Вверх
  • Как снимать в путешествии? Выбираем место
  • Городской пейзаж. Снимаем фонтаны на длинной выдержке
  • Снимаем в зоопарке. Практические советы
  • Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ
  • Создаём реалистичную HDR-фотографию в Adobe Lightoom
  • Фотографируем маленьких питомцев
  • Banner 80x80 02 779bbaa679dc6b7f4c049292657342c566f6285974b656e2652cf5dfbf093090

Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Обсудить

Наверняка вы не раз сталкивались с подобной ситуацией: при съёмке закатного или рассветного сюжета на фото не получается показать во всех деталях и яркое небо, и тёмную землю — либо небо выходит белёсым и невыразительным, либо на земле остаются чёрные пятна.

Как можно исправить такое положение дел?

Эта статья будет полезна фотографам, которые только начали осваивать возможности компьютерной обработки изображений.

Nikon D810 - ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБ NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв., 12.0 МБ

Сразу отметим, что фотографировать нужно в формате RAW, так как он более гибок в обработке и позволяет проводить многие манипуляции со снимком без потерь в качестве или же с минимальными потерями. Помножим плюсы формата RAW на то, что современные камеры Nikon (как младшие модели (например, Nikon D3300), так и старшие (например, Nikon D750)), обладают очень широким динамическим диапазоном и сохраняют информацию и о самых тёмных, и о самых светлых деталях кадра. Нам же остаётся лишь извлечь эту информацию из файла при обработке.

В фотоаппаратах Nikon формат RAW называется NEF.

Выбор формата записи изображения в меню фотокамеры Nikon

Выбор формата записи изображения в меню фотокамеры Nikon

Важно учесть, что этот формат позволяет нам сильно осветлить тени при обработке, а вот пересвеченные области спасти зачастую не удаётся. Поэтому особое внимание стоит уделить тому, чтобы на снимках не было пересвеченных областей. Иногда кадр приходится делать даже несколько темнее обычного.

Рассмотрим пример:

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв., 2.0 МБ

Да, детали в теневых участках снимка сейчас выглядят слишком тёмными. Зато я сохранил на фото оттенки неба.

Разумеется, не нужно снимать совсем уж тёмные кадры, ведь возможности обработки RAW не безграничны. Самое главное — сохранить на нём детали в светлых участках. Не забывайте: чем больше вы будете осветлять тёмные участки при обработке, тем больше в них будет цифрового шума.

Итак, кадр сделан. Переходим к обработке. Откроем его в программе Capture NX-D. Это «родной» RAW-конвертер для фотоаппаратов Nikon. Он максимально корректно «переваривает» снимки, сделанные на камеры Nikon. Программа бесплатная, скачать её можно на официальном сайте Nikon.

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Кому-то интерфейс программы может показаться сложным. Но не пугайтесь, из всех возможностей программы сейчас нам потребуется лишь один пункт меню. А именно — окошко коррекций Tone (Detail). Вот оно:

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Чтобы вызвать это окно, нажмите на иконку, обведённую жёлтой рамкой. В синей рамке показаны регулировки, с которыми мы будем работать. Их всего три.

Highlight Protection отвечает за работу со светлыми участками кадра. C её помощью можно «вытянуть» пересвеченные области на фото.

Однако, как уже было упомянуто, в формате RAW гораздо более гибкой коррекции поддаются тёмные участки. За работу с ними отвечает регулировка Shadow Protection.

Регулировка D-Lighting HS представляет собой уникальную технологию расширения динамического диапазона от Nikon. Она тоже действует преимущественно на тёмные участки кадра. С ней-то мы и будем работать.

Передвиньте её ползунок вправо. На фотографии сразу появятся детали, которые раньше были слишком тёмными.

Я остановился на значении в 50 пунктов.

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

При такой коррекции мне удалось и проявить детали в тёмных участках снимка, и сохранить естественность кадра.

Не забывайте, что для любого снимка важно сохранить «живые» цвета, поэтому нужно не переборщить с обработкой!

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв., 2.0 МБ

Теперь, когда все коррекции в RAW-файл внесены, его можно конвертировать в формат JPEG, подходящий для быстрого просмотра снимков и загрузки их в Интернет. Для этого в меню File выбираем пункт Convert Files и задаём место для сохранения файла.

