержку пусть настраивает за нас автоматика. Если же вы достаточно опытный фотограф, вы вполне справитесь со съемкой в режиме “М” (ручной), установив самостоятельно все нужные параметры.