Вверх

Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ

Дата публикации: 24.06.2015

Наверняка вы не раз сталкивались с подобной ситуацией: при съёмке закатного или рассветного сюжета на фото не получается показать во всех деталях и яркое небо, и тёмную землю — либо небо выходит белёсым и невыразительным, либо на земле остаются чёрные пятна.

Как можно исправить такое положение дел?

Эта статья будет полезна фотографам, которые только начали осваивать возможности компьютерной обработки изображений.

Расширяем динамический диапазон при обработке. Самый простой способ NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв.

Сразу отметим, что фотографировать нужно в формате RAW, так как он более гибок в обработке и позволяет проводить многие манипуляции со снимком без потерь в качестве или же с минимальными потерями. Помножим плюсы формата RAW на то, что современные камеры Nikon (как младшие модели (например, Nikon D3300), так и старшие (например, Nikon D750)), обладают очень широким динамическим диапазоном и сохраняют информацию и о самых тёмных, и о самых светлых деталях кадра. Нам же остаётся лишь извлечь эту информацию из файла при обработке.

В фотоаппаратах Nikon формат RAW называется NEF.

Выбор формата записи изображения в меню фотокамеры Nikon

Выбор формата записи изображения в меню фотокамеры Nikon

Важно учесть, что этот формат позволяет нам сильно осветлить тени при обработке, а вот пересвеченные области спасти зачастую не удаётся. Поэтому особое внимание стоит уделить тому, чтобы на снимках не было пересвеченных областей. Иногда кадр приходится делать даже несколько темнее обычного.

Рассмотрим пример:

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв.

Да, детали в теневых участках снимка сейчас выглядят слишком тёмными. Зато я сохранил на фото оттенки неба.

Разумеется, не нужно снимать совсем уж тёмные кадры, ведь возможности обработки RAW не безграничны. Самое главное — сохранить на нём детали в светлых участках. Не забывайте: чем больше вы будете осветлять тёмные участки при обработке, тем больше в них будет цифрового шума.

Итак, кадр сделан. Переходим к обработке. Откроем его в программе Capture NX-D. Это «родной» RAW-конвертер для фотоаппаратов Nikon. Он максимально корректно «переваривает» снимки, сделанные на камеры Nikon. Программа бесплатная, скачать её можно на официальном сайте Nikon.

Кому-то интерфейс программы может показаться сложным. Но не пугайтесь, из всех возможностей программы сейчас нам потребуется лишь один пункт меню. А именно — окошко коррекций Tone (Detail). Вот оно:

Чтобы вызвать это окно, нажмите на иконку, обведённую жёлтой рамкой. В синей рамке показаны регулировки, с которыми мы будем работать. Их всего три.

Highlight Protection отвечает за работу со светлыми участками кадра. C её помощью можно «вытянуть» пересвеченные области на фото.

Однако, как уже было упомянуто, в формате RAW гораздо более гибкой коррекции поддаются тёмные участки. За работу с ними отвечает регулировка Shadow Protection.

Регулировка D-Lighting HS представляет собой уникальную технологию расширения динамического диапазона от Nikon. Она тоже действует преимущественно на тёмные участки кадра. С ней-то мы и будем работать.

Передвиньте её ползунок вправо. На фотографии сразу появятся детали, которые раньше были слишком тёмными.

Я остановился на значении в 50 пунктов.

При такой коррекции мне удалось и проявить детали в тёмных участках снимка, и сохранить естественность кадра.

Не забывайте, что для любого снимка важно сохранить «живые» цвета, поэтому нужно не переборщить с обработкой!

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 4 с, 18.0 мм экв.

Теперь, когда все коррекции в RAW-файл внесены, его можно конвертировать в формат JPEG, подходящий для быстрого просмотра снимков и загрузки их в Интернет. Для этого в меню File выбираем пункт Convert Files и задаём место для сохранения файла.

Итак, мы всего лишь внесли одну маленькую корректировку в файл. Посмотрим на результат:

Такой же трюк можно провернуть и в других RAW-конвертерах. Например, в популярных Adobe Lightroom и Adobe Camera Raw для осветления теней есть ползунок Shadows, а для затемнения светлых участков — Highlights.

Безусловно, снимок можно обрабатывать и дальше. Не стесняйтесь экспериментировать с другими возможностями и параметрами, ведь корректировки всегда можно отменить, вернув фото в исходное состояние.

Дата публикации: 24.06.2015
Комментировать
8854dfb9 1d76 4ea1 b038 e6880699ed21 square 100
Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности — свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net. Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Я в Instagram: karrrtinki

Серия статей

Развернуть весь список

Другие статьи рубрики

Показать больше статей
Alex Savochkin, 2015-06-26T17:41:57

А не проще ли отмапить сразу рав? ;) Его несложно перевести в TIFF-16, сохранив значения, а уже TIFF прогнать сразу через тонмапинг.

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:37:02

Да вроде развивается, вон в феврале на гитхаб переехали. Да и не такое уж оно и старое, я обновлялся не далее как в прошлом году. Да и какая разница, если ползунки названы как переменные в формуле, а не по-человечески?