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Итак, мы всего лишь внесли одну маленькую корректировку в файл. Посмотрим на результат:

зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ
зеркальная камера Nikon D3300 - Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Такой же трюк можно провернуть и в других RAW-конвертерах. Например, в популярных Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw для осветления теней есть ползунок Shadows, а для затемнения светлых участков — Highlights.

Безусловно, снимок можно обрабатывать и дальше. Не стесняйтесь экспериментировать с другими возможностями и параметрами, ведь корректировки всегда можно отменить, вернув фото в исходное состояние.


Опубликовано: 24.06.2015

Серия статей "Динамический диапазон"

Обсудить
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов
Опубликовано 24.06.2015

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:41:57

А не проще ли отмапить сразу рав? ;) Его несложно перевести в TIFF-16, сохранив значения, а уже TIFF прогнать сразу через тонмапинг.

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:37:02

Да вроде развивается, вон в феврале на гитхаб переехали. Да и не такое уж оно и старое, я обновлялся не далее как в прошлом году. Да и какая разница, если ползунки названы как переменные в формуле, а не по-человечески?

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:32:26

Совершенно характерный. Вы вот знаете, чем MTB отличается от align_image_stack и как правильно выбрать способ? Дело ж не в количестве настроек, а в названии их и ясности. Не бог весть какая сложность назвать настройки в терминах влияния их на изображение, но почему-то этого никто не сделал. Это не расчёт на продвинутого любителя, а обыкновенное непонимание того, что не все пользователи знают, что такое сигма пространственного ядра и как она влияет на картинку.

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:25:04

Есть, да. Но описание операторов тонмапинга в LuminanceHDR найти не удалось от слова «совсем». Нашёл только доклады на Сигграфе о трёх операторах, и всё. Мне образование позволяет даже продраться через матан, но не слишком ли это суровый путь?

Проблемы с документацией (и дизайном интерфейса) в опенсорсе существуют органически. У редкой команды опенсорсного софта есть хороший дизайнер и тем более хороший редактор. Документацию просто некому писать, а дизайн страдает фичеризмом. Вот пример из релиза: "Get the most details and least artifacts from your raw photos thanks to modern and traditional demosaicing algorithms: AMaZE, DCB, AHD, EAHD, HPHD, IGV, LMMSE, VNG4, Mono and Fast." Напихать десяток методов демозаики на выбор и забыть в интерфейсе содержательную подсказку — нормальное явление. Я никоим образом не хочу сказать, что в опенсорсе всё плохо, но не совсем приятные особенности "бай дизайн" там существуют и конца им не видно.

Timoteo Cirkla, 2015-06-26T16:24:20

>> Причём справки нет даже английской. Это — опенсорс. :)

Нет, это крайне субъективное мнение, причём основанное на паре-тройке программ, работающих не "своей" среде.

В 90% программ есть как минимум английская справка.

Timoteo Cirkla, 2015-06-26T16:21:41

>> и тут же встретил характерный прикол опенсорса

Совершенно не характерный. Скорее прикол с вашей стороны, притягивание за уши. Не будь это опенсорсом, вы бы сказали, что это вполне нормально, что программа для продвинутых как минимум любителей. Вы же не скажете, что в фотошопе слишком много разных настроек? Не скажете. И будете правы. Но. Даже в случае фотошопа всегда найдётся тот, кому большинство его функций не нужно.

А для тех, кто не понимает обилие настроек, тем ни фотошоп, ни какой другой такой редактор, не нужен. Для них есть программы типа фотоматикса.

Timoteo Cirkla, 2015-06-26T16:10:45

Люминанс вроде как уже не развивается. Значит, вы старое откопали.

У меня есть и винда и линукс (kubuntu). Чаще в kubuntu. Так вот, тут есть kipi-plugins, среди которых есть "Смешивание экспозиций". Для выравнивания ничего такого не спрашивает.

Timoteo Cirkla, 2015-06-26T14:07:05

>> Мне один коллега рассказывал, как он из одного рава от Д800 выводил три джипега с виртуально разными экспозициями, потом сводил это в EXR-файл и тонмапил, но зачем он это делал, я так и не понял.

Это и есть псевдоHDR, один из методов его создания. Только, конечно, не в жпег сохранять нужно, а в нормальный формат, например, tiff.