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:32:26

Совершенно характерный. Вы вот знаете, чем MTB отличается от align_image_stack и как правильно выбрать способ? Дело ж не в количестве настроек, а в названии их и ясности. Не бог весть какая сложность назвать настройки в терминах влияния их на изображение, но почему-то этого никто не сделал. Это не расчёт на продвинутого любителя, а обыкновенное непонимание того, что не все пользователи знают, что такое сигма пространственного ядра и как она влияет на картинку.

Alex Savochkin, 2015-06-26T17:25:04

Есть, да. Но описание операторов тонмапинга в LuminanceHDR найти не удалось от слова «совсем». Нашёл только доклады на Сигграфе о трёх операторах, и всё. Мне образование позволяет даже продраться через матан, но не слишком ли это суровый путь?

Проблемы с документацией (и дизайном интерфейса) в опенсорсе существуют органически. У редкой команды опенсорсного софта есть хороший дизайнер и тем более хороший редактор. Документацию просто некому писать, а дизайн страдает фичеризмом. Вот пример из релиза: "Get the most details and least artifacts from your raw photos thanks to modern and traditional demosaicing algorithms: AMaZE, DCB, AHD, EAHD, HPHD, IGV, LMMSE, VNG4, Mono and Fast." Напихать десяток методов демозаики на выбор и забыть в интерфейсе содержательную подсказку — нормальное явление. Я никоим образом не хочу сказать, что в опенсорсе всё плохо, но не совсем приятные особенности "бай дизайн" там существуют и конца им не видно.

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:49:47

Я вот сейчас полез в опенсорсный LuminanceHDR собрать HDR для примера, и тут же встретил характерный прикол опенсорса. Программа спросила, как выравнивать картинки: при помощи hugin_image_stack или MTB? Ладно ещё я читал Блоха и знаю, в чём разница, но многие ли знают? :)

Лучше приведу скриншоты. Это известная опенсорсная программа, одних только операторов тонмапинга у неё целых 9. Что куда крутить и чтобы что притом произошло — «догадайся, мол, сама». Причём справки нет даже английской. Это — опенсорс. :)

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:25:40

Мало ли, компьютеры разные или проекции, или повезло. Я сам пользуюсь и автопано гига, и хугином, но как-то так получилось, что для быстрых работ у меня автопано, а для уникальных, в основном по смешиванию экспозиций и архитектурной проекции — хугин.

Alex Savochkin, 2015-06-25T21:18:03

Не уверен, что до конца понимаю смысл, который вы вкладываете в термин «псевдо-HDR», но если налицо снимок контрастной сцены одним кадром, то единственный технически рациональный способ тянуть тени — именно что тянуть тени, обычно по маске. Способов сделать это несть числа, от кривых до фильтра Adobe Camera Raw.

Мне один коллега рассказывал, как он из одного рава от Д800 выводил три джипега с виртуально разными экспозициями, потом сводил это в EXR-файл и тонмапил, но зачем он это делал, я так и не понял.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:19:25

NX-D конвертирует неплохо, но сказочно неудобно сделан. Даже странно, что в Никоне делают очень логично устроенные камеры и столь же нелогично устроенные фирменные равконвертеры.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:15:54

Увы, опенсорсные графические программы хороши только набором функций, которых ни у кого больше нет. Да, в хугине есть архитектурная проекция, но от загрузки исходников до готовой панорамы проходит времени раза в четыре дольше, чем в Autopano Pro. :) И так во всём.

Alex Savochkin, 2015-06-25T08:10:30

А, так вы это псевдо-HDR называете? :) Ну окей, а если по условию задачи не надо такой большой угол обзора? Или если просто некогда так снимать? :)

Константин Воронов, 2015-06-25T05:27:08

Здравствуйте! Спасибо за комментарий. Должно быть, Вы приверженец ОС Linux и софта с открытым кодом? Потому что именно "линуксоиды" любят сильно усложнять даже самые элементарные действия ;)
А если серьёзно, то сегодня все же удобнее и качественнее будет сразу рав "проявить" как надо, это даст лучшее качество картинки, нежели его экспорт в трех экземрлярах с разными коррекциями и соединение их в других программах. Единственное, к сожалению род Линуксом пока все очень плохо с программами по обработке фото. Большинство программ с современными функций и возможностей доступны лишь под mac и win.
Предложу Вам ещё один похожий экстравагантный способ: снять вертикальную панораму из двух-трех кадров , каждый экспонируя с небольшими поправками соответственно по небу, по земле и т. п. А потом их собрать в редакторе панорам типа ptGUI. Но этот метод требует определённой сноровки. Тогда как описанный в статье способ доступен каждому:)

Alex Savochkin, 2015-06-24T22:56:06

Не лучше. Три кадра вместо одного, без штатива скорее всего будут ошибки совмещения, потом дорабатывать. Проще нормально снять и сразу сделать в равконвертере.

2465b0c0 7186 4807 9611 6ec0580126e6