Timoteo Cirkla, 2015-06-26T14:04:59

А что непонятного? Вот HDR это что? Снимок, собранный из трёх кадров, снятых брекетингом, ну к примеру, -3 eV 0 eV +3 eV.
Соответственно, псевдоHDR это практически то же самое, собирается так же. Единственное, переэкспонированный и недоэкспонированный кадры создаются из одного единственного исходного кадра. Соответственно, это можно назвать имитацией HDR.

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:49:47

Я вот сейчас полез в опенсорсный LuminanceHDR собрать HDR для примера, и тут же встретил характерный прикол опенсорса. Программа спросила, как выравнивать картинки: при помощи hugin_image_stack или MTB? Ладно ещё я читал Блоха и знаю, в чём разница, но многие ли знают? :)

Лучше приведу скриншоты. Это известная опенсорсная программа, одних только операторов тонмапинга у неё целых 9. Что куда крутить и чтобы что притом произошло — «догадайся, мол, сама». Причём справки нет даже английской. Это — опенсорс. :)

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:25:40

Мало ли, компьютеры разные или проекции, или повезло. Я сам пользуюсь и автопано гига, и хугином, но как-то так получилось, что для быстрых работ у меня автопано, а для уникальных, в основном по смешиванию экспозиций и архитектурной проекции — хугин.

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:18:03

Не уверен, что до конца понимаю смысл, который вы вкладываете в термин «псевдо-HDR», но если налицо снимок контрастной сцены одним кадром, то единственный технически рациональный способ тянуть тени — именно что тянуть тени, обычно по маске. Способов сделать это несть числа, от кривых до фильтра Adobe Camera Raw.

Мне один коллега рассказывал, как он из одного рава от Д800 выводил три джипега с виртуально разными экспозициями, потом сводил это в EXR-файл и тонмапил, но зачем он это делал, я так и не понял.

Timoteo Cirkla, 2015-06-25T14:14:02

Ну ежели некогда снимать составной снимок (не брекетингом, а именно как для панорамы), то тут естественно, один кадр. И потом из него псевдоHDR сделать любым способом, хоть моим, хоть представленным в статье, хоть сведение экспозиций в фотошопе, хоть то же самое в гимпе.

Timoteo Cirkla, 2015-06-25T14:10:23

Я в автопано гига как-то собирал панорамку. Особой разницы во времени не заметил.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:19:25

NX-D конвертирует неплохо, но сказочно неудобно сделан. Даже странно, что в Никоне делают очень логично устроенные камеры и столь же нелогично устроенные фирменные равконвертеры.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:15:54

Увы, опенсорсные графические программы хороши только набором функций, которых ни у кого больше нет. Да, в хугине есть архитектурная проекция, но от загрузки исходников до готовой панорамы проходит времени раза в четыре дольше, чем в Autopano Pro. :) И так во всём.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:10:30

А, так вы это псевдо-HDR называете? :) Ну окей, а если по условию задачи не надо такой большой угол обзора? Или если просто некогда так снимать? :)

Timoteo Cirkla, 2015-06-25T07:52:31

Opensource - это всего лишь программное обеспечение, распространяемое под открытой лицензией. Не более и не менее. Ну а юзеры. Юзеры они везде разные. И то, какими способами они пользуются, от платформы не зависит.

Timoteo Cirkla, 2015-06-25T07:49:13

Это смотря как и чем клеить. Если вы говорите о съёмке брекетингом, то да, вы правы, это сложновато, штатив для такого нужен однозначно.
Но. Если имеется ввиду именно три кадра снятых снизу вверх, вертикальным рядом, то тут смотря чем и как клеить. Клею хугином. Нестыковки кадров бывают, но не так часто и чаще всего на сложных панорамах и составных снимках.

Timoteo Cirkla, 2015-06-25T07:42:50

Ну во-первых, с программами кому как. А во-вторых, описанный мною способ универсален. Операционная система не имеет значения.
Кстати, я пробовал предложенный вами способ.
А мой способ придуман далеко не линуксоидами. Использование связки программ вполне себе распространено. И далеко не всегда именно среди сторонников спо.
P.S. Насчёт опенсорс и проприетарных программ. Слишком субъективно. Впрочем, как всегда у большинства людей. А для менее субъективной оценки всё же стоит попробовать поработать в разных программах. И даже если вы поработали, не факт, что оценка будет субъективной. Ведь у каждого понятие удобства разное.

C1bb7c89 5cdd 4f3d ac9d 6af08f50b04d